39. место встречи изменить нельзя

Ольга Валерьевна Юдаева
Вот вы, например, где чаще всего с оппонентами встречаетесь? У холодильника? Или в туалете? Или, может, в прихожей, отбирая друг у друга обувной рожок? Это у вас просто геополитические амбиции не развиты. Вот те, у кого с ними порядок, встречаются в других местах.

Ближний Восток, точнее, тот его пятачок, что заняли под свое стойбище приблудившиеся евреи - очень подходящее место для проведения геополитических турниров. Это все приличные державы еще три тысячи лет назад выяснили. И именно на том пятачке мерялись: у кого меч длиннее, а у кого верблюд без пробега по СНГ.

Самых державных держав в то время было три: Египет, Месопотамия и Хеттское царство. И все они обтирались друг об друга своими jопами зачеркнуто границами, норовя заступить за соседские колышки. А встречаясь на нейтралке, читай на еврейских землях, не стеснялись грабануть туземцев.

Прямо сейчас будет история про это всё кровавое, почти тарантиновское. Наливаем себе кофе в любимую кружку, закидываем ноги на стол и поправив очки на носу, приступаем...

Вот только что, буквально 2600 лет назад плюс-минус 50 лет, отгремели колеса телег полевой кухни ассирийской армии, приходившей из Месопотамии за данью и затихли вопли плененных самаритян — израильских верноподданных, прихваченных в качестве контрибуции суровыми ассирийцами, как уже опять слышно бряцанье оружия, теперь уже под стенами Иерусалима — главного города Иудеи.

Тут на всякий случай опять справку историческую впердоливаем, вдруг кто забыл или только начал приобщаться к знанию: 3000 лет назад евреи попилили на две части один целый Израиль. Которая часть побольше, со столицей в Самарии, так и осталась Израилем, а та часть, что поменьше, застолбила за собой Иерусалим и назвалась Иудеей.

Ну, так вот, пройти мимо Иудеи ассирийским войскам было никак невозможно. Богатство Иерусалима притягивало мародеров и сулило им счастливую старость. Надо брать, решило армейское начальство и тут же, не отходя в кусты, обосралось зачеркнуто облажалось. Неслыханная диарея приключилась с войском и пришлось срочно бежать домой, отстирывать подгузники.

Пока торопились до родных апартаментов, отмывались, переодевались и обратно собирались, власть поменялась. Ассирийцев заменили халдеями, а Месопотамию переименовали в Вавилон (ну, не дословно так, но вот если в подробности не вдаваться и погрешность в десятки лет принять за норму, то вполне хронологичненько получилось).

По случаю революций, митингов и переворотингов у соседей, египтяне решили подключиться к веселым стартам и выставили свою футбольную команду. Турнирная таблица обещала быть интересной. В процессе игрищ египетский фараон перехватил все голевые передачи опять зачеркнуто прибрежные города, захватил инициативу и тут зачеркнуто Иудею и между делом, поменял рефери тьфу, опять зачеркнуто царя в Иерусалиме.

Тут у иудеев случился когнитивный  диссонанс. Не могли решить, по чьим ведомостям платить налоги, в смысле, кому дань заносить? По старинке, Месопотамским правопреемникам — вавилонцам или уже новой крыше, в Египет? Двойное налогообложение боливар не потянул бы.

Большинство голосовало за Египет, но были и консерваторы.

И был очередной внештатный пророк Иеремия (ивр. Йрмеяху), который вообще ничего хорошего для оставшихся на воле евреев не видел. Он и Египет-то в гробу видал. Как собственно и Вавилон.

Пророк этот придерживался старинной еврейской традиции: на любом празднике кто-то обязательно должен бубнить в спину веселящимся людям, что вся жизнь — говно, а тем, кому сейчас особенно хорошо, потом будет сильно хуже, от них всё зло. Традицию воплощал в жизнь словами:

"Как! вы крадете, убиваете и прелюбодействуете, и клянетесь во лжи и кадите Ваалу, и ходите во след иных богов, которых вы не знаете, и потом приходите и становитесь пред лицем Моим в доме сем, над которым наречено имя Мое, и говорите: "мы спасены ", чтобы впредь делать все эти мерзости".(Иер. 7:9-10) 

Ну, реально же ничего хорошего не сказал! Зато, передавал от Яхве приветы и обещания изысканных мер воздействия:

"вот, Я накормлю их, этот народ, полынью, и напою их водою с желчью; и рассею их между народами, которых не знали ни они, ни отцы их, и пошлю вслед их меч, доколе не истреблю их".

Вдохновленная мотивирующими лозунгами и мемасиками толпа не линчевала сотрудника богической радиорубки, только потому, что про суд Линча еще не знала, а камнями не закидала, потому как дворцовая стража отбила «говорящую голову» и доставила на суд царских придворных.

Аристократы сами хотели учинить судилище над радиоведущим, но не успели. Он их красноречиво заболтал, чисто Кашпировский! Внушил сиятельствам, что несет в себе истину и говорит не от сердца, а рапортует от Яхве (и вот те крест во всё пузо!). Те поверили. Поплевали через левое плечо и отпустили, от греха подальше.

Но на сиятельствах носитель истины не остановился, решил охватить широкий электорат и нашел подходящее место. Во дворе Храма развернул свои рекламные банеры и с удвоенным усердием принялся вещать гадкое. Для привлечения дополнительного внимания, добавил спецэффектов: на глазах у всех он разбил об пол кувшин, вопя громким голосом: "… так сокрушу Я этот народ и город сей!.."

По современным меркам, так себе перфоманс, не сильно впечатляющий, но то ли кувшин был из лучшего китайского фарфора эпохи династии Сун, то ли вино в нем было заморское, дорогое, но главный священник Пасхор (ивр.Пашхур) сильно осерчал.

Еретика, протестовавшего против жирноликих жрецов, их пышных обрядов и не аскетичной жизни, заперли в чулане, немного-таки отлупив в педагогических целях. У Иеремии были другие представления о педагогике и методах воспитания, потому, урок не зашел. Уже на следующий день, как только его выпустили из заключения, он продолжил свою просветительскую деятельность.

В новую египетскую крышу Иеремия не верил, считал, что она уступает по износостойкости вавилонской. И предупреждал, что защитная конструкция рухнет при первой же встряске. Египет не спасет евреев:

"вся земля эта будет пустынею и ужасом; и народы сии будут служить царю Вавилонскому семьдесят лет".

Зато Вавилону добрый человек обещал глобальное потепление и бонусом экологическую катастрофу (тут есть повод Гретте задуматься о нарушении авторских прав и пошлости копипаста):

"И будет: когда исполнится семьдесят лет, накажу царя Вавилонского и тот народ, говорит Господь, за их нечестие, и землю Халдейскую, и сделаю ее вечною пустынею".

Не добившись отклика в пипле, Иеремия решил действовать через центральный аппарат власти. Надиктовал тезисов своему писарю Баруху и скатав пергамент рулончиком, отправил царю. Царю, понятное дело, такая рекламная акция не понравилась. Порвал он и сжег брошюру. Автора тоже хотел порвать и сжечь, но тот благоразумно слинял из столицы.

А предсказания начали сбываться.

Иудея объявила Вавилону свое Фе и отказалась платить по счетам, уведя свои капиталы в офшор зачеркнуто Египет. Вавилон тянуть с расплатой не стал, быстренько организовал карательную экспедицию и разгромив иудейскую скотоводческую армию, увел в плен всех знатных граждан еврейской национальности во главе с царем Иехонией, просидевшем на престоле всего три месяца.

"…никого не осталось, кроме бедного народа земли" (4 Цар. 24:14)

Свято место пусто не бывает, вспомнил перед уходом вавилонский царь Навуходоносор и посадил на освободившийся вакантный трон дядю плененного царя Седекию (ивр. Цидкияху). И теперь уже Седекия строил планы, как избавиться от татаро-монгольского сорри и тут зачеркнуто вавилонского ига, а Иеремия ему объяснял, почему не надо строить великую китайскую стену: в назначенное время Яхве сам всё построит / разрушит (нужное подчеркнуть).

Но какой еврей будет слушать совета, за который он не заплатил?

И Седекия кинул клич в соседние сирийские страны (вот были же они союзниками!): пролетарии / правители (ненужное вычеркнуть) всех стран соединяйтесь! Встреча на высшем уровне проходила в Иерусалиме. На повестке дня стоял один вопрос «как избежать геополитического харрасмента». А то харрасят и харрасят. Туда едут — харрасят, обратно едут — опять харрасят.

И тут на совещание, прямо во дворец, заявился давешний пророк в рубище и с ярмом на шее, изображая раба на вавилонских урановых рудниках. Собрав всё свое красноречие, он принялся отговаривать партизанских командиров от военных действий, обещая рабство за непослушание.

Археологи нашли переписку иудейского военачальника того времени, в которой говорилось о возмутительных речах какого-то пророка. К сожалению, место с его именем обломано, но сохранились последние буквы "ия". Вероятнее всего, здесь идет речь о Иеремии, которого тогда обвинили в измене и посадили в тюрьму.

Из тюрьмы Иеремия жаловался Яхве в письменной форме, строча пророчества и сомневаясь в яхвенной справедливости. Яхве же восстанавливать попорченную репутацию своего рупора не торопился, обвинения в измене снять не помогал. Зато надоумил царя Седекию не убивать пророка, а использовать его с пользой, как мирный атом.

И вот тогда-то Седекия и пришел сам за советом, заплатив за него отменой казни Иеремии. А к платному совету и царь не равнодушен. Даже еврейский.

"И спрашивал его царь в доме своем тайно и сказал: нет ли слова от Господа? Иеремия сказал: есть; и сказал: ты будешь предан в руки царя Вавилонского".

Но не смотря на такое предсказание, Седекия верил в свою счастливую звезду и египетскую армию. Навуходоносор тоже верил в свою счастливую звезду, но не верил в египетскую армию и разбил ее. И возобновил осаду Иерусалима.

9 июня 586 г. до н.э. вавилонские халдеи ворвались в город. Горели дома и целые кварталы, рухнул объятый пламенем Храм. Это событие так и назвали "Конец Первого Храма", и уже 2600 лет отмечают его всееврейской голодовкой.

Славный смелый царь Седекия пытался бежать через пролом в городской стене и вывести остатки своей армии. Но, как и обещал Иеремия, был настигнут халдеями, взят в плен и убит.

Гражданское население тоже пустили в расход, но Иеремию не тронули, уважительно обойдя его по большому кругу. Выжившие граждане пытались партизанить, но были разбиты и прихватив с собой единственного оставшегося пророка, бежали с ним в Египет. Опять.

На второй кругу пошли, похоже...