Ч. 1 Он не был двойным агентом

Владимир Врубель
Его убили выстрелом в шею. Но начну по порядку.

Мне прислали книгу о работе британской разведки во время Второй мировой войны. Читая этот труд,  опубликованный с сокращениями на 628 страницах, несколько раз натыкался на сообщения агента А-54.

Кем он был, в книге не говорилось, поскольку речь шла не об агентурной разведке. Сначала я, естественно, посмотрел публикации в интернете. Их оказалось довольно много к моему удивлению, потому что раньше никогда не слышал о таком разведчике.
 
Решив узнать о нём более обстоятельно, заказал немецкие и английские книги об этом человеке. В нашей литературе о нём ничего раньше не читал. Между тем, из того, что я узнал, роль этого человека в разгроме фашистской Германии была значительна.

Английское правительство и командование безоговорочно доверяли информации, полученной от агента А-54. Он не подвёл ни разу, хотя известно, что агентурные сведения всегда подлежат проверке.

Его после войны некоторые исследователи подозревали в том, что он был двойным агентом, но большинство историков сошлось в том, что он им не был.

История этого агента начинается с письма в синем конверте, которое 10 февраля 1936 года получил начальник 2-го бюро чехословацкой разведки. Неизвестный отправитель письма предлагал сообщать совершенно секретную информацию из высших эшелонов власти в Германии.

В качестве примера он привёл сведения о деятельности в Чехословакии абвера, о службе безопасности СС Sicherheitsdienst и ещё ряд других сведений.

В письме говорилось, что он не  собирается объяснять причины своего поступка и просил ответить  ему «до востребования» на почту городка Аннаберге, что в 80 километрах от Дрездена.

Можно себе представить, какие сомнения испытывали чешские разведчики, получив это письмо. Сначала предположили, что с ними затеял игру абвер, но сообщённые сведения не вызывали сомнений и были слишком серьёзными, чтобы ими рисковать.

В тот же день чехи отправили письмо с согласием, написав на конверте свой секретный адрес: «Карл Шимек, Прага XIX, Досталова, 16». Новому агенту присвоили кодовое имя А-54.

В следующем письме неизвестный сообщил, что место и время встречи с представителями чехословацкой разведки для передачи обещанных материалов он будет определять сам.

Первую встречу он назначил 6 апреля в 20.30  возле небольшой мельницы в пограничной деревне Нойкешрай.

В письме сообщались пароль и отзыв. В горах темнеет быстро. Когда часы на церкви в соседней деревне пробили назначенное время, два чехословацких разведчика направились к человеку, одетому во всё тёмное с рюкзаком за плечами.

"Gr;ss Gott"-, сказал человек. "Аltfater", - последовал отзыв. Контакт был установлен. Разведчики предложили немцу провести переговоры в ближайшем городе Хомутов.

Они проехали к казармам 46-го полка и провели его в кабинет командира полка.
Всё было сделано так, чтобы таинственного незнакомца никто не видел. Встреча, которую проводил начальник разведки подполковник Моравец, длилась три часа.

Затем также незаметно агента доставили к границе.

В его рюкзаке находились две пачки документов, которые сфотографировали, пока шла беседа. Так началось сотрудничество А-54 с чехословацкой разведкой.

В начале марта 1939 года А-54 потребовал срочной встречи. Он назначил её в ресторане на станции Турнов в 7 часов утра 11 марта 1939 года.

Несмотря на раннее утро, в станционном ресторане было много людей. На встречу с  разведчиком отправился капитан Фрайк.

За его столик присел мужчина, который вежливо представился: «Пауль Ханс Штейнберг, представитель фирмы по изготовлению оптики».

Наклонившись над пивной кружкой, «Штайнберг» тихо проговорил: «Богемия и Моравия будут оккупированы 15 марта. В этот же день Словакия  провозгласит независимость».

Продолжение http://proza.ru/2020/04/26/484