Понятие о природно-климатической ренте

Павел Касьянов
ПОНЯТИЕ О ПРИРОДНО-КЛИМАТИЧЕСКОЙ РЕНТЕ И ЕЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

Статья посвящена развитию теории ренты в части дифференциальной ренты первого рода. В дальнейшем слова "дифференциальная" и "первого рода" для краткости опускаются и под термином "рента" по умолчанию следует понимать дифференциальную ренту первого рода.
С теоретической точки зрения природно-климатическая рента как и любая  другая рента – это дополнительный доход (либо убыток – в случае отрицательной ренты) по сравнению с доходом, соответствующим предельным издержкам, который обусловлен естественными (природными) причинами при прочих равных условиях. В составе природно-климатической ренты можно выделить три самостоятельных вида ренты:
- климатическая;
- транспортно-дистанционная;
- земельная (описанная  политэкономической наукой).
Климатическая рента определяется предельными климатически обусловленными издержками. Транспортно-дистанционная рента - соответственно - предельно допустимыми издержками транспорта (сырья, материалов, то есть предметов труда, а также средств труда и продукции).
Исходя из экономико-географических особенностей России для нас помимо известных и описанных видов ренты: земельной, лесной и горной, наибольший интерес представляют именно климатическая и транспортно-дистанционные ренты.
Объективно существуют такие запретительные климатические условия, которые обусловливают предельные климатически обусловленные (и соответственно запредельные) издержки - при прочих равных условиях. Рентный доход предопределяется меньшими издержками на производство единицы продукции, соответственно - рентный убыток обусловлен большими издержками на единицу продукции по сравнению с предельными издержками. Поскольку структура издержек производства для разных отраслей и видов продукции различна, то и доля климатически обусловленных издержек в суммарных издержках на производство разных видов продукции отличается. Таким образом, значения климатической ренты в каждой отрасли, а, если быть скрупулезно точными, то при производстве каждого вида продукции, в одном и том же месте, регионе (с точки зрения, одинаковости климата) - различны. Меняется количественное значение ренты и во времени.
С точки зрения современного глобализированного мирового рынка, то есть глобальных критериев эффективности, почти вся территория России находится в зоне отрицательной климатической ренты, также большая ее часть находится одновременно и в зоне отрицательной транспортно-дистанционной ренты. Важнейшей практической задачей становится определение географических границ отрицательной ренты и ее размеров внутри границ отрицательной ренты.
Отрицательная климатическая рента проявляется практически во всех отраслях экономики и регионах страны, за исключением большей части Южного федерального округа и Калининградского анклава. Отрицательная транспортно-дистанционная рента в целом обратно пропорциональна плотности населения и производственных объектов (Сибирь, Урал, «север», Дальний Восток). Земельная рента (в данном случае - отрицательная), проявляется в сельском хозяйстве (исключение составляют большая часть земель Черноземной зоны, Краснодарский край, Ставропольский).
Это приблизительные географические границы отрицательной ренты.
В практическом отношении феномен «отрицательной ренты» связан с разрушением модели советской экономики, при которой отечественная экономика была защищена от непосредственного воздействия мирового рынка.
Если отказаться от деструктивного либерального экономического курса и выстроить внутренний регулируемый государством рынок с ценовыми пропорциями, отличными от цен мирового рынка, то этот термин «отрицательная рента» может превратиться в научную абстракцию, ибо в реальной экономике страны (отделённой насколько это необходимо от мирового рынка различными инструментами регулирования, включая импортные пошлины, субсидии отечественным производителям, льготное, лучше – беспроцентное кредитование, налоговые льготы, ограничения цен на энергоносители и др.) нормальная доходность производства будет обеспечена там, где это нужно с общегосударственных задач и макроэкономических критериев.
Но на сегодня отрицательная рента – это отнюдь не абстракция, а реально действующий  деструкторы экономики и социума, факторы, подрывающие и наши демографические перспективы, ибо отрицательная рента означает либо убыточность, либо низкую рентабельность, либо необходимость снижать зарплату ниже уровня зарплат в других отраслях и/или регионах, а может быть, и ниже прожиточного минимума.
Учет факторов климатической ренты для такой страны как Россия жизненно необходим для определения целей и возможностей регионального и отраслевого развития, прежде всего, с точки зрения энергоэффективности, а также – в целом для разработки государственных стратегии и программ социально-экономического развития.
Наибольшую сложность представляет собой определение уровня замыкающих или предельных климатически обусловленных издержек, поскольку в условиях глобализированной экономики применительно к большинству видов продукции и промышленного производства следовало бы проводить расчеты применительно к глобальной экономике, то есть оперировать глобальными предельными издержками (соответственно: предопределенными климатическими и транспортно-дистанционными факторами).
Влияние климатических условий на экономику может быть проиллюстрировано данными Таблицы 1, в которой сопоставляются показатели: с одной стороны, средняя температура самого холодного месяца (основной),  среднегодовая температура (дополнительный), а с другой стороны – плотность населения, которая достаточно адекватно характеризует и «плотность экономики», и, в условиях, когда плотность населения (и экономики) резко уменьшается с переходом средней температуры самого холодного месяца через некоторое предельное значение для каждой отрасли, которое варьирует в некоторых пределах для различных отраслей, образуя полосу – для экономики в целом.
Переход через эту полосу – это переход из географической зоны, где климатические факторы не оказывают значимого влияния на рентабельность производства, в зону, где без компенсации отрицательной климатической ренты положительной природно-ресурсной рентой, ни одна отрасль экономики не может быть экономически эффективной (обладающей эффективностью, достаточной хотя бы для простого воспроизводства). Данные в Таблице 1 представлены для Швеции и Японии, территории которых пересекаются полосами предельных климатически обусловленных издержек. То, что предприятия могут функционировать в "запредельных" климатических условиях, объясняется тем, что отрицательная климатическая рента компенсируется положительной ресурсной рентой: углеводородной, минеральной, лесной, рыбной, либо транспортно-дистанционной, которая характерна и для Швеции, Норвегии, Финляндии, и для Японии.
При обычном - непрерывном - развитии рыночной экономики (Европа, США) отрицательная рента, как макроэкономический феномен, не может возникнуть, поскольку соответствующие субъекты экономической деятельности не начинают или же прекращают ту или иную деятельность, которая не обеспечивает нормальной рентабельности, в том числе по причинам рентного (природного, климатического) характера. То есть, отдельные производства закрываются, но это не носит массового характера. В России же в результате радикальных реформ начала 1990-х гг. произошло резкое изменение ценовых пропорций и исторически одномоментное массовое превращение предприятий, регионов и отраслей из рентабельных в нерентабельные, что в решающей мере (хотя есть и другие факторы) было предопределено попаданием в условия отрицательной климатической ренты.
По данным исследования Фионы Хилл и Клиффорда Гэдди  «Список 100 самых холодных городов российских и североамериканских городов с населением свыше 100 тыс. чел. содержит 85 российских, 10 канадских и 5 американских городов. Первый канадский город в списке (Виннипег) стоит на 22-м месте. Самый холодный американский город (Фарго, Северная Дакота) — на 58-м". Аляску обычно считают "предельно холодным регионом. Но главный город Аляски, Анкоридж, вообще не попадает в … сотню - он занимает 135-ю позицию, пропуская вперед 112 российских городов. Объяснение не в том, что на Аляске не холодно. Холодно - настолько, что американцы не строят там больших городов (фактически Анкоридж - единственный город на Аляске с населением свыше 100 тыс. чел.). В по-настоящему огромных городах России дело еще хуже. В Соединенных Штатах всего один городской конгломерат (Миннеаполис - Сент-Пол, Миннесота) с населением больше 0,5 млн. чел., где средняя январская температура холоднее, чем - 8°С. В России же 30 больших холодных городов».
В этой связи следует отметить, что средняя температура января - 8°С по российским меркам характеризует весьма мягкий климат, но это, тем не менее, не соответствует оценке климата с экономической точки зрения. При этом, нужно учитывать, что полоса предельных климатически обусловленных издержек (на основе анализа данных по Японии и Швеции) соответствует не - 8°С, а в лучшем случае: минус 4 – минус 7 градусам, и это по состоянию на конец 20 - начало 21 века, и при том, что отрицательная климатическая рента в Скандинавии и Японии компенсируется в некоторой степени положительной транспортно-дистанционной рентой.  Применительно к условиям России 2010-х гг.  можно предположить, что полоса предельных климатически обусловленных издержек соответствует январским изотермам, близким к нулю градусов  (от 0 до минус 3), поскольку и Скандинавия и Япония характеризуются положительной транспортно-дистанционной рентой благодаря близости всех городов к портам и возможности минимальных сухопутных перевозок.
При этом крупных городов, где средняя температура самого холодного месяца выше минус 4 - 5°С в России всего два  – Краснодар (+ 0,6 /-1,1), Ростов-на-Дону (минус 2,9/-5,3) и еще несколько городов с населением 300 – 500 тысяч: Сочи (+6), Калининград (- 2,8), Махачкала  ( ~ 0), Владикавказ (-3,2). Даже Ставрополь  (минус 2,3/ - 4,2°С), как и самый южный город-миллионник - Ростов-на-Дону уже, предположительно, находятся в полосе предельных климатически обусловленных издержек.
Отрицательная рента – это отнюдь не абстракция, а реально действующий  деструктор экономики,  подрывающий также и демографические перспективы страны, ибо отрицательная рента означает либо убыточность, либо низкую рентабельность, либо необходимость снижать зарплату ниже уровня зарплат в других отраслях и/или регионах, а может быть, и ниже прожиточного минимума.
Учет факторов климатической ренты для такой страны как Россия жизненно необходим для определения целей и возможностей регионального и отраслевого развития, прежде всего, с точки зрения энергоэффективности, а также – в целом для разработки государственных стратегии и программ социально-экономического развития.
Наряду с оценкой отрицательной климатической рентой необходимо оценить также и отрицательную транспортно-дистанционную ренту, то есть дополнительные транспортные издержки (транспорт строительных материалов и конструкций, перевозки оборудования и сырья, а также готовой продукции), вызываемые удаленностью предприятий и/или их труднодоступностью,  а также повышенной стоимостью транспорта. Поскольку отрицательная транспортно-дистанционная рента есть следствие низкой плотности населения и экономики, то она возникает также вследствие неблагоприятных климатических условий.
Любая отрицательная рента может быть компенсирована только другой положительной рентой: нефтегазовой и вообще природно-ресурсной (СССР), транспортно-дистанционной (Скандинавия, Япония), трудовой (север, северо-восток КНР), монопольной, в том числе, интеллектуальной, научно-технической. Существуют и должны быть использованы такие, большей частью вторичные, (вторичные - отнюдь не означает "недейственные") инструменты, как дотации, налоговые льготы, дешевые или бесплатные кредиты, но их бюджетные и иные источники также формируются, в основном, за счет различных видов положительной ренты.

Таблица 1. Температура самого холодного месяца в сопоставлении с плотностью населения (См. Рисунок/Таблица 1 к Статье)ИЗВИНИТЕ, ЗДЕСЬ ФОРМАТ ТАБЛИЦЫ "СБИЛСЯ"


Страна
Регион Коорд Сред.t самого хол мес Среднегодовая t Плотн насел, тыс.чел на 1 км2
Япония
Кюсю             +6,3                412
Нагасаки 32°47; с. ш. 129°52;в. д.


Краткое пояснение к Таблице
Таблица представляет выборку данных по средней температуре самого холодного месяца в сопоставлении с плотностью населения (а, значит, и экономики) для Японии и Швеции, как  стран,  через территории которых  проходит линия предельных климатически обусловленных издержек. Показатель плотности населения достаточно точно характеризует и «плотность экономики».  На примере таких стран, как Швеция и Япония (а также  Финляндия и Канада) хорошо видно, что плотность населения, а, значит, и плотность экономики снижается более чем на порядок (а по сравнению с южными и наиболее густо населенными (экономически развитыми) районами примерно на два порядка) при переходе из «нормальной климатической зоны» в область запретительных климатически обусловленных издержек. В случае Японии – это север страны, линия, точнее – полоса предельных климатически обусловленных издержек, которая проходит по территории острова Хоккайдо в «коридоре», примерно соответствующем изотермам самого холодного месяца: минус 4 – минус 7 градусов. Плотность населения снижается со 100-200  человек на км2 до 15-30 человек на км2. В случае Швеции аналогичная  полоса соответствует  примерно изотермам минус 3,6 – минус 5,5 градусов. Плотность населения здесь резко падает с 60 – 100 человек на км2   до 2,5- 10  человек на км2.
При этом необходимо отметить, что, во-первых, за пределами климатически обусловленной полосы предельных издержек (определенных на примере Японии и Швеции): примерно от минус 3,6 до минус 7 градусов оказывается почти вся территория России, а во-вторых, сами эти линии имеют тенденцию к перемещению в более мягкие климатические зоны в результате глобализационных процессов.
П.В.Касьянов,  д.э.н.