Мадригал

Владимир Бузмаков
Мадригал – короткое стихотворение
пасторально-любовного (реже сатирического)
свойства; позднее – остроумный стихотворный      
комплимент (иногда иронический), адресованный
даме; уст.: льстивая похвала, комплимент.



“Кой чёрт занёс меня на эти галеры”, то есть в эту деревню под названием … неважно, финским.
Впечатления от жизни здесь потрясают воображение истинного горожанина, каковым я являюсь от рождения.
Однако, четыре года уж как, веселюсь в данном, одном из ближайших,  пригороде.
Хотя воздух, рыбалка, так её раз так, грибочки, понимаете ли, ягодки, будь они не ладны.
Раньше здесь был совхоз, теперь акционерное общество, от строений которого периодически, но не так часто, как хотелось бы, господа, воняет навозом.
Несмотря на коровник, воздух отличный. Вода тоже, с городской не сравнить, хотя и  очень специфичная.
Живут здесь, как и везде, люди и, конечно-же твари, как в животном, так и в человеческом обличии.
Мизантропия моя происхождения транспортного. Ежедневная езда в маршрутном такси лечится только пивом. Сидишь морда к морде, слушаешь всякую чушь, от “высоко интеллектуальных” разговоров, до русского шансона по радио у водителя, и нормальным человеком себя не ощущаешь, а вот пассажиром – в полной мере, то есть тем, кто периодически всем мешает или раздражает одним своим присутствием.
Поселение представляет собой что-то похожее на городской микрорайон – несколько пятиэтажных блочных домов, несколько двухэтажных кирпичных имени Никиты Сергеевича, громадный Дом культуры, школа, вполне приличное здание, садик детский, все построено в шестидесятые-семидесятые годы, газ, вода, отопление и прочие все удобства.
Вокруг масса дачных посёлков,  частных домов и коттеджей. Магазины, конторы, до метро тридцать минут. Жить можно.
Но, то ли от того, что живу я  тут недавно, то ли, что вернее, от того, что мне везде плохо, и вообще я – нытик, мне, наверное,  хорошо было бы жить в пустыне или глуши (как говорит моя одна хорошая знакомая по имени жена), чувствую я себя пока  дискомфортно.
Местечковость. Многие друг друга знают давно. Кто учился-родися, кто работал-любился. Большая коммуналка. Раздражает.
Хотя, ради справедливости, нужно заметить, что и в городах такой местечковости и деревенщины, именно в отношения людских, тоже предостаточно. Может это и хорошо, но меня раздражает. Я тоже где-то родился-учился-любился. Надоело.

К чему это я?

Ага… Но…
Живёт, через два дома от меня один человек, которому я искренне и светло, завидую.
Приехал он в посёлок лет тридцать назад после окончания электротехнического института. Его, тогда юная, весёлая супруга получила направление, как молодой специалист от института культуры по завершении учёбы в местный ДК в качестве руководителя народного хора. Получили квартиру. Он стал работать электриком, и, видимо, учился в аспирантуре, она создала коллектив, давала уроки…
В нашем знакомстве есть что-то необычное. Я сам из Волгограда, и Александр оттуда же. Его жена и моя мама обе с Вятки. Приятное совпадение. Вроде как земляки.
Время шло, родились у них и стали подрастать дочь и сын.
Аспирантура, работа в институте, кандидатская.
Дача, земельный участок, огород, гараж, свежий воздух,  работа на земле, причём в удовольствие, лес, озёра и пруды совсем рядом.
Квартира в Питере, шестиколёсный трактор для облегчения трудов, дети – дочь в консерватории, сын в своём университете. Супруга - заведующая фольклорным отделением Красно Сельской музыкальной школы и известный в городе специалист – концерты, фестивали, конкурсы – не скучная жизнь.
Своя фирма, что-то компьютерное. Так как тема докторской диссертации для меня не переводима, скажу так: занимается господин Александр искусственным интеллектом, ни больше, ни меньше.
Диссертация с успехом защищена, лекции, книги, публикации и командировки по всей стране и миру.
Здоровый образ жизни – бегом или на лыжах, до Ропши каждую субботу (я пешком дойду – сдохну), а уже пятьдесят.
И главное – всё это делалось и делается так спокойно и естественно, как бы без напряжения, но это, конечно, со стороны так кажется. Естественно, что это не так, и все трудности, свойственные любой человеческой жизни, присутствовали, и ещё будут присутствовать, но внешне это такой спокойный уравновешенный человек, что даже немножко раздражает.
Ни разу за четыре года знакомства я не слышал, чтобы Александр Юрьевич повысил на кого-нибудь голос, но внутри чувствуется такая сила, что, как говорят, ежели что –“Мало вам не покажется”. Тем более выглядит он достаточно солидно, в смысле физических параметров.
И не нужна ему сто лет жизнь в нашем мегаполисе, тем более он там постоянно бывает по делам и работе, зачем? Дышать этой дрянью: смогом, пылью; песком хрустеть на зубах, стоять, как идиот, в пробках, употреблять некачественные продукты, а тут, тебе, всё свежее, сам вырастил, как хотел и что хотел. Рай как бы. Коммунальные службы только заставить бы работать нормально, да чистоту навести на территории посёлка, дома и дороги отремонтировать, и всё, почти европа, в хорошем смысле.
И я с ним полностью согласен и тоже хочу чувствовать себя на земле спокойно и уверенно.
Являясь истинным патриотом своего посёлка, Александр Юрич имеет, всё же, один пунктик, связанный с чистотой окружающей среды, а именно: “ не надо мусорить”.
И в этом я с ним полностью солидарен.
Каждую весну, когда подсохнет, он со всей своей семьёй и трактором отправляется на уборку мусора, который скапливается вдоль трассы, по левую сторону от которой и находится деревня-посёлок (кстати, название  селения “Яльгелево” в переводе с финского языка переводится именно как “левая сторона”). Мусора особенно много около двух остановок, народ за зиму накидывает достаточно.
Естественно, делает семья Александра это бесплатно, как раньше на субботниках.
Хорошее ведь дело, но я думаю, что его однопосельчане,  которые это видят (а уборка занимает весь день), не очень-то в восторге от этого, и вот почему.
Есть в этом действе некоторая доля демонстрации и воспитания, ПОДЧЁРКИВАЮ, только – некоторая. Но, тем не менее, люди, стоящие на остановке и через одного бросавшие этот мусор в течение зимы, и которые будут бросать его и дальше (так как плевательниц и мусорниц практически нет, а если и есть никто их не выносит), а так же те люди, которые свиньи, и бросают круглый год всё, что ни попадя,  из своих квартир к дороге, включая пищевые отходы и крупный мусор – от этого не в восторге. Так как им становится, хоть не много и не всем, но, стыдновато. А люди, какими бы они ни были, очень сильно не любят, когда их воспитывают и стыдят…
Так вот с этим самым “пунктом” и связан, пожалуй, единственный случай неадекватного поведения Александра, да и то по его же рассказу.
Захожу я как-то к нему в гости, смотрю — человек слегка невменяем. То есть видно, что что-то случилось, что переживает по какому-то поводу. Спрашиваю:

– Что с вами такое, Александр?

– Да, понимаешь, еду в электричке, прямо напротив меня сидит девчонка лет пятнадцати, грызёт семечки, а шелуху бросает на пол. Я ей сделал замечание, а она такая наглая оказалась, что начала со мной пререкаться. Причём я ей слово, она мне десять. Довела меня до того, что я встал и схватил её за грудки. И самое неприятное, что тут же нашлись защитники, мужики какие-то, и мне пришлось ретироваться в другой вагон, так как могло всё кончиться элементарной дракой. И вот вроде бы я прав, но оказался, так сказать, в побеждённых – обидно.

– Да-а, неприятно. Ну что тут поделаешь, бывает.

Ничего кроме этих банальностей в голову мне не пришло тогда… Или я забыл, что говорил... Ладно…про шахматы...
Вот такой вот человек получается…

И знаете, несмотря на выше изложенный эпизод, очень приятно и важно, что такие люди живут рядом с тобой, что так гармонично можно совместить природу, цивилизацию и себя. Тогда осознаёшь, понимаешь… И  -  всё... а про шахматы? Забыл, дурак...

Партии три я у него, все же, выиграл... из сотни...

Яльгелево 2007