Хазбиевичи, Чазбиевичи

Альтаф Гюльахмедов
Хазбиевичи, Чазбиевичи



Варианты написания фамилии:

TATARZY POLSCY

Хазбиевичи
Хазбеевичи
Хажбиевичи
Чазбиевичи

***

Компиляции

Примечание.
Наверняка часть описанных ниже персоналий не относится к роду по заданной в оглавлении теме и является просто однофамильцами.
При прочтении следует учесть, что некоторые адаптированные национальные латинские литеры, в частности польские, не отражаются в тексте.

Прим.
В наименовании шляхты польской есть понятие природной шляхты, то есть именованной по той земле, которая им дана и где живет их род. Отсюда и порой странные фамилии.

Прим.
Если фамилия имеет герб, он будет приводиться вне связи или отсутствия таковой с перечисленными персоналиями, поскольку были времена, когда принадлежность скрывалась, а было и наоборот - когда дворянское прошлое придумывалось. То есть герб присутствует только как дополнительная информация и не привязан ко всем носителям фамилии.

Прим.
В случае списков подобных ‘’Атемарской десятне’’ запись наподобие

‘’ двор Урозмаметя Мурзы Нурушева сына князь Максутова’’ персона в дальнейшем фигурирует и как Нурушев и как Максутов.

Прим.
Естественно носителями фамилии являются представители разных этносов, но в их перечне есть и татары, причем записанные и как татары и как кряшены.

Сейчас и в дальнейшем в случае подобных фамилий материал будет расширяться по результатам случайного нахождения, поскольку детальный точечный поиск биографий и фотоматериалов займет слишком много времени.

В первую очередь это то, что носитель этой фамилии это не всегда не татарин.




Беларуская (літоўская) татарская шляхта

***

« : 01 Октябрь 2008, 17:04:51 »

Список фамилий татар Речи Посполитой
Сайт TATARZY POLSCY

CHAZBIJEWICZ [MURZA] herbu Boawola lub Boawola odm.
http://www.tatarzy.tkb.pl/
http://www.nobility.by/forum/index.php?topic=802.0




Список фамилий татар Речи Посполитой

***

..Хажбиевич, Хазбеевич, Хайласевич, Халаимов , Халембеков, Халецкий , Халецы , Халимович, Хацбеевич, Хашаевич , Хашайдарович, Хлусевич , Ходоровский , Ходосовский, Ходыков, Ходыревич, Хоромович, Хорумович, Хурамович, Хуромшов..

https://vk.com/topic-163461381_37474926





Список татарских княжеских родов России.

***

Статья № 1126. Пункт № 3. предписывал содержать списки Департаменту Герольдии Правительствующего Сената: Список князьям и мурзам татарского происхождения, восстановленным в прежнем их достоинстве[3][4].

На основании этих списков официально на 1892 год утверждены в достоинстве татарских князей следующие рода:

Фамилии княжеские

В список вошли фамилии татарских родов, которые в царских жалованных грамотах, служебных и других официальных документах именовались князьями, но официально не утверждены:

Фамилии княжеские:

Хазбиевичи (Мурза-Хазбиевичи) герба Божаволя (лит.)

https://ru.wikipedia.org/wiki/




Дворянскоге Депутатское собрание Виленской губернии.

***

Хазбиевичи (татарский род),

Халецкие (татарский род),

Шагуневичи (татарский род),

Янушевские (татарский род; 1),

http://baza.vgdru.com/11/82054/?pg=3




Список фамилий татар Речи Посполитой

Сайт
 TATARZY POLSCY
…,
Фурсовы
,
Хажбиевичи
,
Хазбеевичи
,
Хайласевичи

http://who-is-who.by/wp-content/uploads/2017/05/----.pdf





Татарские князья в Российской Империи

***

Статья написана С.В. Думиным

…Особую группу татарских княжеских родов в Российской империи составляют некоторые роды литовско-татарского дворянства.
Литовские татары, как группа служилых людей, сложились в конце XIV – начале XVI вв. из переселенцев и пленных ордынцев, среди которых были и представители улусных князей, и рядовые воины. Смешанные браки, разрешенные им первое время, уже в середине XVI в. привели к их славянизации. Как и для боснийских мусульман (но по противоположной причине), родным языком для них с этого времени является славянский (старобелорусский, позже польский, белорусский и теперь также русский) язык. Сохраняя магометанское вероисповедание, литовские татары не пользовались политическими правами шляхты (правом избирать короля, депутатов сейма), в остальном же были уравнены с литовской и польской шляхтой-христианами. Они имели право владеть крепостными крестьянами, сохранив его (в изъятие из общих российских законов) и после присоединения восточных земель Речи Посполитой к Российской империи. Многие татарские роды в Великом княжестве Литовском носили княжеский титул и титул мурз (причем последний, как ни странно, был распространен меньше, и считался достоянием наиболее знатных родов).

С княжеским титулом доказали дворянство в Виленской, Гродненской и Минской губерниях и в Царстве Польском в первой четверти XIX в. и употребляли его в официальных документах следующие роды:


Титул мурзы употребляли (прибавляя его к фамилии) следующие литовско-татарские семьи:


УЛАН-МАЛЮШИЦКИЙ (см. выше);

ХАЗБИЕВИЧ (герба Божаволя);

ЮШИНСКИЙ (см. выше) [98].

Семьи, перечисленные здесь с титулами мурз, и некоторые из родов, употреблявших княжеский титул, происходят от ордынских князей, и их предки пользовались этим достоинством в литовских владениях с конца XV – начала XVI вв.
Известны и другие литовско-татарские семьи, в XIX в. и позже не употреблявшие княжеский титул, которые в польской генеалогической литературе считаются ветвями княжеских родов. Так, например, род татар Мухля (герба Рудница), утвержденный указом Правительствующего Сената 21 июня 1861 г. в потомственном дворянстве без титула со внесением в особый для татарских родов список по Минской губернии [1. Оп. 25. Д. 6385], считается ветвью рода князей Тимирчичей-Юшенских (идущей от князя Мухлядина Кульзимановича, толмача и писаря королевской канцелярии, упоминаемого в 50–60-е гг. XVI в.; того же происхождения – от улусных князей племени юшин, уйшун, в Литве в XV–XVII вв. наследственно стоявших во главе стяга татар Трокского воеводства – Юшинского хорунжества, – упоминавшийся выше род князей Юшинских) [226. С. 223].
Употребляли княжеский титул в конце XVI–XVIII вв. предки многих других литовско-татарских дворянских родов: Бабашей, Давидовичей (герба Стржала), Маковецких (герба Помян), Смольских (гербов Араж, Лелива и Лук), Токошей (герба Пелеш) и др. Род Тупальских носил родовое прозвание Сеит (так же назывался герб этой семьи); т. е. присоединил к фамилии титул, присвоенный в мусульманских странах потомкам пророка Мухаммеда; кстати, эта семья, как можно судить по документам литовской канцелярии начала XVI в., одного происхождения с русскими князьями Юсуповыми и Урусовыми и также восходит к князю Эдигею [98].
Из всех этих семей только одна из ветвей князей Кричинских (прямых потомков улусных князей племени найман, чья непрерывная родословная прослеживается в Литве с середины XV в.), сравнительно крупных помещиков Виленской губернии, до самой революции продолжала хлопотать об утверждении в княжеском достоинстве; ее представители именовались князьями и на военной службе, и в имущественных документах, хотя окончательного решения Сената по их делу не последовало. Остальные литовско-татарские роды были признаны Сенатом в дворянстве без княжеских титулов.
В качестве примера родословной литовско-татарского княжеского рода в этом томе приведена литовская ветвь князей Ширинских.
Более подробные сведения о других татарских князьях этой группы мы надеемся поместить в одном из следующих томов нашего издания, посвященном титулованным родам, не получившим окончательного утверждения в этом достоинстве.

Источник: Дворянские роды Российской Империи. – Т. 3. – СПб., 1999.

http://www.nobility.by/forum/index.php?topic=802.0




Татары в Польше

***

Автоперевод

Польские татары - термин, широко распространенный в межвоенный период , характеризующий татар, проживающих на бывших территориях Речи Посполитой . Раньше также назывался литовскими татарами, что не является противоречивым, потому что Литва и Польша составляли единое культурное целое, поэтому это был синоним.

… Полученные татарскими домохозяйствами, т. Е. От татарской аристократии, многочисленные привилегии обеспечивали им сохранение определенной автономии и мусульманской религии, семьи (например, Глинский, Сзыринский, Баранцевичский) получали гербы и земельные гранты в обмен на военную службу. Вместе со старейшинами они приехали в Литву Казачьи татары не принадлежали к аристократическим семьям, которые занимались земледелием. Обе группы получили привилегии от Зигмунта II в августе 1561 и 1568 годов, Стефана Батория в 1576 году, Зигмунта III Ваза в 1609 году и Владислава IV в 1634 году. Следующей социальной группой были плательщики на душу населения Городские татары, поселившиеся в пригородах городов, не были охвачены королевскими и парламентскими привилегиями. По мнению историков, в 16 веке земли Великого княжества были заселены 3000-4000 татарами. На рубеже 15 и 16 веков в польско-литовской армии появились первые татарские расы . В результате войн с Москвой некоторые татары переехали в усадьбы магнатов на Украине…

Знаменитые потомки литовских татар

Хасан Конопацкий - белорусский, российский и польский военный, политик и журналист татарской национальности.

Якуб Шинкевич - мусульманский священник, богослов и переводчик, муфтий.

Лукаш Беганский - генерал армии Герцогства Варшавского и Королевства Польского , один из командиров восстания Костюшко .

Чарльз Бронсон - американский актер; его отец был потомком Липкува, который жил в Речи Посполитой.

Вацлав Давидович - профессор юридических наук, специализирующийся на административном праве

Александр Еляшевич - командир 1-й татарской эскадрильи 13-го Вильнюсского уланского полка .

Адас Якубаускас - литовский политолог.

Александр Сулкевич - польский социалист и активист независимости, легионер

Константин Сулкевич - польский адвокат, офицер польской армии, жертва катынской бойни.

Леон Сулкевич - офицер польской армии.

Матвей Сулейман Сулкевич - российский генерал, лидер Крымской Народной Республики .

Александр Романович - генерал кавалерии в русской и польской армиях.

Генрик Сенкевич - известный польский писатель; его отец происходил из татар, которые поселились в Литве в 16-м и 17-м веках

Бруно Абданк-Абаканович - математик, изобретатель и инженер-электрик; он происходил из знатной татарской семьи.

Магдалена Абаканович - художник; родом из знатной татарской семьи.

Селим Чазбиевич - польский гуманист, публицист, поэт и посол Польши в Казахстане и Кыргызстане (с 2017 года).





Хазбиевич Константин Михайлович

***

Родился в 1899 г., г. Киева;
татарин;
образование высшее; искл. из ВКП(б); секретарь Спасского райкома ВКП(б). Проживал: г. Спасске..
Арестован 3 октября 1937 г.
Приговорен: Верховный суд 13 апреля 1938 г., обв.: в антисоветской деятельности.
Приговор: ВМН. Расстрелян 13 апреля 1938 г. Место захоронения - г. Хабаровск. Реабилитирован 17 октября 1957 г. определением Верховного суда
Источник: База данных о жертвах репрессий Приморского края

http://lists.memo.ru/index22.htm




Хазбиевич Иван Яковлевич

***

(1909) в 1909 штабс-ротмистр отдельн. кав.казач.бригады [Общ.сп.офиц. на 1909. См. раздел <Библиотека>]

https://rosgenea.ru/strict-search/




Хазбиевич

***

Статья Рахмет Baitasau-

В XIXв. в Малашевичах жили татары
Юзефович,
Бучацкий,
Хазбиевич,
Дабровский,
Скимет (видимо, Скирмунт),
Шабловский,
Тупальский
(Rakowski G. Polska Egzotyczna. Czesc II. Przewodnik. - Rewasz, 2012. S.106).

https://deskgram.net/p/1822500560633517722_3134560184





Хазбиевичи

***

Рахметолла Байтасов

Хазбиевич Селим (Selim-Mirza-Juszenski Daniar Beg Chazbijewicz) (род. 1955, в Гданьске, Польша) - с 10.05.2017 посол Польши в Казахстане и Кыргызстане.

Польский политолог, историк, публицист, журналист; доктор наук, профессор (научным руководителем при подготовке диссертации был Яцек Мечислав Собчак).

Предок Селима Хазбиевича по материнской линии Александр Смайкевич, сын Мустафы, подтвердил дворянство без герба в 1819 в Виленском дворянском депутатском собрании.

Потомки Александра Смайкевича жили в Минске и Мире.

Один из них, Сулейман, служил подофицером в татарском уланском полку Российской армии и имел небольшой участок земли в Ляховичах.

По-видимому, к другой линии рода Смайкевич, относились Лима Ивановна (1898г.р.) и Рамазан Абрамович (1891г.р.) Смайкевичи из-под Несвижа, высланные в 1940г. на спецпоселение в Архангельскую область.
29 дек 2017

https://vk.com/photo12523752_456239244





Бывший имам из Гданьска может стать послом Польши в Казахстане

***

10 Мая 2017

АСТАНА. КАЗИНФОРМ - Новым послом Польши в Казахстане может стать мусульманин из польско-литовских татар Селим Хазбиевич, передает корреспондент МИА «Казинформ».

Кандидатуру Хазбиевича, являющегося известным ученым и общественным деятелем, на рассмотрение польского Сейма внес министр иностранных дел РП Витольд Ващиковский, отмечает издание Gazeta.pl. Соответствующее письмо разместил в своем Твиттере политик Роберт Тышкевич.

Новость уже обсуждается казахстанскими пользователями социальной сети Facebook.

«В случае утверждения, новым Чрезвычайным и Полномочным Послом Республики Польша в Астане станет господин Селим Хазбиевич. Он писатель, публицист, доктор наук, профессор. Тема его докторской диссертации - «Идеология польских мусульман 20-го века». Господин Селим Хазбиевич происходит из семьи польско-литовских татар. В 1999-2007 годах он возглавлял Союз татар Польши, в 2010-м возглавил редакционную коллегию журнала «Мусульмане Польши», и по сообщению интернет-портала, до 2003 года был имамом мусульманской общины в Гданьске», - написал на своей странице в Фейсбуке руководитель Алматинского польского центра культуры «Вензь» Олег Червинский, сославшись на wiadomosci.gazeta.pl .

Напомним, в октябре 2015 года Чрезвычайном и Полномочным Послом РП в РК был назначен Мачей Ланг, проработавший на этой должности чуть более года.





Хазбиевич Селим

***

Как татары боролись за свободу Польши

…Чрезвычайный и полномочный посол Республики Польша в Республике Казахстан Селим Хазбиевич выразил стремление познакомить казахстанцев с польской историей и культурой в годовщину 100-летия польской независимости. Польские татары вышли из Золотой Орды еще в XV столетии и всегда находились между Востоком и Западом. Из всех тюркских этносов Евразии они были самые западные. С другой стороны, они показали европейскую культуру народам Востока. Польские татары возглавляли движение за независимость в правительстве Крымской республики в 1918 году, республики Идиль-Урал в 1918 году, в Туркестане. Со времен Грюнвальдской битвы в польской армии существовали татарские кавалерийские отряды. Татары Речи Посполитой существуют как часть польской государственной исторической традиции. Это подтверждает выставка.

Источник: https://e-history.kz/ru/publications/view/4564
© e-history.kz

https://e-history.kz/ru/publications/view/4564




Хазбиевич Селим

***

(польск. Selim Chazbijewicz) – один из наиболее известных современных польско-татарских поэтов. Родился в 1955 году в Гданьске.

Изучал польскую филологию в Гданьском университете. Защитил диссертации
на соискание ученых степеней кандидата и доктора политических наук. В насто-
ящее время он профессор Университета в Ольштыне. Кроме того, поэт являет-
ся одним из основателей Союза татар Речи Посполитой и главным редактором
«Ежегодника польских татар». Его перу принадлежат произведения на польском
языке: Wejcie w ba (1978), Czarodziejski rg chopca (1980), Sen od jabek ciki
(1981), Krym i Wilno (1990), Mistyka tatarskich kresw (1990), Poezja Wschodu i
Zachodu (1992), Rubai’jjat, albo czterowiersze (1997) i Hymn do Sofii (2005).

***

С одной стороны, поэты трепетно относятся к своим национальным корням и ярко описывают свою национальность в историческом плане; с другой стороны, когда речь идет о том, где находится их духовая родина, они мысленно погружаются в поэтическое пространство, созданное ними.

В такой поэтической модели мира место историографии занимает география.

Например, у Селима Хазбиевича мы читаем:

Я татарин. Резкое дуновение степи
моё лицо ласкает. А моя родина
живёт в гравюре старой мечети,
в городе Вильно.
(Меланхолия)12

Поэт, как мы видим, живет в мире своих воспоминаний. Пишет о несущствующей уже мечети, в которой до войны имамом был его прадед Ибрагим Смайкевич. Хазбиевич родился в 1955 году в Гданьске, куда бежали его родители после второй мировой войны. Для поэзии Хазбиевича история является очень важной темой, но это его собственная история – история-архетип, так как он вырос одновременно в городе на Балтийском море (в реальной жизни) и не существовавшем тогда уже польском городе Вильно (сохранившимся исключительно в семейных преданиях).

В творчестве Хазбиевича как местаархетипы представлены наряду с Вильнюсом не только такие крупные исторические центры ислама и тюркской культуры, как Казань, Крым, Бухара, но и маленькие татарские деревушки, Богоники и Крушиняны, на восточной Бе-
лосточчине13.

Они составляют поэтическую карту мифологического Турана, причем Туран здесь является архетипом, сказочным источником культуры тюркских народов, и не имеет никакого отношения к политическим концепциям пантюркизма. Это творческое пространство, в котором лирический герой Хазбиевича ищет свое татарское «я».

http://journals.pan.pl/Content/83457/mainfile.pdf

***

Художественная литература потомков татар Великого княжества Литовского нуждается в культурном переводе.

И что интересно, ни исследование истории социально-политических отношений поляков, белорусов и татар на территориях Великого княжества Литовского, ни анализ истории культуры восточноевропейских татар не решают полностью этой проблемы с позиций истории литературы.

Однако татарская литература, как и любая другая, этой тематикой не ограничивается.
Кроме того, не только этой тематикой определяется оригинальность и высо-
кий художественный уровень литературных произведений восточноевропей-
ских татар.

Знакомясь с поэзией
Станислава Кричинского,
Селима Хазбиевича,
Мусы Чахоровского,
Феликсаса Якубаускаса,
Александраса Вильчинскаса или Адаса Якубаускаса…

http://journals.pan.pl/Content/83457/mainfile.pdf





Чазбиевич Селим

***

Польский политолог, писатель, публицист и преподаватель
Missing in русский
Automatic translationContribute
Селим Чазбиевич [1] (родился 17 ноября 1955 года в Гданьске ) - польский политолог , писатель , публицист , преподаватель , поэт и дипломат, активист татарского сообщества , докторская степень по гуманитарным наукам , доцент в Варминско-Мазурском университете , посол Польши в Казахстане и Кыргызстан (с 2017 года).

Селим Чазбиевич
Дата и место рождения
17 ноября 1955 г.
gdask
Тип деятельности политолог, публицист, академический преподаватель, поэт, дипломат
Президент Союза Татар Республики Польша
Срок полномочий с 1999 года
до 2007 года
предшественник Стефан Мучарски
преемник Стефан Корицкий
Посол Польши в Казахстане
Срок полномочий с 2017 года
предшественник Мацей Ланг
награды

Он происходит из знатной польско-литовской татарской семьи [2] . Окончил первую среднюю школу Николай Коперник в Гданьске [3] . В 1980 году окончил польский факультет в Гданьском университете . В 1991 году получил докторскую степень по гуманитарным наукам на факультете социальных наук Университета им. Университет Адама Мицкевича в Познани . Предметом его диссертации были « Идеологии польских мусульман 20-го века» и его пропагандист Яцек Собчак . В 2002 году он также получил докторскую степень в области гуманитарных наук в области политических наук в Университете Адама Мицкевича на основе работы, озаглавленной Adwet или возврат. Политическая борьба крымских татар за сохранение национальной идентичности и независимости государства после Второй мировой войны [4] .

Он стал доцентом в Институте политических наук Варминско-Мазурского университета в Ольштыне, а также преподавал в Гуманитарном и экономическом университете в Эльблонге . Назначен в Комитет восточных наук Комитетом Польской академии наук .

Он является автором поэтических томов, в том числе « Гимна Софии» , который вышел в 2005 году. Его стихи были включены в антологию польских татар. Вот мое наследие (2010). Он опубликовал множество работ, связанных с культурой и историей польских, литовских и крымских татар, в том числе Издание крымских татар. Борьба за нацию и свободную родину (2001).

Он принадлежит к Ассоциации польских писателей . В 1974–1976 годах он был связан с литературной группой поэтариата [5] . Во второй половине 1970-х годов он был членом литературной группы Wspolno [6] . В 1986–1991 годах он был главным редактором ежеквартальных журналов «Польские музеи» - польских мусульманских журналов. В 1994 году он стал главным редактором "Ежегодника польских татар". В 2009 году он стал председателем редколлегии ежеквартального «Przegld Tatarski», а в 2010 году - председателем редколлегии журнала польской мусульманской общины «Мусульман республики».

Он был соучредителем и в 1999–2007 годах президентом Центрального совета Татарской ассоциации Республики Польша , а до 2003 года был имамом мусульманской общины в Гданьске . В 1998–2008 годах он был сопредседателем Объединенного совета католиков и мусульман .

На выборах 1997 года он безуспешно баллотировался на пост депутата в Гданьской губернии от имени Польского движения за восстановление [7] . Позже он присоединился к закону и справедливости . Он безуспешно баллотировался в эту партию из партии в 2011 году в Сенат [8] , в 2015 году в Сейм , а также на местных и местных выборах в 2010 и 2014 годах для Варминско-Мазурской диеты .

Он стал членом Ольштынского комитета социальной поддержки Ярослава Качиньского на досрочных президентских выборах в 2010 году [9] . В 2015 году он был основателем и первым председателем Академического гражданского клуба Президента Леха Качиньского в Ольштыне [10] [11] .

В мае 2017 года он был назначен послом Польши в Казахстане [12] с одновременной аккредитацией в Кыргызстане [13] . Он вручил свои верительные грамоты президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву 18 октября 2017 года [14] , а президент Кыргызстана Алмазбеку Атамбаеву - 27 октября 2017 года [15] .

Он был награжден Бронзовым крестом за заслуги (2014) [1] .