Легенды рода. Часть 5. А картина порвалась

Алена Кейдюк
Весь долгий апрельский день не выходит из головы детская частушка:" Катя, Катя, Катерина, нарисована картина! А картина порвалась - Катя замуж собралась!"
И случилось это как раз в тот момент, когда "порвалась картина" мира! Собственно, мира , как бесконфликтного состояния государств, вообще не стало, он обрушился в мгновение ока!
Была война, долгая-долгая, жестокая-жестокая... Но и тогда люди влюблялись и женились.

Что же было там, на той самой войне? Там был Коля, командир и муж разведчицы Кати. Не героический лётчик Георгий, с послевоенной фотографии! Нет! Именно Николай, живущий в картинах воспоминаний моего детства. Николай, из семейного альбома, с небольшой фотографии, подписанной Катиной рукою:" Дяде Ване, тёте Варе от племянницы Кати и её мужа Коли".

Сегодня могу с уверенностью сказать:" Всё, что знала о Коле Катя, стало известно и мне". Сегодня их обоих нет среди нас, потому предлагаемую вам историю примите за сказку, легенду, миф. Оттого ли, что нет у меня уверенности в полной достоверности, оттого ли, что настало время мифов, оттого ли, что на сайтах всё того же Министерства Обороны дата призыва разведчицы Кати на войну - осень 1944 года (30.09.44), а Коля скончался от ран якобы в госпитале Житомира 05.10.44... Это - их, официальный, миф, мой гораздо реальнее: считаю, что дата тридцатого сентября касается нового призыва, связанного с гибелью командира отряда особого назначения. Этот призыв - следствие трагедии, пережитой Катей. Ей предлагали демобилизацию, но она отказалась.

Миф о Коле и Кате, о любви и войне, о жизни и смерти. Повествует сама Катя.

"Когда началась война, отца моего призвали сразу и вскоре от него перестали приходить письма.
Помню, как пришла в военкомат с просьбой отправить на фронт, но меня направили в школу военных радистов. Там я и встретила моего Колю!
Нет, он не был курсантом, он был прикомандирован. А дело было так: меня вызвал начальник школы и, естественно, по форме представил мне лейтенанта, предупредив, что предстоит серьёзный разговор. Оказалось, лейтенант прибыл из центра по важному заданию - сформировать отряд специального назначения. Мне была предложена переподготовка, чтобы я могла, если соглашусь, войти   в состав отряда. Так я стала разведчиком.

Николай собирал отряд тщательно, из местных малороссов, для деятельности в глубоком тылу на территории Украины. Случайных людей не было, все говорили на украинском , знали традиции и особенности национального характера народа, представителями которого себя считали. Понятно, личные качества каждого были первостепенны.

Времени у нас было мало, впереди - неизвестность, но , как говорится, "свадьба рубашку найдэ". В ЗАГСе нас зарегистрировали без проволОчек! А далее - поздравления товарищей , новая фамилия и недолгое счастье.
Видимо, мы переживали отрыв от действительности, некую слепоту. Прошли годы, а я всё ищу ответы на мучительные вопросы! Человеческое восприятие склонно к необъективности, если не сказать, к субъективному восприятию человеческой психикой мира и отдельных людей.

Вот, к примеру, стоят рядом два человека - очень красивый и очень некрасивый... Обязательно обратят внимание на некрасивого:"Что за страхолюдина!" С Колей было всё иначе: даже в толпе невозможно было не заметить этой южно-русской мужской красоты! Это я его выбрала, он - моя единственная любовь. Он - моё недолгое, незабвенное счастье.
... а далее была долгая дорога. Воинский эшелон с "украинскими партизанами" шёл долго, сутки за сутками. Все жили в тревожном ожидании, а я жила счастьем. Коля рядом, я слышу его голос, вижу любимое лицо...

Но война приближалась. Готовилось большое наступление и нам предстояло скрытно действовать в районе треугольника Ровно-Житомир-Тернополь. Впоследствии с этого плацдарма начал своё наступление Первый Украинский.

Забрасывали нас в тыл ночью, к месту сбора сразу не прибыли двое наших. Начиналось время потерь.
С задачей сбора разведданных мы успешно справлялись, население принимало нас за своих. В штаб регулярно отправлялись донесения, поддерживалась обратная связь ...
Потом случилось то, что случилось: мы с Колей отправились на вербовку в небольшое селение, а это всегда риск, особенно на Украине! Помню короткий анекдот:"Хохол - партизан". Нонсенс! Но нам срочно нужен был информатор! Действовали осторожно, однако просчитались.
Пока хозяин радушно отогревал кипяточком незваных гостей, сын его сбегал за бандеровцами! Завязался нешуточный бой, в котором часть нападавших была уничтожена, а часть сбежала. Собрав трофейное оружие и связав хозяина, я запрягла лошадь, уложила агонизирующего Колю на телегу и двинулась к линии фронта, отстреливаясь от возникающих на пути одиночек.

Мысль была одна: Коля должен жить! Загнав несчастную лошадь, в горячке я упустила момент, когда Коля отошёл! Я не закрыла ему глаза, не поцеловала ещё живого, не проводила словами любви и утешения. Я привезла любимого мёртвым, прорвавшись через линию фронта...

Мы схоронили его тихо, без воинских почестей - пустое это!
Мне предложили демобилизацию, но я отказалась. Далее - лётная часть. Командир, изучив моё личное дело, дополненное моим же рассказом, по-отечески сказал:" Никому больше этого не рассказывай, и не говори, что была замужем. Я направлю тебя стрелком-радистом в экипаж к хорошему парню, он тебя не обидит".

Так в моей непростой жизни появился Георгий. Сам Господь вразумил командира части...
А Колю мы не забываем! Пока была жива свекровь, ездила к ней на Украину неоднократно, помогала, чем могла! Дочь Людочку всегда брала с собой, она бывала на родине Николая и всё помнит".

Этот короткий рассказ не имеет завершения, поскольку вопрос о том, чья Людочка дочь, не был задан... Катя с Георгием  вырастили ещё и сына. Сегодня дети старше своих родителей.
Каждого Девятого Мая звонила я московским ветеранам, спеша поздравить их с праздником! Однажды мне ответил чужой голос. Мужчина стал новым владельцем крохотной двушки, а хозяева... хозяева отбыли к месту нового назначения... Все там будем - в свой срок.