Человеческий разум - источник многих сегодняшних п

Вячеслав Шиянов
            
                ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ РАЗУМ - ИСТОЧНИК МНОГИХ СЕГОДНЯШНИХ ПРОБЛЕМ

"Люди всячески стремятся обогатить свою память, свои познания, упражняются в красноречии, но они почти никогда не заботятся о культуре мышления. Они стремятся рассуждать логически, не заботясь о том, чтобы правильно мыслить. Они смешивают эти вещи".
          Антуан де Сент-Экзюпери.

Неизбежным спутником человечества на всем протяжении истории были войны. И сегодня в наши, казалось бы, просвещенные времена они все с той же неотвратимостью происходят на планете, принося людям душевные страдания, материальные разрушения, физическую гибель.

В чём же основные, г л у б и н н ы е причины возникновения конфликтов? Ведь они так часто происходят не только на межгосударственном, но и на межличностном уровне, на уровне отношений человека с окружающей его природой. И сможет ли человечество, хотя бы в будущем, отказаться от проведения "больших" и "малых" войн, как от одного из способов их разрешения?

Одни убеждены, что агрессивность, с которой порой один человек относится к другому, "заложена" в нём изначально, как и у животных, самой природой и человечество бессильно в своём стремлении раз и навсегда покончить с войнами.  Другие, отрицая подобное, утверждают: хотя человеку и присущи некоторые черты, определяющие допустимость сравнения его поведения с поведением животных, в нём есть "нечто", возвышающее его над всем животным миром, придающее его облику человеческую сущность. Наличие в человеке этого "нечто", считают они, даёт основание полагать, что человечество способно научиться устранять причины возникновения вооружённых конфликтов и сможет предотвратить угрозу самоуничтожения в будущем.

Подобные рассуждения относятся к области предположений и отражают наши, далеко ещё неясные, представления о себе, об окружающем нас мире живых существ.
Причина этому не только в трудностях постижения разумом человека тайн живой природы. Важно понять, что в наши времена, так же как и в предшествующие, ещё очень велика зависимость науки от власть имущих, от тех, в чьих руках в действительности находится политическая и экономическая власть, кому предоставлено право владеть и распоряжаться огромными денежными средствами, имея, о науке, как правило, смутное представление.

Но времена меняются, и сегодня становится совершенно очевидно, что этот сложившийся порядок надо менять. Слишком много сложнейших, требующих безотлагательного решения проблем встаёт перед человечеством на современном этапе развития. Подход к решению этих проблем требует глубокого критического пересмотра всей сложившейся системы базовых ценностей, изменений в мировоззрении, в формах человеческого общежития.

Люди должны знать, что вследствие гигантских социальных и технологических изменений, происшедших на нашей планете за последнее столетие, механизм окружающей нас жизни уже не функционирует нормально и угроза самоуничтожения реально встаёт перед человечеством. Надо понять, что именно сегодня, как никогда раньше, нам необходимо уделять внимание науке, развитию тех её направлений, которые занимаются изучением человека, его разума. Ведь именно человеческий разум (негармоничное его развитие) является источником многих сегодняшних проблем, а если это так, то только лишь понимание его природы и путей развития даст нам возможность решать эти проблемы, научит нас вести себя разумно в настоящей и будущем, достойно нося имя Homo sapiens - человек разумный.

В 1981 году американскому учёному Роджерому Сперри и его сотрудникам была присуждена Нобелевская премия за открытие в области исследований мозга человека. В последующие годы в нашей печати достаточно часто упоминалось об этом открытии. Печатались статьи в научно - популярных журналах, издавались книги отечественных и зарубежных авторов. В выступлениях ученых "перестроечных" лет, с высоких трибун, говорилось о тех новых возможностях в изучении мозга (интеллекта) человека, появляющихся у нашей науки в связи с созданием в стране института мозга человека; о грядущих достижениях в этой области знаний, которые должны послужить перестройке (газета "Труд" № 7, от 08.01.89 г., стр.3). Хочется думать, что и сама идея перестройки у руководства бывшего Союза, провозгласившего курс на преобразования, ассоциировалась в сознании, прежде всего, с идеей изменения человеческих отношений, их совершенствования на основе современных представлений о человеке.

Многим тогда казалось, что наступает время эпохальных перемен, что человечество в своём интеллектуальном развитии достигло такого уровня, на котором становится понятна необходимость проведения серьёзных изменений, касающихся форм общественного устройства.Почему же с тех пор существенных, направленных в сторону прогресса, изменений ни у нас, ни на Западе не произошло?

Причины различны. "Перестройка" в нашей стране закончилась неудачей. Люди обманулись, променяв разумное начало на "некое", ведущее к "процветанию", западного (заокеанского) образца. Проблемы переустройства нашего общества, таким образом, во многом стали похожими на проблемы переустройства общества западного типа. Основным же препятствием на пути переустройства общества западного типа является сопротивление определённых групп людей, имеющих вполне понятные причины желать сохранения существующего положения. (Изменения могут затронуть тех, кто находится на вершине иерархической лестницы; в результате этих изменений они могут опуститься на несколько ступенек в низ, что представляется для них нежелательным).

В чём же суть и значение открытия Р.Сперри?

Было доказано, что  ДВА ПОЛУШАРИЯ МОЗГА ЧЕЛОВЕКА, обладая явной асимметрией, ОБЕСПЕЧИВАЮТ ДВЕ РАЗЛИЧНЫЕ ФОРМЫ СОЗНАНИЯ. Выяснилось, что одно полушарие иначе обрабатывает информацию, принимает решения, иначе "думает" чем другое полушарие. По-разному формируется эмоциональная жизнь в каждом из полушарий, и даже процесс обучения происходит неодинаково.

Исследования указали на то, что левое полушарие "говорящее", скорее, аналитическое. В нём находят своё отражение процессы, лежащие в основе речи, письма, счёта, логического мышления. Своё сознание может вы-разить с помощью речи. Обрабатывает информацию абстрактно, отвлечённо, по мере её поступления - последовательно.

Правое полушарие - "немое" (как бы бессловесное). По принятому названию способа постижения мира, его можно назвать - интуитивное. Оно даёт целостную картину явлений внешнего мира, воспринимая его, прежде всего, образно - наглядно, оценивая пространственно-временные отношения. Конкретное мышление, художественное, чувственное восприятие, понимание музыки основывается на процессах, происходящих в этом полушарии. Своё сознание на понятийном уровне, с помощью речи, выразить не может. Обрабатывает информацию сразу с несколькими входами - параллельно.

Посредством нервных волокон, связывающих полушария, их сознания постоянно влияют друг на друга, и связь эта носит, по утверждению Р.Сперри, не "помогающий", а "тормозящий" характер, вследствие их "общей несовместимости" (когда одно из них угнетено, функции другого резко обостряются).

Установлено, что единое сознание, состоящее из двух качественно различных форм сознания, является сугубо человеческим свойством мозга.
Впервые узнающие об этом удивительном открытии и обнаружившие интерес к нему, много любопытной информации могут получить, познакомившись с соответствующей литературой. Изложенного же выше должно быть достаточно для того, чтобы, отдавая должное усилиям учёных, не вникая в подробности проведенных ими исследований, после некоторых размышлений, понять и по достоинству оценить их результаты.
Выводы, которые они позволяют сделать, поистине ошеломляющие!

По масштабу влияния, которое они способны оказать на наше сознание, их можно сравнить лишь с великими открытиями прошлого, а, учитывая специфику области проводимых исследований, предположить ещё большую их значимость.

Прежде всего, они позволяют нам по-новому взглянуть на самих себя, лучше узнать себя, понять свою природу и на основе этих новых научных знаний "о себе" во многом изменить наше мировоззрение - сблизить позиции в философских, научных, политических, нравственных и эстетических взглядах.

Они дают возможность постижения таких истин, усвоение которых по-может нам научиться с минимальными потерями разрешать возникающие в жизни противоречия, позволяя ступать всем на новый уровень развития отношений.

"Познай самого себя" и ты познаешь весь мир - не настало ли время в должной мере оценить мудрость высказывания древнегреческого мыслителя?

Человечеством накоплен огромный интуитивный опыт, позволяющий предполагать наличие в человеке "двух умов в одном теле". Многие учёные, писатели, поэты, философы прошлого, в своём творчестве, прямо или косвенно подтверждали такой опыт. Теперь подобные предположения, особенно, для аналитически мыслящих людей, всегда с раздражением относившихся к самой идее существования интуитивных знаний, не кажутся столь абсурдными. Утверждение учёных, что левое и правое полушария мозга человека представляют собой два различных уровня сознания, подразумевают такое наличие "двух Я" в каждом из нас, нормально существующих и дополняющих друг друга.

Насколько их влияние друг на друга является соперничеством, а насколько сотрудничеством пусть определяют учёные. Ясно, что ФУНКЦИИ РАЗДЕЛЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОЛУШАРИЙ МОЗГА ИМЕЮТ ЖИЗНЕННО ВАЖНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА, НО НЕ МЕНЕЕ ВАЖНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ОНИ ИМЕЮТ И ДЛЯ ОБЩЕСТВА. ОПРЕДЕЛЯЯ ЗАКОНОМЕРНОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ "СВЯЗЕЙ", ВОЗНИКАЮЩИХ В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ, ОНИ ОКАЗЫВАЮТ БОЛЬШОЕ ВЛИЯНИЕ НА ХАРАКТЕР ИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ, НА ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ, НА ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА В ЦЕЛОМ.

Было установлено, что в поведении, людей всегда, явно проявляются признаки доминирования левого полушария над правым у одних, и правого над левым у других. И это так. Многие в своей сознательной жизни почти полностью рациональны, но много и таких, кто почти полностью интуитивен. Каждая из этих групп, которым условно можно дать соответствующие названия "логиков" и "интуитов", очень мало ценят познавательные достоинства другой (особенно "логики"), высмеивают друг друга и выражения типа "бестолочь" и "тупица", употребляемые при обмене мнениями между ними, можно считать ещё вполне вежливыми.

Объяснять причину возникновения подобных взаимоотношений недостатками воспитания, образования людей, негативным влиянием той среды, в которой формировался их разум, значит, попадать в сети традиционных взглядов и представлений о человеке, вносящих в наше сознание больше путаницы, нежели упорядоченности и ясности, а поэтому ещё больше нас разделяющих.

Открытие нейрофизиологов, о котором идёт речь, в совокупности с доводами, приведёнными ниже, внося определённую ясность в понимание природы нашего разума, позволяют найти объяснение этому явлению; способствуют пониманию глубинных, скрытых внешней стороной процессов, происходящих в сфере общения - в мире человеческих отношений, оказывающих такое огромное влияние на нашу жизнь, по сути, во многом определяющих историю общественного развития.

Зная о том, что свойства нервной системы всех организмов, живущих на Земле, в том числе млекопитающих и человека, в основном определяются "заложенной" в неё генетической информацией, и, что генетические изменения происходят крайне медленно; учитывая тот факт, что структура живой природы, в отличие от неживой, асимметрична; а так же факт разделения функций полушарий коры головного мозга человека, являющийся, по мнению Р.Сперри, следствием, "их общей  несовместимости", можно с уверенностью утверждать, что предрасположенность к доминированию левого или правого полушария у человека предопределена изначально наследственной информацией. Человек как бы "запрограммирован" быть в большей или меньшей степени "логиком" или "интуитом" и золотой середины здесь быть не может. Это и подтверждают факты научных наблюдений.

Надо сразу подчеркнуть - очень важно не переоценить значение деления людей на группы (тем более находить в этом повод к оправданию националистических идеологий). У подавляющего большинства из нас "рациональный" и "интуитивный" подходы к жизни существуют одновременно. Оба образа мышления, которыми эти подходы сопровождаются, весьма различны; но надо хорошо понимать, что, взаимодействуя между собой, они дополняют друг друга, способствуя, таким образом, выживанию, как отдельного человека, так и всего человечества в целом.

Представляется, что у идеального человека не должно наблюдаться признаков доминирования какого-либо из полушарий. Для гармоничного развития его сознания в левое и правое полушария природой изначально должны быть "заложены" в равной степени одинаковые способности к развитию ("своих" типов памяти до максимально возможного для него как вида уровня). Но по недостаточно хорошо ещё пока изученным нами общим законам, определяющим развитие структур живой природы, этого не происходит. В действительности у каждого человека можно найти достаточное количество признаков, указывающих на его принадлежность к той или иной группе "логиков" или "интуитов" (Любой наблюдательный человек, тем более психолог или художник, сможет сделать это по чисто внешним признакам.)
Внутри каждой группы люди отличаются друг от друга по степени дарования. Среди "логиков" так же, как и среди "интуитов", есть свои гении, и есть люди, обладающие в большей или меньшей степени выраженными способностями к левополушарному мышлению у "логиков" и правополушарному у "интуитов".

Точнее, всех нас можно разделить на три основных типа:

- есть "логики", обладающие выдающимися способностями к левопо-лушарному мышлению, но с слабо выраженными к правополушарному;
- есть "интуиты", обладающие выдающимися способностями к правополушарному мышлению, но с слабо выраженными к левополушарному;
- и есть люди, наделённые теми и другими способностями примерно в равной степени одинаково - "центристы". Различия между их способностями к творческому мышлению лишь "качественные", определяемые генетически заложенными возможностями их нервной системы к развитию (во многом определяющие уровень развития). Среди них есть люди с выдающимися способностями (гениальные), есть менее способные и есть просто с обыкновенными средними, выше или ниже выраженными, способностями.

Некоторых, в зависимости от их принадлежности к той или иной группе и степени одарённости, можно "вписать" в промежутки между перечисленными типами. Все вместе взятые мы и образуем ту сложную совокупность людей, именуемую человеческим обществом.

Человек, как известно, обладает "открытой", не полностью генетически запрограммированной нервной системой, сохраняющей в определённой степени пластичность (гибкость) и изменчивость на протяжении всей жизни. Наше поведение, таким образом, определяется не только "заложенной" генетической информацией, но и внегенетической, приобретаемой нами за время жизни. Поэтому, безусловно, воспитание, образование, окружающая среда, формируя сознание, оказывает на нас очень большое влияние. Но для того, чтобы лучше понимать людей, суть причин, побуждающих их совершать определённые поступки в тех или иных ситуациях, необходимо знать о некоторых особенностях взаимодействия полушарий нашего мозга, во многом решающим образом определяющих наше поведение (особенно в критических ситуациях).

Доминирующее полушарие, обладая лучшими, в сравнении с другим, генетически заложенными способностями к развитию, как бы "тяготея" над ним, мешает ему включаться в процесс мышления, тем самым "тормозя", замедляя развитие. Люди должны знать и помнить об этом. Ведь именно взаимодействием обоих полушарий (составляющих единого сознания) и определяется наше поведение. Чем значительнее разница в их потенциалах, тем заметнее в нашем поведении проявление признаков доминирования левого или правого полушарий.

В детском, юношеском возрасте родители, педагоги заботятся о гармоничном развитии сознания подрастающего человека. Но с приобретением самостоятельности, по различным причинам, в основном зависящим от самого человека, этот процесс во многом приостанавливается (Нам гораздо приятнее делать то, что легче всего даётся). Приобретённая когда-то информация об окружающем нас мире (мысли и связанные с ними чувства), без систематического подкрепления повторениями, связями с новой со временем забывается. Причём ускользают из памяти в первую очередь, мелкие детали, оттенки, тонкости воспринимаемого, так много определяющие в его оценке значимости для нас. Остаются более абстрактные образы, понятия, ещё более с отдалением времени беднеющие. Меняется наше представление о мире, занижается оценка значимости, соответствующим образом влияя на наше сегодняшнее поведение. С учётом вышеупомянутых особенностей взаимодействия полушарий понятно, что процесс забывания приобретённой информации будет происходить значительно быстрее в "угнетённом" полушарии и, если не принимать мер к восполнению "утраченного" сознание человека может приобрести уродливые формы - с чрезмерно развитыми одними его составляющими и деградировавшими, отставшими от развития другими.

Вероятно, с таким сознанием человеку будет нелегко жить среди людей. В одном случае ему просто не выжить в современном обществе - "интуиту". В другом: он будет для него потенциально опасен - "логик".

Мы должны осознавать необходимость гармоничного (не уродливого) развития своего сознания и не только в детском, юношеском, но и в зрелом возрасте, уже самостоятельно, несмотря на профессиональную занятость, вечную нехватку времени и усталость, повышая общий уровень развития сознания, стремиться поддерживать его в состоянии гармоничного равновесия.

Природа наделила нас способностью постигать мир и разум подсказывает, что мы должны использовать этот дар, прежде всего, для познания себя, раскрытия своих задатков. Надо знать, что с целью выравнивания потенциалов обоих полушарий мозга, человек может повлиять на развитие своего "угнетённого" полушария. Для этого необходимо, проявляя волевые усилия, уделять больше времени научению именно этого полушария, продвигаясь вперед "по обширному полю человеческого знания" (даже самые элементарные потенции нашего мозга могут реализоваться лишь благодаря обучению). И помнить, что генетические установки в нас весьма устойчивы. Доминирующее полушарие всегда будет лучше проявлять свои способности к научению, влиять на внимание. Раскрытие же задатков "угнетённого" может потребовать затрат значительно больших, по сравнению с ним, усилий.

Факты, подтверждающие деление людей на группы с признаками доминирования левого или правого полушарий мозга, просматриваются через всё историческое прошлое человечества, обнаруживая непрекращающееся противоборство двух начал нашего сознания. Особенно отчётливо они видны в проявлении противостояния между различными противоположными по духу, взглядам, убеждениям верованиями, философскими учениями, политическими партиями, движениями. Философствуя на бытовом уровне, народ сам разделил всех на простаков и обманщиков, альтруистов и мизантропов, мыслителей и художников, физиков и лириков и др. Противоборство между рациональным и интуитивным отражается в самом восприятии нами значения слов "левый" и "правый" (в политике, быту). А ожесточённая борьба добра со злом, изображаемая в древних мифах, народных сказках и трагедиях, не является ли отражением противоборства тех же двух начал нашего сознания, находящих, как правило, понимание и примирение в каждом из нас (благодаря существованию "прямой связи" внутри нас и желанию выжить); и столь явно выраженное непонимание, доходящее порой до проявления признаков вражды и лютой ненависти, "вне нас", по отношению к сознанию другого человека, противоположного типа (прямая связь отсутствует).

По-видимому, основная доля "вины" за создание ситуации противоборства лежит на левом полушарии нашего мозга. Предвзятость наивного "рационального" сознания человека, его самодовольство и амбициозность, проявляющиеся в отношениях с таким же "рациональным", а тем более с "несовместимым" с ним "интуитивным" сознанием другого человека, рождают не понимание, недоверие, настороженность с его стороны, приводят к раздражению и столкновениям между ними.

"Логики" считают, что главное в человеке это словесные и аналитические способности. По их мнению, умение мыслить существует потому, что человек умеет говорить. (Способности воспринимать, воображать пространственные взаимоотношения между предметами, трёхмерную геометрию у них выражены слабее; бывает, что люди с чрезвычайно выраженными аналитическими способностями почти полностью лишены таких возможностей.)

"Интуиты", отдавая должное способностям легко воспроизводить информацию в словесной форме, придерживаются иной точки зрения. По их мнению, слова языка, в устной или письменной форме, не играют никакой роли в механизме мышления. Элементами мысли, считают они, являются некие сущности - знаки, образы, которые можно, по желанию, воспроизводить, комбинировать между собой, а слова и другие знаки, наиболее точно выражающие мысли, приходится изыскивать лишь на втором этапе. (У них слабее выражены способности говорить грамматически правильно, запоминать слова, тексты.)

"Интуиты" способны ярко вообразить будущее, а "логики" хотят его вычислить, поэтому приходят к разным результатам и спорят. Чем больше разница в потенциалах между левым и правым полушариями их мозга, тем значительнее расхождение в представлениях ими прошлого, настоящего и будущего, вероятнее возникновение ситуаций непонимания, приводящих со временем к раздражению, грубости и срыву в отношениях. Постепенно конфликт обостряется и переходит в разряд трудноразрешимых.

Ситуация часто усугубляется тем, что "интуиту" сложнее выражать свои мысли в словесной форме. "Логик" же, свободнее владея языком, усматривает в этом своё интеллектуальное превосходство, теряя постепенно интерес к его доводам. Пренебрежение мнением, остроты, колкости отпускаемые "логиком" в адрес противоположной стороны, естественно не остаются ею незамеченными и воспринимаются в лучшем случае с досадой, в худшем, как оскорбление.

"Логики" обычно хорошо понимают друг друга. В их отношениях менее расчётливый находится в зависимости от жёсткого, более расчётливого, обладающего лучшей языковой способностью. Конфликты между ними происходят, как правило, в случае угрозы их собственной жизни или, когда их личные интересы, лежащие чаще всего в сфере материального, пересекаются настолько, что возникает необходимость их отстаивать.

Взаимоотношения "интуитов" отличаются уравновешенностью и взаимопониманием сторон. Серьёзные конфликты между ними менее всего вероятны и, если случаются, то в основном по вине левого "рационального" полушария (В определённых ситуациях два начала нашего сознания могут проявлять себя в значительно большей или меньшей степени). Между ними может произойти ссора, размолвка, о которой будут сожалеть оба, испытывая одновременно чувство вины, досады и обиды. Но ненадолго. При последующих контактах ситуация, как правило, налаживается.

И "логики" и "интуиты" правы и неправы в своих представлениях о механизме мышления. Мозг человека - единый орган и невозможно представить его работу без взаимодействия всех составляющих его областей.

По-видимому, человек мыслит, зрительными образами и (словесными) понятиями, одновременно используя приобретенную в основном с помощью зрения (90 %) и языкового общения с другими людьми информацию о внешнем мире. Но мышление "логиков" отличается от мышления "интуитов". "Логики" (люди с преобладанием словесно-логического типа памяти над наглядно-образным) мыслят в большей степени доминирующим левым полушарием мозга - обеднёнными зрительными образами и выраженными в словесной (знаковой) форме понятиями (с помощью действий над словами, "внутренней речи"); а "интуиты" (люди с преобладанием наглядно - образного типа памяти над словесно-логическим) доминирующим правым - абстрактными и более конкретными (комплексами) образами ("в несловесное мышление"), используя слова (знаки) и более упрощённые (словесные) понятия чаще всего в качестве сопровождения и фиксации хода образной мысли.

Сами же мысли рождаются из мотивирующей сферы нашего единого сознания, охватывающей наши влечения, потребности, интересы и эмоции; формирующейся взаимодействием сознаний обоих полушарий мозга, определяющей силу и направленность этих мыслей.

В экономически развитых так называемых странах западной демократии, влияние которых сегодня так широко распространяется на многие страны мира, высшие посты в государственном управлении, как правило, занимают люди с заметно выраженным аналитическим (рассудочным) складом ума - "логики". Их приход во властные структуры во многом предопределён результатом действующей в этих странах (удовлетворяя интересы, прежде всего, экономически господствующих слоев общества), всем известной своим "несовершенством", системы выборов политической власти, обеспечивающей преимущества в достижении успеха на выборах более расчетливым, прагматичным людям.

За многолетнее пребывание у власти "логики" распространили своё влияние на все сферы жизни общества. Внося в сознание людей (осознанно и неосознанно) сомнение в истинности веками сложившихся понятий и представлений о морали и добродетели, они изменили, в соответствии со своими левополушарными представлениями, их жизнь.

С развитием средств массовой информации влияние левополушарного "компонента" сознания власть имущих значительно возросло.

"Логики" - рядовые граждане - воспринимают происходящие в жизни изменения как данность, по возможности, приспосабливаясь к ним или используя их в своих целях, мало задумываясь о том, каковы могут быть их по-следствия для нашего будущего.
"Интуитам", воспринимающим мир как единое целое, находящееся в одной "Великой связи", соединяющей наше прошлое, настоящее и будущее, происшедшие за последние 30-40 лет изменения в духовной жизни общества, представляются катастрофическими. Всё чаще многое из того, что ежедневно заполняет нашу жизнь, входит в противоречие с внутренней природой их разума. По их мнению, люди стали слишком рациональны, исчезает романтика жизни, теплота из человеческих отношений.
Современная литература, театр, кино музыка, телевидение, пресса - в большей степени раздражают, нежели способствуют удовлетворению потребности их души. Для них "все прогрессы реакционны, если рушится человек". Часто испытываемые ими чувства одиночества, обиды, смешанные с осознанием своей неспособности что-либо изменить в "этом мире", при отсутствии желания приспосабливаться, а точнее, осознание неприемлемости для них (по принципиальным соображениям) этого варианта, заставляют страдать, приводят к разочарованию жизнью, к глубокой депрессии. (Приспособиться - значит идти против чего-то для них бесконечно дорогого, которое находится в опасности и может погибнуть, которое необходимо оберегать; против того, что люди не должны, не вправе терять.)

Таким образом "рациональный" ум "одерживает победу" над умом "интуитивным". Не сильные и умные побеждают слабых, а прагматичные и неумолимые "логики" берут верх над "интуитами".

По-видимому, в разные исторические времена влияние "рационального" или "интуитивного" начал нашего сознания на общественное сознание различно. Не является ли результат, длительного по времени и значительно превосходящего, в сравнении с другим, по степени, влияния одного из них причиной возникновения и развития негативных, приводящих к упадку духовной и разрушению материальной культуры, процессов в обществе? И не обеспечением ли гармоничного влияния обоих начал на общественное сознание определяется причина устойчивого и гармоничного его развития?

По сути, западный тип цивилизации с её религией, идеологией (либерализма) и высоким уровнем жизни людей (достигнутым, кстати, не только за счёт своих внутренних резервов, но во многом в результате выгодного, для стран в неё входящих, международного разделения труда и доходов с другими, как правило, зависимыми от них странами) сложился под сильным влиянием "логиков". И если допустить, что разделение людей на группы проходит через страны и континенты с разными соотношениями типов, то можно предположить, что одной из основных причин устойчивости в развитии этой цивилизации является численное превосходство "логиков" с "центристами" над "интуитами", в обхватываемых ею странах. Тогда можно предположить и другое. Одной из основных причин неудачного перенесения на азиатскую почву западных ценностей, с их приоритетами индивидуальных интересов перед общественными, является численное превосходство "интуитов" с "центристами" над "логиками". И если это так, то понятно, что оно не может привести ни к чему иному, кроме как к хаосу и всеобщей сумятице в умах жителей Востока.

России, географически расположенной между Востоком и Западом, во все времена испытывающей на себе влияние этих двух полярных сил; с большим числом жителей разных национальностей (более 190) проживающих на её огромной территории, в регионах с сильно отличающимися природно-географическими и климатическими условиями; и, вероятно, в силу всех этих причин развивающейся столь непростым, полным ошибок, сомнений, колебаний и драматизма путём, видимо, действительно предуготованна, в определённом смысле, особая судьба.

Стремясь освоить достоинства этих двух цивилизаций, отвергая их недостатки, она, таким образом, не осознавая того, пытается соединить (!) трудно соединимые начала "рационального" и "интуитивного" нашего сознания, выражающееся со столь явным проявлением признаков доминирования одного из этих начал, в их общественном сознании, определяя этим своё место и степень участия в поиске человечеством оптимального пути развития.

Насколько ей такое соединение удаётся судить нам. Важно, что оно происходит и приносит, несмотря на все сложности, в общем, положительные изменения, оказывающие в свою очередь влияние на другие страны.

Надо отметить, что человеческое общество в целом не очень-то склонно к проведению различного рода изменений, особенно если они касаются общественного устройства. И такая приверженность постоянству понятна, в своей основе она имеет приспособительный характер. Но и изменения необходимы. Они должны происходить, тем более, если возникает необходимость приспосабливаться к новым условиям окружающей среды, когда быстро меняются физические и социальные параметры, и приносить, в перспективе, позитивные результаты.

Сегодня всем нам, нашим правительствам, парламентам надо понять, что мы вовсе не живём в статических основанных на традициях обществах. Всегда наступают такие времена, когда общественное устройство должно меняться. Важно только не "затягивать" ситуации, чтобы процесс этих изменений не происходил слишком бурно, так как это часто случалось в нашем историческом прошлом.

Человеку требуется гармоничное развитие, и поэтому, сегодня так необходимы изменения в сфере воспитания и образования детей, учитывающие специфические особенности развития их сознания ("интунтов" и "логиков").

Совершенно необходимы изменения в подходах к обучению в школе. Обучение должно быть более демократичным, способ преподавания менее ритуализованным. Самобытность учащихся должна всячески поощряться.

Нынешнее деление обучения на технические, природоведческие и гуманитарные дисциплины должно быть сведено к минимуму. (Сегодня, вследствие всё большей усложнённости человеческой деятельности, увеличивается необходимость гармоничного их сочетания.)

Изменения необходимы и в правилах поступления в учебные заведения. Существующая система набора студентов, с помощью вступительных экзаменов, даёт большие преимущества абитуриентам, от природы обладающим словесно - логическим типом памяти, способным получать более высокие, по сравнению с теми, кто обладает зрительным типом памяти, отметки. (Надо согласиться: отметки, полученные на экзаменах, не дают представления о степени усвоения предмета; на деле, они не более чем мерило способности запоминать - слова, тексты, образы.)

Очевидно, будущее принадлежит тем обществам, которые заботятся о всестороннем и гармоничном развитии способностей каждого человека; "которые стремятся к разнообразию, а не к конформизму; тем обществам, которые намерены вкладывать силы и средства в различные социальные, политические, экономические и культурные эксперименты, готовы жертвовать сию минутным успехом ради долговременной выгоды; которые относятся к новым идеям (!), как к чему-то чрезвычайно ценному, нуждающемуся в защите и охране, ибо лишь только они позволяют продолжить путь в будущее" (из книги Карла Сагана "Драконы Эдема" [3], идеями которой я пользуюсь).

Исходя из всего изложенного выше, необходимо сделать некоторые обобщающие выводы:

1. Основные причины возникновения конфликтов между людьми - в отклонении от гармоничного (в не гармоничности) развития (составляющих единого) сознания человека, в нашей непросвещённости, и прежде всего в вопросах, касающихся области знаний о человеке ("о самом себе"), о потенциальных возможностях нашего мозга. (Без просвещения мы обречены на бесконечное совершенствование и приумножение наших законов, заменяющих систему табу, для того, чтобы при каждом возможном случае нарушать их.)

2. Единственным должным регулятором и надлежащим критерием поведения человека должно стать знание, доступ к которому возможен лишь при условии гармоничного развития его сознания. Только знание обеспечивает выбор блага и отклонение зла. (Зло творится по невежеству, незнанию.) ЧЕМ БОЛЕЕ ВЫСОКО И ГАРМОНИЧНО РАЗВИТЫЙ СОЗНАНИЕМ ЧЕЛОВЕК ОБЛАДАЕТ, ТЕМ БОЛЕЕ ГЛУБОКИМ ЗНАНИЕМ ИСТИНЫ БЫТИЯ ОН ВЛАДЕЕТ.

3. Одной из основных обязанностей государства по отношению к своим гражданам должна стать обязанность по созданию и поддержанию условий, необходимых для обеспечения возможности гармоничного развития их сознания. (Только то государство способно обеспечить общественный прогресс, достаточно высокий уровень материального благосостояния и высокий уровень духовной культуры граждан, которое всемерно заботится о всестороннем и гармоничном развитии их способностей.)

4. Во избежание причинения вреда людям, высшие посты в управлении государством должны занимать люди, владеющие знанием, умеющие управлять государственными делами, одинаково хорошо понимающие и "логиков" и "интуитов" обладающие способностью объединять их на добрые дела для их пользы.

5. "Логики" прирождённые сторонники политической организации общества на основе либеральной идеи, "интуиты" - коммунистической ("Логики", при определённых условиях развития их сознания, могут быть - по убеждению - приверженцами коммунистической идеи, а "интуиты" либеральной; их достаточно легко обнаружить в каждой группе по заметно выраженным проявлениям способностей, которыми обычно хорошо обладают представители противоположной стороны). Разработчики и сторонники социал-демократической идеи - люди умеренных, центристских взглядов - "центристы". По-видимому, лишь социал-демократическая (социалистическая) идея, выражающая в определённой степени взгляды и интересы различных групп людей, способна примирить и объединить их на современном этапе развития общества. (В России в конце 80-годов к власти пришли "логики" с ярко выраженными признаками доминирования левополушарного сознания, отсюда тот "радикализм" проводимых реформ.)

Наше будущее, вероятно, вне политики. Две основные партии (силы) олицетворяющие реформы и стабильность, настолько разовьют своё мышление, что смогут объединиться в одну "партию" - добра, справедливости, прогресса и порядка.

"Логики" (у большинства людей в поведении явно проявляется доминирование левого полушария) не должны оставаться "неумолимыми", иначе в будущем нам не избежать возникновения различного рода катастроф. Необходимо знать, что владеть языком - умением рассуждать, легко, в грамматически правильной форме, говорить и писать - вовсе не значит уметь глубоко на основе знания мыслить. У людей, кроме словесных и аналитических способностей, существует весьма сложная и быстродействующая система восприятия, легко обходящаяся без слов и без анализа, имеющая чрезвычайно длинную эволюционную историю (от начала жизни на Земле) - другой способ постижения действительности, отличный от аналитического. "Рациональное" же мышление, оперирующее словами, сравнительно недавнее завоевание эволюции.
Необходимо уважать мнение людей, с заметно слабее выраженными языковыми способностями. Не пренебрегать, а стараться лучше понять их точку зрения. Может оказаться, что их мнение намного ближе к истинному - ЗНАНИЮ. "Интуитивное" - не означает врождённое, никто не рождается с набором "вложенных" в его мозг понятий и образов. Способность к "интуитивному" мышлению нужно развивать. Необходимость этого совершенно очевидна. Ведь суть и направление аналитических изысканий определяется той (истинной) пользой, которую они принесут, а открыть её невозможно без развитой способности к "интуитивному" мышлению.

"Интуиты" должны по достоинству ценить способности "логиков" к аналитическому мышлению, усвоению и передаче информации, выражен-ной в словесной форме, другим людям. Необходимо постоянно развивать и совершенствовать свои языковые и аналитические способности. Лишь гармонично развитое сознание человека (способности к "интуитивному" - образному - мышлению и мышлению "рациональному" - в понятиях) служит необходимым условием культуры мышления.
Все достижения человеческой культуры стали возможны лишь благодаря совместной работе левого и правого полушарий нашего мозга. Эти действия изменили мир и нас самих. Поиск путей решения сложных требующих большого напряжения ума задач, так остро стоящих сегодня перед человечеством - порождённых во многом собственной деятельностью, а значит деятельностью левого и правого полушарий нашего мозга - глобальных проблем, следует вести совместными усилиями людей "интуитивного" и "рационального" склада ума, с гармонично развитыми способностями к творческому мышлению.

В середине 19 века Н.В. Гоголь писал: "Наступающий век есть век разумного сознания; не горячась, он взвешивает всё, приемля все стороны к сведению, без чего нам не узнать разумной средины вещей» (из письма к Белинскому); «Все эти славянисты и европеисты, - или же староверы и нововеры, или же восточники и западники ... - все они говорят о двух разных сторонах одного и того же предмета, никак не догадываясь, что ничуть не спорят и не перечат друг другу..." (из книги «Выбранные места из переписки с друзьями» ХI Споры).
Идти на компромисс (по Гоголю - примирение) - не означает поступиться своими принципами. Это, значит, видеть лучшее у других и принимать это лучшее для себя. (Должно быть ясно: уничтожив противника, соплеменника, с места не сдвинешься - развития не произойдёт.)

Сегодня, в начале 21 века, появляется надежда на то, что люди научатся лучше понимать друг друга, разрешать "примирением" неизбежно возникающие в нашей жизни противоречия.

В.М. Шиянов
1998 г.

Литература:
1. Демидов В. Е. Как мы видим то, что видим. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Знание, 1987.
2. Ирина В., Новиков Н. В мире научной интуиции. Интуиция и разум. - М.: Наука, 1978.
3. Саган К. Драконы Эдема. Рассуждения об эволюции человеческого разума: Пер. с англ. - М.: Знание, 1986.
4. Xамори И. Долгий путь к мозгу человека: Пер. с венг. - М.: Мир, 1985.
.