Письма Михаилу Задорнову

Алексеев Игорь Владимирович
Определённый период моей творческой биографии отмечен сотрудничеством с Михаилом Задорновым. Это сотрудничество началось в мае 2006-го и продолжалось вплоть до 2016 года. Сводилось оно, в основном, к обрабатыванию корреспонденции, поступающей на имя известного писателя-сатирика. Моя задача заключалась в том, чтобы отобрать в этом потоке эксклюзивные юмористические истории для последующего их представления Михаилом Николаевичем в своих выступлениях.
Что-то из отобранного мной, действительно, озвучивалось Задорновым в его концертах, а что-то было обречено остаться за кадром. Мне бы хотелось вспомнить некоторые из писем, которые так и не стали достоянием общественности, но отчасти были забавными. Попробую сопроводить их своими комментариями. Лексика и орфография самих писем сохранены.

Письмо от представителя некой компании, занимающейся организацией концертов, начиналось так:

«Наша компания занимается организацией концертов и гастролей артистов по России и ближнему зарубежью. Нас интересует возможность выступления артиста Задорного в г. Оренбург и юге России и какие ближайшие даты?»

Пожалуй, стоило Михаилу Николаевичу согласиться на подобное предложение, Оренбург и юг России были бы увешаны афишами, содержащими в себе информацию о том, что выступает артист «Михаил Задорный».
Кстати, спустя несколько лет, а точнее в 2013 году, также в одном из писем пришло подтверждение моей догадки: «Давно это было, лет пять-шесть назад, а может, и раньше, но в память уж больно врезалось: афиша в центре Казани «Концерт Михаила ЗадорнОГО». С учётом того, что афиша эта висела на остановке Толстого, которую в некоторых маршрутках Казани пишут как «ТолстоВА», логика понятна…»

А вот ещё одно письмо на тему организации концертов:

«Почему вы не приезжаете в Саранск? Я и мой сын с удовольствием сходили бы на ваш концерт! Пожалуйста, подумайте над этим вопросом».

И, действительно, почему? Два гарантированных зрителя уже было!

«Возможно ли организовать концерт в Калуге? Весь 5 ряд готовы выкупить».

Так и хотелось спросить, а об остальных местах кто позаботится?

Очень часто приходили письма, в которых пытались удостовериться у Михаила Николаевича, действительно ли он выступает в том или ином городе, так как не могли найти этой информации на официальном сайте сатирика. Вот типичное содержание такого письма:

«Живём в Рязани, решили сходить на Ваш концерт 12 декабря, но у Вас в афише нет этого выступления. Это Вы приезжаете или Ваш двойник?»

Искренне хотелось бы взглянуть на того двойника, который сподобится выдать себя за Михаила Задорнова и отработать за него концертную программу. Это ж не попса, где можно рот открывать под фанеру. Мало того, что надо быть элементарно похожим на человека с широко растиражированной внешностью, а ведь ещё знать репертуар, который, к слову сказать, постоянно трансформируется в зависимости от обстоятельств. Но и это ещё ничего. А слабо двойнику четыре часа стоять на сцене? Ведь именно столько шёл концерт настоящего Михаила Задорнова.

Грамотность респондентов – это отдельный разговор. Напуганные той дотошностью, с которой Михаил Николаевич подходит к грамотности своих добровольных помощников и приводит на концертах примеры явных грамматических ляпов из писем, многие начинали свои повествования словами: «Простите меня за ошибки, которые я, возможно, допущу». У меня, как у обладателя «права первой ночи», невольно возникал вопрос «А тебе слабо перед отправкой письма проверить написанное?» Тем более, что в текстовом редакторе предусмотрена проверка правописания. Нет, видимо всё настолько безнадёжно, что даже попыток предпринимать не стоит. Куда легче просто предупредить о возможном проявлении безграмотности и «не париться».

Одна дама, из тех, кто пишет с ошибками, поведала историю из жизни. Одно предложение просто убило наповал:

«Когда лежала в травматологии с переломом ноги, ко мне часто приходил муж и мы сидели с ним в конце коридора под большой пальмой в горшке».

Наверное, в детстве на горшках не насиделись…

Читая одно из писем, я сначала подумал, что это розыгрыш. Но не тут-то было…

«Смотрел по интернету один из ваших концертов, вы там расказывали как написали книгу "Розавая ковтачка". Вы так интересно рассказывали, что захотел прочитать, а вот сити не нашол (( Дай пожалуйста силку де можна скачать книжку».

Интересно, можно ли в сети найти книгу «Розовая кофточка», набрав в строке поиска «Розавая ковтачка»? Это же две разные «ковтачки».

Ну, дальше вообще комментарии излишни. Этим надо просто наслаждаться:

«я в 16 лет уже писательнитса....как думаете ето нормально?мои рассказы читают и любят...я не такая как все...видимо?»

«Здраствуйте мне очень нравятся ваши выступление но почему вы решили что молодеж безграмотная?»

И, действительно, почему?

«Уважаемый и всеми любящий Михаил Задорнов! Пишет вам из республики Адыгея некая Рита через папин компьютер))))).»

«Рита через папин компьютер» – это видимо полное имя девушки. Но тут интересно другое сочетание слов – «всеми любящий». Угораздило же «Риту через папин компьютер» такое написать.

«Я ваш кумир, я тоже смешу людей (хотя мне только 12 лет) и у меня есть чувство юмора…»

В принципе, можно простить 12-летнему пацану незнание разницы между терминами «кумир» и «коллега». Но вдруг, опять:

«Я Ваш кумир, я восхищаюсь Вашим творчеством. Я впервые увидел ваше выступление, когда мне было 8 лет и меня сразу пробрало…»

А это уже тенденция. Этого даже «пробрало». На что? или как? интересно.

«Меня зовут Максим. Я из Москвы. Я являюсь большим поклонником ваших концертов»

Вот так! Приехали! Сам сатирик уже ни при чём. Концерты – главное. Они так, сами по себе, независимо от его воли происходят. Ну, здорово!
Ну, и ещё:

«Здравствуйте дядя Миша, я ваша яростная поклонница…»

Наверное, слово «ярая» не отражало силы темперамента «поклонницы». Такую подпусти к кумиру, порвёт, ведь, как тузик грелку.
А ещё один «грамотей», который прислал фрагменты переписки со своей знакомой (практически сдал её с потрохами, по крайней мере, выставил в дурном свете), в конце повествования попросил:

«Если можно – то я бы хотел остаться инкогнитым на ваших выступлениях.»

Безграмотность, густо помешанная на нечистоплотности – гремучая смесь!

Вот начало ещё одного письма:

«Михаил Николаевич, давно считаю себя почитателем Вашего творчества!»

То есть, он «считает» себя почитателем, а не является им. Уже смешно. Но продолжим чтение:

«Наверняка одрессованные Вам письма, читает обучанный этому делу человек».

Какой проницательный ум! А вы разве не знали, что существуют курсы по «обучАнию» читания «одрессованных» Задорнову писем? Ну, что вы? Это же целая наука! Находить в этом грамматическом коллапсе разумное зерно.

Забавляла и непосредственность некоторых респондентов:

«Здравствуйте дядя Миша, хочу с вами поговорить. Просто так. Без подколов. Хочу обсудить с вами разные фильмы, книги... Ответьте, я не отстану!!!»

Или вот:

«Уважаемый Михаил Задорнов, прошу вас поздравить мою супругу (следуют имя и фамилия – не цитируются в соответствии с ФЗ РФ «О защите персональных данных» – прим. авт.) с праздником 8 марта. Её номер телефона (номер телефона не приводится на основании того же закона). Заранее Вас благодарю».

Были и такие, кто просил просто написать какую-нибудь шутку. Наверно, чтобы потом рассказывать друзьям, что, мол, сам Задорнов прислал мне свою шутку. Лично! Вот ещё один пример наглости:

«Здравствуйте М.Задорнов. Почему вы не пускаете по Интернету ваши книги, аудиозаписи в хорошем качестве, видео для бесплатной скачки?! Если не трудно, сделайте на вашем сайте раздел, чтобы люди могли качать по прямой ссылке... Покупать – денег нету!»

И действительно, почему? У людей покупать – денег нет, а слушать они хотят. Фу, какой жадина!

А вот ещё одно письмо:

«…Самой моей любимой вашей шуткой являются «Огурцы». Но я слышала её всего один раз, да и то не полностью. В полном формате мне её рассказала моя подруга».

Ну, как тут не вспомнить анекдот. Один еврей говорит другому: «И что все находят в этом Карузо? Слуха нет, и картавит к тому же». Его собеседник спрашивает: «А вы слышали, как поёт Карузо?» «Сам не слышал, но мне Рабинович напел». Так и тут. Но продолжим чтение письма:

«Вы не могли бы мне подсказать, где можно бесплатно скачать «Огурцы», желательно в формате МП3».

Да уж… Просить у правообладателя подсказать, где можно бесплатно скачать плоды его творчества, это, конечно, верх наглости.
Ну и вдогонку:

«Здравствуйте Михаил. Как дела у вас? Можете прислать немного смешных историй, или ещё что-то?»

Подобного рода писем было множество. Но справедливости ради, следует отметить, что однажды всё-таки пришло письмо от совестливого гражданина:

«Уважаемый Михаил Николаевич! Я заинтересовался вашим творчеством и недавно скачал 2 ваших книги («Язычник Эры Водолея», «Слава Роду!») бесплатно. При этом я испытал жуткое чувство, по-моему это была моя совесть. Если у Вас имеется какой-нибудь фонд поддержки, куда можно перевести деньги, то я бы с удовольствием исправил свою ошибку».

Так что бывали и исключения из правил.
Продолжаем чтение занятных писем:

«Моё самое любимое Ваше произведение – "Резидент", естественно в Вашем исполнении (Петросян мне не нравится (только не говорите ему)). Только нигде не могу его найти в МР3. Если Вам не жалко, скинте мне на почту. А?»

Не дай Бог, Петросян узнал бы, что некоему Серёге (назовём так респондента) не нравилось его исполнение, он же обиделся бы на Серёгу и перестал с ним здороваться!
А следующее письмо оправдывает только то, что оно написано ещё не совсем зрелым человеком:

«Здравствуйте я смотрю ваши программы и не пропускаю очень хочу чтоб в следущей программе вы рассказали зрителям что я вам писала…»

Хуже всего, когда люди, напрочь лишённые чувства юмора, пытались навязывать свои псевдовесёлые наблюдения из жизни. Вот один присылает свои, как ему кажется, юмористические наблюдения, в полной уверенности, что они обязательно будут включены в очередной концерт Задорнова. Письмо заканчивается фразой:

«Если прочетаете когда нибудь, подмигните на концерте глазиком 2а раза».

Несколько примеров откровенного панибратства.

«Михаил привет! Свой человек, поэтому не здравствуйте, а привет. Как ты, нормально отнесёшься к этому? Ну, вот и здорово. Я по какому вопросу, а точнее предложению. У меня есть целая тетрадь собранных, очень смешных высказываний, как ты отнесёшься к тому, если я тебе их переправлю? А ты их реализуешь в телевизоре. Но меня гложет одно беспокойство, вдруг это не твой адрес. Шо тогда будем делать?»

На память невольно приходит случай из разряда баек о Леониде Утёсове. Как-то он с супругой поселился в одной из гостиниц. В этой гостинице администратором работала довольно крупная женщина, очень радушная и общительная. Она лично каждое утро в номер Утесовых приносила завтрак. Обычно дверь в номер открывала жена Утесова. Администраторша, стоя с подносом в руках, задавала традиционный вопрос: «Ну шо, мой уже проснулся?»

А иногда люди, сами того не осознавая, писали откровенную чушь. Вот тому наглядные примеры.

«...как увидели, вместе в один голос сказали: «Ну, прям по Задорнову!» В народе это выражение означает людскую глупость».

Или:

«Здравствуйте Михаил Николаевич! Направляю Вам инструкцию, как пользоваться туалетной бумагой. Думаю, Вам будет интересно».

А господин Задорнов до этого не знал, как ей пользоваться, так что ли? Вот выдала, так выдала.

«Хочу предоставить Вашему вниманию, совершенно реальную инструкцию к туалетной бумаге, напечатанную прямо на рулоне, производство Молдавии. Мне кажется, это станет украшением Вашей программы! Если Вас заинтересует, готова предоставить Вам сам рулон (по почте)!»

Если б Михаил Николаевич соглашался на подобные предложения, то дефицита в туалетной бумаге у него не было бы до конца жизни.
Если серьёзно, такие инструкции были в каждом десятом письме. Видимо, сам текст инструкции утверждён ГОСТом, поэтому и публикуется на каждом рулоне. А люди наши, рады стараться.
Вообще, их, людей, почему-то очень привлекала туалетно-фекальная тематика. Они считали, да, наверное, и продолжают считать, что это очень смешно и обязательно должно быть прочитано с эстрады. Мало им «Аншлагов», они ещё хотели Задорнову вложить в уста эти, с позволения сказать, перлы.
Самым популярным по присыланию являлось объявление, обычно вывешиваемое в туалетах, которое в вольной трактовке звучит так: «Вне зависимости от поставленных целей и достигнутых результатов просьба пользоваться ёршиком». Глупость несусветная! А народ от неё «писал кипятком». Ну и, естественно, настойчиво присылал главному сатирику страны.
Ещё одним лидером по популярности было объявление-указатель из Анапы. С каких ракурсов оно только не было сфотографировано. У меня сохранилась вся коллекция. Текст был такой: «Туалет в кафе. Окунись в мир прекрасного». В общем, любят наши люди туалетную тематику, ох как любят.

Очень часто Михаил Николаевич в своих концертах высмеивал нашу народную привычку на заявление об отсутствии чего-либо реагировать вопросом «Что, совсем нет?» Как утопающий хватается за соломинку, так и наш соотечественник всегда оставляет последнюю, едва теплящуюся надежду на то, что уж на его-то долю обязательно найдётся хотя бы один экземпляр того, чего нет для других. В результате на киосках, ларьках и прочих пунктах вещевого и продовольственного снабжения к объявлениям, извещающим об отсутствии того или иного вида продукции, обязательно следовала приписка «Совсем нет!» (иногда с несколькими восклицательными знаками, мол «достали уже»). Так вот, это свойство пытливости ума нашего народа Михаил Задорнов активно высмеивал на своих выступлениях. И я в этом плане был с ним абсолютно солидарен. Но однажды на почту пришло письмо, которое наглядно доказывало, что наш народ не так глуп, как могло показаться. Привожу текст этого письма:

«Однажды после работы решил сходить в кино. Пришёл в кинотеатр, а на кассе висит объявление «Билетов на 18:50 нет». «Блин!» – подумал я и стал размышлять, что делать, идти в другой кинотеатр или домой поехать... В это время к кассе подходит девушка, читает объявление и задаёт вопрос кассирше: «А билетов вообще нет?». «Нет, один есть», – отвечает кассирша. Девушка покупает билет и идёт смотреть фильм. А я стою и понимаю все недостатки моего технического образования и достоинства женского ума, который способен различать такие понятия, как «Билетов нет» и «Билетов нет вообще».

Ну, и ещё некоторое количество выдержек из писем с моими комментариями.

«Здравствуйте Михаил! Я ваш поклонник и мне очень нравится Ваше мышление, оно у вас как бы с конца начинается…»

Можно облегчённо вздохнуть – кое-кто ещё помнит разницу между «кумиром» и «поклонником». Тут другое примечательно. Вот оказывается, откуда у Задорнова начинается мышление! А все головы сломали, думая, чем же это он так остроумно мыслит?

«Уважаемый, Михаил Николаевич! Вы...! Вас...! Вами...! Теперь коротко о себе…»

Правильно, чего повторяться. Гуманнее относитесь к тем, кто читает письма тоннами.

«Хочется Вам сказать много-много теплых слов, но боюсь отрывать вас от жизни».

А что? Чем не выдержка из протокола: «Он произнёс несколько тёплых слов, несовместимых с жизнью».

«Очень прошу – ответьте. Хоть одно слово. Пусть даже матом…»

Тот случай, когда и послать не грех.

«Здравствуйте господин Задорнов. Ладно, напишу вам завтра...»

Фальстарт!

«Просто хотела дотронуться до умного человека хотя бы посредством этой грёбаной электрической почты... Эх!!! Приехали б к нам в Тамбов!!! У нас такие перлы!!!»

Ну и герлы тоже неплохие, умеющие пользоваться «этой грёбаной электрической почтой».

«…Вы немолодой человек и терять вам нечего, можете ли вы своими словами, своими концертами призвать народ к единству…»

Из серии «увидеть Париж и умереть». Действительно, чего терять Задорнову? Призови народ к единству и свободен. Ты свою миссию выполнил.

«Я многое видел и знаю хотя и не видел это воочию. Мне очень интересно с Вами пообщаться, чтобы окончательно сделать некоторые выводы касательно нашего мира в котором мы живем. Я не умею четко излагать свои мысли, поэтому надеюсь на Ваше понимание и интуицию...»

Ну, и как с тобой общаться, дорогой? Раз ты не умеешь чётко излагать свои мысли. Хотя ты многое видел, пусть и не воочию. Кошмар!

«Пишу Вам в первый раз и хочу чуть-чуть чего-то написать... Если хотите, я напишу разные шутки (в Вашем стиле) для дальнейшего выхода в общественность...»

При прочтении подобных перлов вспоминается известный монолог в исполнении Аркадия Исааковича Райкина: «…ты, – говорят, – Федя, в состоянии пропагандистом не быть. Сила в словах у тебя есть, но ты их расставить не можешь. Ты говоришь долго, Федя, но непонятно о чём».

«Пишу вам, чтобы поддать идей для ваших монологов. Ведь одна голова хорошо, а 2-3 лучше».

Ну, поддай, змей-Горыныч!

«А вообще круто, если вы сейчас это читаете – значит, я не зря родился :) Вы не подумайте что я чумной фанатик какой. Нет. Я обычный человек. Пишу музыку, стихи, люблю Россию…»

Сразу видно, что обычный. У нас ведь только обычные люди пишут музыку, стихи, любят Россию. А кто этого не делает, тот и есть настоящий «чумной фанатик».

«Приезжайте в гости, свожу вас на Белое море, вместе поиграем в догонялки…»

Правильно, надо ж развеяться, а то всё концерты, концерты…

«…может вы меня помните – я вас смотрел по телевизору».

Остроумно! Тут я не могу не вспомнить одну из своих старых поэтических миниатюр:

С загадочной улыбкой Моны Лизы
Смакуя сериалы и кинцо,
Она так часто смотрит телевизор,
Что диктор узнаёт её в лицо.

Вот ещё пример остроумия:

«Нарочно не пишу название своего города чтобы не позорить культурную столицу нашей страны»

Ну, а здесь с остроумием явный перегиб. Это, скорее всего, просто хамство:

«Дядя Миша у вас на форуме фото) И там вы в берете каком-то)) Вы что служили в ВДВ???? Если да то сможете об голову бутылку из под шампусика разбить????»

«Михал Николаич, есть ли у Вас знакомые, друзья, знакомые знакомых, которые бы могли сдать квартиру в Москве?»

А вы разве не знали, что это хобби Михал Николаича – подыскивать в Москве квартиры для приезжих? Появляется у него свободная минутка, он сразу за телефон и ну обзванивать друзей и знакомых. Как же – народ в Москву едет, а жить негде…

«Привет!!!!!!!!!!!!!!!!! ))))))))))) Найдите мне жену!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!»

Да, кстати, вот и повод обзавестись вторым хобби. Ну, чтоб жизнь была более насыщенной. А то, ведь, со скуки помереть можно.

«Меня зовут Роберт, но я москвич!»

Этому хоть квартиру искать не надо. А то прочитаешь имя и думаешь, опять будет приставать с просьбами о поиске жилья. Ан-нет, пронесло, он уже москвич! Остаётся только порадоваться за человека.

«Дядь Миша. Дайте, пожалуйста, 2.5 миллиона рублей. Пожалуйста :) Хочу машину купить.»

Зато – честно. Авось на дурачка прокатит. Не прокатило. А вот с точностью до наоборот написано:

«Здравствуйте, Михаил Николаевич! Мы Вас любим, но денег не надо».

И ещё:

«Несмотря на то, что мне нравится ваше творчество, денег просить я не буду (деньги придумали плохие люди)».

Действительно, к Михаилу Задорнову очень часто обращались именно с призывами о помощи и чаще всего материальной. Жалостливые, слезливые просьбы обычно венчались номером счёта и банковскими реквизитами. Михаил Николаевич был не прочь отслюнявить средства на благотворительность, но только после тщательной проверки подобных обращений. Более того, эта помощь была адресной, поскольку он лично приезжал к просителю, убеждался в необходимости помощи и только после этого её оказывал. Но не просто давал деньги, а закупал и доставлял необходимые вещи.

А это что-то среднее между просителями и бессребрениками:

«Уважаемый Михаил Николаевич, нам с женой нравится Ваше творчество, но денег мы у Вас просить не будем, хотя готовы рассмотреть предложения с Вашей стороны».

Не просят, но допускают возможность поступления предложения об оказании материальной помощи. Обещают рассмотреть. Только бы не затягивали с ответом. А то известному шоумену уже деньги хранить негде, не знает, как от них избавиться.

«Пишет Вам Евгения, очень большая Ваша поклонница, в смысле не размер, а просто мне очень нравятся все ваши сатиры и концерты».

Да никто и не подумал ничего такого…

«Хотя я уверен в том, что моё письмо, как и тысячи писем, которые к вам приходят, не будет прочитано, я всё ровно пешу его, при этом сам не понимая «зачем?».

Видимо, кто-то свыше водит твоей рукой, уважаемый товарищ. «Пеши», только чтобы всё было «ровно».

«Здравствуйте Михаил Николаевич. Опишу Вам один рассказ, который произошёл с нами в одной из поездок».

Вот так живём, живём, а с людьми тем временем «рассказы происходят»…

«Я слышала в Ваших программах про названия разных магазинов, блюд из меню. Но я увидела такое, что потрясло мой мозг».

Новое в диагностике – сотрясение мозга от увиденного.

«Здравствуйте, Михаил. Надеюсь, Вам не очень сильно икалось, когда я Вас вспоминал...»

Если бы он икал каждый раз, когда о нём вспоминают, то, наверное, не смог бы выступать вообще. По крайне мере, было бы очень затруднительно.
Следующее письмо необходимо просто дочитать до конца. Поверьте, оно того стоит:

«Здравствуйте, Михаил :-)
Мне понравилось ваше выступление по телевизору и то, что вы пригласили девочку Диану, читающую стихи. Евтушенко подарил вам стихотворение, где было сказано, что бессмертия он не хочет, но, если будет Россия, то значит будет и он. Это очень пафосно, я бы сказала, если будет жива чистая душа, то значит будет и Земля. Так красивее. Мне не нравятся проявления обобщающего эгоцентризма людей, которые до сих пор считают себя центром мироздания.
Почему я пишу вам письма? Потому что больше поговорить мне не с кем. Ваши мысли мне приятны, значит, написав письмо, я могу не переживать о том, что ответные ваши мысли могут расстроить меня) в общем, хотелось бы еще очень витиевато выразиться, но скажу проще, мне нравится, что вы не урод».

А так всё хорошо начиналось…

В следующем письме настораживала уже сама тема:
«Больному человеку из Одессы».

Да и начиналось оно с признания:

«Хочу сказать, что Вы – больной человек».

Но, слава Богу, тут же следовало разъяснение:

«Вы больны ДУРОШЛЁПСТВОЗАМЕЧАНИЕМ. Не секрет, что эта болезнь передаётся на расстоянии. Вы этим заразили, чуть ли не всё население бывшего СССР, и меня в том числе».

Фу… Отлегло…

«Уважаемый, Михаил Николаевич! Если вы, прочитав моё письмо, решите, что оно не по адресу, то пошлите СМС-ку со словами «Ну ты, дурак неотформатированный, думай куда пишешь!» на номер 8-956-……………».

А можно сократить СМС-ку просто до слова «дурак»? А то «неотформатированный» набирать долго…

«Добрый день, Михаил Николаевич! Меня зовут Сергей и, как Вы уже наверное догадались, я из Санкт-Петербурга…»

Интересно, по каким признакам он должен догадаться, что вы из Санкт-Петербурга? Должно быть по почерку.

«…я мечтаю направить свой толант в правельное русло и хотел бы что бы это оказалось ваше творчество…»

Да, «толант» налицо. И русло выбрано «правельное» – творчество Задорнова. С таким «толантом» это творчество точно заиграет.

«Вы очень элегантный мужчина, элегантности Вашей нет границ; не шучу. Приятно смотреть на мужчину, на котором костюм сидит идеально, который идеально держит осанку. Вы необычайно обаятельны! (я уже не говорю о том, как Вы прекрасно передвигаетесь на руках)».

Мужчины! Мотайте на ус. Чтобы покорить женщину, надо иметь элегантность, осанку и всё такое. А чтобы окончательно её добить, попробуйте походить перед ней на руках. А лучше вообще, только на руках и передвигайтесь. Все женщины будут вашими. «Отвечаю!» – как сказал бы один известный эстрадный исполнитель.

«У меня много аудиозаписей Ваших выступлений – под них очень удобно заниматься уборкой…»

Из чего следует, что домохозяйки – самая многочисленная аудитория сатирика.

«…похмелье после палёной водки легче, чем состояние организма после смеха на Вашем концерте».

Вот это удар! Браво, маэстро!

«Смотрела вчера Вашу программу по Ren-TV. Такой прикол! Я с дивана падала. Вы – молодец!»

Показательный пример силы слова. Пора бы уже и диваны выпускать с ремнями безопасности. Так и писать в инструкции к дивану: «Модель дивана специально разработана для просмотра телепередач с участием писателя-сатирика Михаила Задорнова».

«Когда я ещё учился в школе, мне запомнилось наверное первое Ваше телевизионное представление про Джона Кайфа. Наизусть выучил. Благодаря Вам мой рейтинг поднялся».

Так что ещё не известно, чей рейтинг выше…

«Мы давно следим за и ценим Ваше творчество. Что-то достаёт, конечно, но в целом очень неплохо».

Ну, как же без этого? Что-то обязательно должно доставать, если постоянно следить и ценить. Главное, чтоб в целом было неплохо.

«Здравствуйте Михаил Николаевич. Я очень люблю смотреть ваши выступления (особенно перед сном, я так быстрее засыпаю)».

Это не Задорнов, а кот Баюн какой-то.

«Не могли бы помочь придумать, что мне отвечать своему парню, а то он насмотрелся вас и зовёт меня гантелей…»

Проблема. Будущая семья рушится, а всё Задорнов виноват… Запудрил мозги народонаселению своими гантелями.

«Можно снимать на Ваших концертах на видеокамеру? Как Вы к этому относитесь? Хочется спросить разрешения, а не снимать в тихую как пират-партизан. Просто я не очень хорошо запоминаю, а хотелось бы запомнить всё и осмыслить, но концерт идёт так стремительно, что после остаётся только приятное ощущение, а в голове одна «Даздраперма»».

Голова голове рознь. Если вместо мозга «даздраперма», то запоминать действительно не просто.

«Здравствуйте уважаемый Михаил Николаевич. Не знаю кому написать, решил Вам».

No comments.

Некоторые письма не только начинались забавно, но и заканчивались не менее забавно. Вот одно из них:

«Возможно, еще когда-нибудь Вам напишу! Ждите! :)»

Отсчёт пошёл…
И, конечно же, трудно представить любую переписку с публичным человеком без откровенного флирта со стороны молодых и ретивых особ:

«Вам 61 год, мне – 20, но Вы мне ещё нравились со школы. Я видела передачу, где Вы говорили, что не против «замутить с молодухой». Это сейчас модно, так вот я – готова!!! Моя молодость, красота, энергия + Ваша мудрость, известность, чувство юмора – идеальный альянс. У Вас – вторая молодость и полный аут в тусовке... Я не просто «мечта поэта», я тоже творческая личность: люблю караоке, восточные танцы, пишу стихи и песни – для полного счастья мне не хватает второй половинки и Москвы!»

Попадались и откровенные острословы. Вот этот, например:

«Планируете ли заехать в Беларусь? Или Лукашенко не пускает под предлогом «ЗачЭм нам шуты, если я и сам клоун»? )))»

Или этот:

«Мне лично очень нравится смотреть телепрограммы с Вашим участием. А вот моя жена, как только увидит Вашу.. э... Ваше лицо в телевизоре, так сразу же забирает у меня пульт ДУ и включает своих Луис-Альберто-Пушкаревых и прочих Хуанов-Карлосов. Поэтому, исключительно в целях сохранения ячейки общества, пожалуйста, пришлите нам второй пульт ДУ! Тогда победит тот, у кого реакция быстрее. Тут я с женой посоветовался, и она решила, что Вы можете не знать марку нашего телевизора, и поэтому пришлёте бесполезный пульт ДУ. Поэтому лучше пришлите нам второй телевизор. Очень ждём, надеемся. Можете при этом и сами к нам в гости наведаться, будем рады, если ненадолго... До свидания, светоч эстрады».

Какие вежливые люди! И скромные. Могли бы ведь и машину попросить. С их талантом-то плести словесные кружева.

А этот, не то острослов, не то просто пришибленный малый. Один «Никалай Михайлович» чего стоит:

«Никалай Михайлович, Вы такой смешной!!! Мой класс Вас просто обажает!!! Я тоже, как и своего хомяка, но Вас больше, потому, что за вами клетку убирать не надо».

Тут как раз нелишне будет упомянуть о том, сколькими отчествами наделяли известного писателя-сатирика почитатели его таланта. И это, несмотря на то, что отец Михаила Задорнова – признанный классик отечественной литературы – Николай Задорнов, чьё имя должно быть известно каждому интеллигентному человеку. Тем не менее, как только не перевирали отчество, и Сергеевич, и Михайлович, и даже почему-то Александрович. Такое впечатление, что отчество бралось от фонаря. А ведь все, кто посылал письма, пользовались Интернетом, и достаточно было набрать в поисковике «Михаил Задорнов», как тотчас же стало бы известно подлинное отчество.

«Привет вам Дядя Миша и тому парню что разгребает вашу почту, пока вы прохлаждаетесь в сторонке:)»

О, привет! Приятно, что и обо мне вспоминали…

Не могу обойти вниманием письмо, имеющее непосредственное отношение к моей профессиональной деятельности.

«Я многие годы являюсь почитателем Вашего таланта. Смотрю на Вас, какого специалиста российская криминалистика потеряла! Если бы каждому менту хотя бы 0,5% Вашей наблюдательности – с преступностью в России было бы покончено уже к Рождеству. Но, к сожалению, Вы у нас один, а ментов и прокуроров много».

Да, ментов много, и один из них как раз обрабатывал корреспонденцию Михаила Задорнова. Так что именно наблюдательность мента являлась для Михаила Николаевича неплохим подспорьем.

Более полная версия перипетий моего сотрудничества с Михаилом Задорновым будет представлена в одной из глав книги, которая в настоящее время существует в виде рукописи под рабочим названием «Шутки в сторону».