Московское счастье Екатерины Шавриной

Михаил Грушевский
Телепроект 2000 совместно с Людмилой Афицинской

У каждого ­ свой путь, и если большинство наших гостей возле Кремля или на Красной площади свои маршруты заканчивали, то Екатерина Шаврина решила начать от Кремля.

­ А у меня первое выступление было во Дворце съездов, на конкурсе художественной самодеятельности, где участвовало десять тысяч человек, и постановщиком программы был Любимов. И я получила лауреатство. Ну, мне было четырнадцать, но я была крупная, и все газеты напечатали мой портрет с косой. А пять человек отобрали преподносить цветы правительству. Там был Хрущев, он только что вернулся с сессии ООН, где стучал каблуком по столу. И мы вошли в лоджию, я мчусь к Хрущеву. Я вижу, что на дороге женщина. Потом­то я узнала, что это Фурцева. Я ее рукой в сторону: Хрущеву должна цветы дать.

Сегодня трудно представить, что до четырех лет Катя была глухой. Когда Шаврины узнали, что в Свердловске есть доктор, способный исцелить дочь, они продали корову. Случай был запущенный, и врач отказался. Но стоило ему отлучиться из комнаты, как отец Кати засунул деньги под мраморную лампу. Возмущению врача не было предела. От стыда Катин отец расплакался. Тогда врач сказал: «Оставляйте Катю, посмотрим». Через месяц отец приехал за дочкой и позвал ее: «Катя!» Она ответила. Большей радости эта семья не помнит. А девочка от радости начала петь.

­ Я запела сразу. Родители не знали, куда деться, мы жили в бараке. Соседи говорили: «Феня, уйми ты свою Катьку». И мама говорила: «Катя, пой, когда никого нет». Из меня перло, мне надо было петь, я Русланову изображала.

И голос, и энергетика Шавриной пришлись столице по ;сердцу. А знаменитая Ирма Яузе порекомендовала Министерству культуры принять девочку в студию эстрадного искусства. Катя не стала противиться судьбе.
­ Я съездила в Пермь, уволилась, потому что с пятнадцати лет работала на телефонном заводе, надо было маме помогать воспитывать сестер. Ну и поступила в студию эстрадного искусства. Первую квартиру, я сняла на Петровке, там еще мыла три подъезда. Я этого стеснялась, я пряталась, чтобы меня соседи не узнали, и мыла ночью. После я решила организовать русский хор. И когда я себя зарекомендовала, директор дал мне на Красной Пресне чердак. Я перевезла четырех сестер и брата к себе. Нам однажды не на что было хлеба купить. И мне преподнесли полную охапку цветов, и я заставила брата пойти и продать их. А он очень стеснялся, он еще маленький был, он отдал их за копейки, и мы на эти деньги купили хлеб. Я с содроганием вспоминаю: куда бы я ни поселялась, начинала наводить порядок, чтоб была чистота, чтоб было удобно жить, чтобы сестренкам было вольготно. Например, я сняла квартиру на Петровке, у нас жутко пахло кошками. И мы с дворниками полезли на чердаки ловить кошек. И меня исцарапали, искусали. Вся израненная, я выходила на сцену, и никто не подозревал, что я вылавливала диких кошек на чердаках.

Судьба не сразу подарила ей букет роз. Всё больше колола шипами: рано не стало родителей, нужно кормить сестер, зарабатывать деньги. Много позже она купила песцовую шубу до пят. На песца клюнул бандит, зашедший за Шавриной в лифт. Шрам на ее шее остался до сих пор. Но это случилось, когда пришел успех. А тогда она делала к нему первые шаги.

­ Мы не могли купить одежду. Очень долго думали ­ куда же пойти моим сестрам поступать? И они пошли в высшую школу милиции: там же выдают юбочку, жилетик, пиджачок.
А их несерьезная сестра Екатерина пошла на заочное отделение ГИТИСа.
­ Да, пошла. А я уже была популярная, заслуженная артистка России. Мы поступили ­ и Сережа Дитятев, и Алла Пугачева. Надо сказать, самая безалаберная студентка была я. Самая дисциплинированная ­ Пугачева.
Кать, а желание поступить в ГИТИС, это желание самоутвердиться в Москве или в профессии, среди коллег?
­ Если честно, у артиста всегда есть страх перед будущим. Ну, если я не буду популярной, концертов будет меньше. И хотелось как можно больше понахватать профессий, я боюсь будущего. Вот я закончила студию эстрадного искусства, музыкальное училище имени Ипполитова­Иванова, ГИТИС, но думаю, что бы мне еще закончить, чтобы под старость лет у меня был кусок хлеба. Я хочу иметь безбедную старость. Я боюсь повторения моей юности, не хочу этого.
А можно представить вас вне Москвы?
­ Я должна вам сказать положа руку на сердце, я объехала весь мир. Самый любимый город ­ Рио­де­Жанейро, я была там четыре раза, за мною безумно красиво ухаживал мэр Рио­де­Жанейро. Но я никогда не забываю о моей родной Москве. Она вывела меня в люди из большой семьи, шестеро детей, родители рано умерли, и город мне дал возможность подняться. Москва мне в детстве сказала: «У тебя есть талант, ты должна учиться». Всё остальное я делала своими руками. Главное, что Москва меня направляла. Я низко ей кланяюсь.