Я - за ингушскую АССР

Хамзат Фаргиев
Весной 1989 г. Демсоюзом Ингушетии «Нийсхо» (Справедливость) во главе с Иссой Кодзоевым, был проведен сбор подписей среди ингушей Чечено-Ингушетии и Пригородного района за восстановление ингушской автономии. Подписные листы были озаглавлены следующей формулировкой «Я – за Ингушскую АССР». Всего было собрано 62 тыс. 600 подписей. Их вместе с обращением в ЦК КПСС и Верховный Совет СССР доставили в Москву и вручили адресатам в начале апреля 1989 г.

Делегация с этими документами отправилась в Москву - шестого апреля 1989 г. В нее входили: Руслан Хусенович Аушев, Сейт-Салам Ахильгов, дочь Идриса Базоркина - Аза, актриса Ингушского Драмтеатра Дугурхан Кодзоева, Ахмед Котиев, поэт Магомед-Саид Плиев, поэт Ваха Хамхоев (Дала гешт долда цун!), юрист и переводчик Мусса Яндиев. Однако лучше меня детали этой поездки передаст участник этой поездки Дугурхан Кодзоева. Вот ее слово.

Хамзат, живы в памяти все детали того времени 30-летней давности! Ночью ко мне приехали: дядя Идрис (Базоркин), Исса Кодзоев и Ваха Хамхоев, попросили спуститься и сесть в машину. Был предварительный разговор о том, что нужен человек от творческой интеллигенции для ответственного задания, и они хотели бы включить меня в список, если я согласна. Сказали, что есть риск и немалый. Когда озвучили предстоящую поездку, мне на мгновение стало страшно оттого, что Смогу ли говорить от имени моего Народа? Шесть любимых мной и дорогих сердцу глаз смотрели на меня с воодушевлением! ОНИ В МЕНЯ ВЕРЯТ!

Вот фотография нашей делегации, которая с 06 по 26 апреля 1989 года находилась в Москве, встречаясь с руководителями высшего эшелона власти бывшего ЦК и Верховного Совета СССР. С нами были: Магомед-Саид Плиев, гениальнейший поэт-песенник и писатель Ингушетии (Аллахьо вийрза моттиг даькъал йойла цун), Аза Базоркина - дочь всенародно любимого классика ингушской литературы Идриса Муртузовича, Ахмед Котиев - лучший газо-электросварщик Назрановского завода «Электроинструмент», Сейт-Салам Ахильгов - ныне депутат Народного Собрания Ингушетии, Ваха Хамхоев - писатель, патриот, безмерно любивший Ингушетию (Аллахьо вийрза моттиг даькъал йойла цун), Муса Яндиев - юрист, писатель, переводчик, без которого была бы немыслима ни эта поездка, ни сегодняшний день народа, Руслан Хусенович Аушев - на руках и плечах которого, в основном, и был саквояж с 11 папками, в которых были собраны подписи взрослой части ингушского населения «Я - ЗА ИНГУШСКУЮ АССР».

Для меня каждый из них ГЕРОЙ, кто занимался сбором подписей, кто оплачивал поездку в Москву и проживание, кто болел душой, вносил посильную лепту в строительство нашей государственности!

Каждый из нас знал, что ответа ждет Ингушский народ! Не было более ответственного момента в моей жизни, также, как и в судьбе каждого делегата, я думаю. Мы, после очередной встречи с представителями власти, по возвращении на квартиру, обсуждали речь каждого! Были ситуации от потрясающе смешных до жути драматичных, потому, что мы говорили от имени НАРОДА! ЗА НАРОД! ЗА ИНГУШЕТИЮ!

Неоценима роль каждого из названных и неназванных сегодня, ибо они стояли у истоков создания Ингушской государственности! Идрис Базоркин каждый вечер заслушивал наш отчет о прожитом дне, подпитывал советами, напутствовал! А в день нашего приезда, накрыв в зале длинный стол, ждал нас, стоя у окна, выглядывая каждую минуту! А сидя за столом, не раз увлажнялись глаза дяди Идриса, слушая наши рассказы!

***

После проникновенного рассказа Дугурхан Кодзоевой поведаю о подготовительной работе к отправке делегации. Сбор этих подписей проводили мои друзья и соратники:

1. Назрановский район - ныне покойные Алихан Евлоев, Ваха Хамхоев, Магомед Аббасович Долгиев, Абдурахим Озиев(Дала гешт долда царна!);
здравствующие - Нурдин Кодзоев (ныне доктор исторических наук), Хаджимурат Костоев (глава пресслужбы «Нийсхо»), Аюп Муталиев, Исса Оздоев, Хасан Оздоев, Мусса Яндиев (юрист и переводчик).

2. Пригородный район - ныне покойные: Исса Дашлакиев, Магомед Тимурзиев, БIази Тепсуркиев (Дала гешт долда царна!);
здравствующие - Макшарип Тибоев, Муса Хадзиев (ныне - писатель, псевдоним Кант Малусси), Исса Ханиев.

3. Грозный - главный режиссер Ингушского Драмтеатра Мустафа Беков и актеры.

4. Сунженский район - ныне покойные: Ахмед Аушев, Зяудин Имагожев, Мухарбек Калиматов (Дала гешт долда царна!);
здравствующие - Ибрагим Костоев (депутат РСФСР - автор проектов законов «О реабилитации репрессированных народов» и «Об образовании Ингушской Республики...»).

5. Малгобекский район - ныне покойные:
мой ученик Муса Гелисханов, Магомед Хадисович и Магомед Курейшович Дзейтовы, Мурад Нашхоев, Мурад (Ахмед) Льянов, Мовлат-Гирей Цечоев, Муса Цечоев, Тагир Эгиев (Дала гешт долда царна!);

и здравствующие: Ахмед Албогачиев, Султан Батыров, Алаудин Богатырев, Берснако Газиков, Шарпудин Коригов, Руслан Ужахов, Мусса Хамчиев, Борис Харсиев, Лида - супруга моего друга Мусы Цечоева, Ахмед Цицкиев и Х. Фаргиев.

Хамзат Фаргиев

6 апреля 2019 г.

http://proza.ru/2020/04/25/1023