Theodor Bastard - Волчья ягода 2020

Станислав Ларионов
Волшебники без магии

После посещения концерта Theodor Bastard в январе 2020 мне стало заметно, что музыка и вокальная подача группы не вполне соответствуют другу другу, что на передний план выходит, задвигая музыкальную форму, текст. Я увидел Theodor Bastard без мистики и предположил, что группа меняет концепцию творчества и уйдя от прежней мистики может пойти в сторону женской магии - не от корней земли, а от человека к человеку, к душе от души.
В альтернативный вариант превращения группы в стандартный фолк- или поп-коллектив мне верить не хотелось.
Кроме того, на пути создания композиций с женской магией есть свои сложности: группы обычно или коммерциализируются или скатываются в бытовуху. Я опасался, что Theodor Bastard могут не справиться с вызовом и надеялся, что если у них получится, то будет - Ух!

Сразу скажу, что - Ух! не получилось.

№№ 1 "Flute Song" и 11 "Оберег"
"Flute Song" и "Оберег" - intro и outro
Я люблю, когда у альбома оформлены начало и конец (intro и outro) в виде инструментальных вставок или, как вариант, коротких песен, как, например у некоторых альбомов Pink Floyd. Они не только подобно раме у картины оформляют и подчёркивают произведение, они несут образную нагрузку, обозначают вход и выход - они эпиграф и эпилог, словно начало и конец сказок: "В некотором царстве, в некотором государстве, давным давно, жили были..." - intro и outro - "...и я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало."
В данном случае идея не получила должного воплощения: "Flute Song" не пустячок, но не запоминается, а "Оберег", скорее музыка к титрам, чем сами титры. Но у "Оберега" есть свой характер, а у "Flute Song" его нет - она не успевает дать настрой, не получает какой-то остроты, индивидуальности, так и остаётся неоформленным размытым основанием для чего-то непришедшего.

№ 10 "Волчок (Колыбельная)"
единственная песня альбома, где есть некоторое присутствие женской магии. Песня - традиционная колыбельная, в которой рассказывают страшную историю, исполнена не страшно, скорее напевно так, красиво, с теплом; колыбельная и получилась, но кажется, что над ней долго думали, как и что она должна означать, и это не пошло песне на пользу. Ощущение, что текст про одно, интонации голоса про другое, а музыка, походу, про третье. И несмотря на то, что в песне есть тепло, песня не ожила.
На память пришли слова Тимоти Голви, что "Результативность = потенциал - самовмешательство", и если надуманности много, то страдает истинность творчества.

Вспоминается Старостин, да не тот, - не Фёдор Сволочь (Александр Старостин) - на память приходит этнограф и музыкант Сергей Старостин которому удаётся оживлять русский фольклор. Его однофамильцу это не удалось.

Показательно, что песню пусть и чуть ином исполнении - "Volchok (Version 2)" - взяли в сериал «Зулейха открывает глаза». Это, конечно, коммерческий прорыв для группы, долгожданный и симптоматичный.

№№ 2 "Шуми" и 4 "Urzala"
"Шуми"
она, пожалуй, самая характерная песня - песня мутант - символизирует переход от старого к новому. Больше всех похожа на прежний Theodor Bastard и тем сильнее видна разница.

В "Шуми" нет ощущения цельности композиции.
Здесь есть отголоски прежней магии, но магии рассказанной по-человечьи и оттого потерявшей силу. Текст занял непропорционально большое место; акценты, ударения в части исполнения текста неприятны, искусственно втиснуты в ритмику и аранжировки аккомпанемента (не назову это музыкой), который не вяжется с голосом.
Фрагменты вокала и музыки с интонациями и оттенками исполненными в прежней манере оставляют тяжёлое впечатление изуродованной песни: слушая такой перемешанный набор старого и нового исполнения постоянно обманываешься в ожидании развития темы.

На "Шуми" видно как Theodor Bastard ушли от работы с корневыми силами, а пришли куда-то в официальный фолк-стандарт.

"Urzala"
звучит мощно, мрачно и без мистики.
Ещё одни обломки прежнего Theodor Bastard. Не скажу, что это всего лишь реконструкция, но магии нет. Есть характер: мрачный ритуал песни звучит обрядово, тяжеловесно, поступь тяжёлая. И снова болезненные ощущения от прослушивания изуродованной песни.

По словам лидера группы: "Urzala – это осколок нашего опыта одиночных путешествий в самые отдаленные уголки Карельских и Уральских лесов, а также по северу Кольского Полуострова. Песня Urzala это квинтэссенция, по сути, этих путешествий, наблюдений за естественной природной акустикой леса и пещер и некая сумма доступного нам шаманского опыта и шаманских практик".
Не скажу за Уральские леса, но по мне природа Кольского Севера не такой музыкой раскрывается. Скорее так видят приехавшие из других регионов туристы.
Когда задумался о своём восприятии суровой тяжёлой стороны характера Севера на память сразу пришла "Как у нас на синем на море" в исполнении Сергея Старостина, которую и предлагаю послушать.

№ 9 "Пожато"
это, видимо, будет одна из "центральных" песен альбома. Стержневая. Дающая понимание альбома, направления движения группы.
Звучит как карикатура на прежнюю манеру и в этом есть не мрак, а некая тень ужаса, но без волшебства, конечно.
Очень веет Федором Сволочью, его экспериментами со звуками и электроникой. Есть осязаемое ощущение поисков - понимаешь, что альбом писали 5 лет и давался он мучительно.

№ 6 "Камень, снег, металл"
монотонная литания, в которой доминирует текст, звучащий будто ранний Кинчев под заунывную балалайку.

№ 3 "Skejgored"
- язык хорош, песня ниачём, обычная, как у всех. Музыка не более чем аккомпанемент, не раскрыла мне суть. И очень усталый голос Яны.
Я уже загнался, может я чего не слышу?! Может так и надо?! Поставил норвежскую фолк-роковую группу Folque с их одноимённым дебютным альбомом, включил... Нет всё я слышу, просто у Theodor Bastard этого нет. А у Folque есть, что вам и предлагаю (песня Harpa, ниже).

№№ 5 "Лес" и 7 "Секреты"
представляют собой новый формат звучания группы, максимально приближенный к массовым стандартам. Ушла мистика, "эльфийскость", атмосфера таинства, не говоря уже о магии. Более утилитарным стал текст и занял доминирующую роль в композиции. Перестал быть загадочным вокал.

"Лес"
- знаковая песня, запоминающаяся и, в тоже время, такая надоедливая и утомительная.
Тяжеловесность поступи саунда, изменившийся к поп-стандартам вокал, в котором усталость там, где была задумчивость. Музыка стала более ярлыковой, втискиваемой в рамки, поп-форматной.
...и текссссст...
Мои претензии к тексту известны, суть их в том, что если мне рассказывают о том, о чём надо показать, значит всё плохо, это кризисная черта.
В кино мимика способна заменить страницы текста, в музыке ход, напев, мелодия способны передать настроение, создать образ. Если этого нет никакой текст не поможет. В песне"Лес" образов нет.

"Секреты"
- лучшая из нового, не близкого мне поп-формата звучания.
Да, они очеловечились, потеряв при этом глубинную магию и не найдя земную. Немного обмельчали: стала проще вокальная подача и временами манера пения звучит пошловато для их прежнего уровня.
Снова упор сделан на текст, но здесь это органично, потому что и музыка изменена в угоду этому подходу - опять форматное звучание, подходящий к манере исполнения танцевальный ритм, ровная динамика.
Коммерциализация - про такое говорят.

№№ 12 "Fjorn Gaden" и 8 "Reqiuem"
"Fjorn Gaden"
бонус, в общем-то, по словам лидера группы добавленный в самый последний момент потому что "изначально альбом «Волчья ягода» заканчивался на мрачной, безысходной ноте. Нам, с одной стороны, нравилась эта недосказанность, а с другой — в эти непростые времена захотелось оставить для слушателя и самих себя лучик надежды».

Я не вижу, где тут Александр увидел лучик надежды - песня звучит с усилием, марширует тяжелой поступью. Её персонажи устало поют воспоминаниями о былой магии. "Fjorn Gaden" похожа на старые работы Theodor Bastard, но похожа ретроспективно, словно писалась без чувств, по памяти.

"Reqiuem"
а вот новая мрак и мистика.
Похоже на мрачные церковные песни, есть в них некая нарочитая ритуальность вызывающая ощущение продуманности вместо чувственности, искренности. Будто творчество от мозгов идёт, а не от сердца.

"Reqiuem" и "Fjorn Gaden", пожалуй, единственно эльфийские, но впечатление, что у эльфов ***во идут дела.
Такое впечатление, что Theodor Bastard силу свою растеряли и осталась о ней только память.

P.S.
"Волчья ягода" кризисный и усталый альбом и его не исправить редкими народными инструментами, которых много использовали при записи.
Песня стали ближе к массовому слушателю, про то земное, что занимает людей, но при этом связь с вечным ушла. Осталась лишь память об этом. От глубинной неземной магии остались легенды.
И земная магия не пришла. Нет ощущения тепла, солнца, нет магии жизни.
Опошление едва заметно, скорее получилась лёгкая коммерциализация.

Альбом слушается быстро, легко - Theodor Bastard профи всё-таки, - но остаётся мало в памяти и ещё меньше в душе. Стандартный фолк-альбом. Как у всех.

Для меня плоды "Волчьей ягоды" малоупотребимы. Буду ждать когда вырастет что-то иное. Живительное.

Внешняя ссылка на текст с музыкой  https://vk.cc/ataC2L