Глава пятнадцатая. Год 2020 апреля 24 числа

София Домбровская
                Год 2000 апреля 43 числа.

                (...) Теперь передо мною все открыто. Теперь я
                вижу все как на ладони. А прежде, я не
                понимаю, прежде все было передо мною в каком-то
                тумане.
                И это все происходит, думаю, оттого, что люди
                воображают, будто человеческий мозг находится в
                голове; совсем нет: он приносится ветром со стороны
                Каспийского моря.

                Н.В.Гоголь, "Записки сумасшедшего"


Настал период весеннего обострения. Солнце светит с утра и до самого вечера. Птицы ещё затемно начинают оглушительно щебетать, в этом году их как-то ещё слышнее. Может быть, прилетели новые виды? Странно, что никто до сих пор не занялся этим вопросом и не напечатал сенсационную статью в местной газете. С фотографиями. Я бы почитала. Радио-то у меня теперь нет. А телевизор включать боюсь. Все беды от него. И вся путаница.


Правительство страны говорит нам по телевизору одно, а главы земель - другое. Каждая земля идёт своим путём, но при этом все мы как бы сидим в одной лодке. Люди выслушивают-выуживают из общей массы слов и предложений именно то, что их устраивает, в это верят, этому и следуют. И других норовят с собой прихватить.


Ну явно же кто-то у нас тут где-то услышал, что можно гулять толпами, не скрываясь и не боясь, что одёрнут. Иначе, почему же гуляют? Ходят по центральным улицам, под окнами шумят. И в машинах группами ездят, явно с друзьями, а не только с родственниками. На кабриолетах по городу разъезжают. И медведей огромных на сидения сажают. Плюшевых. Для компании. Сама видела.


Тёплая погода наводит на новые мысли. Запах гриля разлит в воздухе. В садах и на балконах, не важно, в будний день или в выходной (а кто их теперь различает?) жарят-грилят граждане всё, что им под руку попалось. Только откроешь окно, чтобы проветрить - и на тебе, дымок вползает в комнату, проникает сквозь занавески, возбуждает аппетит.


Детей слышно по-прежнему очень редко. Это так странно, так непривычно, почти зловеще. Но зато, когда нет-нет да и услышишь детский голос во дворе - так и покажется, что всё, опасность миновала, страшный сон закончился, жизнь наладилась.


Соседи в доме напротив устроили сегодня генеральную уборку, раскрыли все окна и  пылесосили так долго и так яростно, что хотелось им это срочно запретить. Параллельно они очень громко переговаривались с кем-то из моего дома, постоянно повторяя одну и ту же фразу, чтобы их лучше услышали и поняли, что за смешную глупость они решили сообщить. При этом, пылесос не выключали, а орали ещё интенсивнее, ещё с более мощной подачей. Да, вот и попробуй "Жить в обществе и быть свободным от общества". Ленин когда ещё сказал, что нельзя. Как знал!


Очнулись наконец-то, вышли из зимней спячки наши городские портные. Стали масками самодельными торговать. А мы-то себе голову ломаем, где брать средства защиты, в чём выходить в люди с ближайшего понедельника? В аптеках же по-прежнему или ничего, или очень дорого. Персонал местного детского дома сшил более 100 синих масок для нашей полиции, в цвет формы. Красота просто. И дальше шьёт, не останавливается, для больницы, например. А швеи и портные не знали, что так можно. Хотя, казалось бы, кому как не им. Но нет, не тут-то было.


Строители, которым всё это время не было запрещено ходить на работу, опять, как в былые времена, начали изо всех сил свистеть вслед прохожим женского пола. Мало  от них было шума в полупустом городе. Утомили уже, сил нет. Так они теперь ещё и свистят. И глазки строят. Ну и дома, когда время есть.


Мой балкон, приведённый в порядок, в этот раз украшенный анютиными глазками, как обычно, привлекает внимание всех желающих. Невозможно спокойно посидеть, почитать, чаю попить. То и дело ловишь на себе любопытный взгляд кого-то из живущих в доме напротив. Очень неприятно.


И ладно бы, у них своих балконов не было. Есть. Есть, да ещё какие. И специально так грамотно расположены - не на улицу, не туда, где наши, а по сторонам, с видом или на небольшой садик или на другой дом, без балконов. Но они этой роскошью не пользуются, предпочитают разглядывать нас и мир вокруг из окон своих спален, по пояс высовываясь наружу, то и дело чуть не выпадая на улицу. Железная логика.


Чувство юмора у всех постепенно иссякает. Не только у меня. Шутить получается всё реже. Зато поводов для раздражения хоть отбавляй. Постоянно кто-то норовит слишком близко подойти, по-прежнему встречаются любители куда-то проскочить, только спросить, всех научить как правильно. Понятно, мы, большинство, выше этого, мы ведём себя прилично, игнорируя тех, что со странностями, всех, живущих всё ещё так, словно ничего не произошло, по принципу "а что будет-то". Мы пока держимся. Улыбаемся. Смеяться пытаемся как можно реже и желательно потише. Иначе люди в испуге оборачиваются. Отвыкли, видимо. Или считают неуместным. Имеют право.


Мозг устал. Устал бояться и жить в напряжении. Но он не знает, как ему теперь быть. И поэтому заставляет одних послушно следовать всем предписаниям сверху, какими бы абсурдными они ни были, других же - нарушать все эти предписания. Он то выгоняет пожилых людей на улицу, то запирает мленьких детей в тесных квартирах.


Вот, например, только что он пытался навести меня на мысль о том, как хорошо было бы завтра поехать на озеро, встретиться там с друзьями, прогуляться по берегу, водичку потрогать, перекусить в одном из ресторанчиков, кофе попить с пирогом, дедушку навестить. И я чуть было не поддалась искушению. Но опомнилась вовремя. Смогла удержаться от соблазна. А жаль.


                23.04.2020 (19:31 по местному времени)