Мои поздравления

Юрий Копаев
                Не всё сказывай, что помнишь.
 
    Элитарное сообщество Союза художников РФ (до девяностых годов) — это культура привилегированных групп художников все различных направлений в искусстве (монументального, оформительского и т. д.): характеризующаяся принципиальной закрытостью; духовным коллективизмом; ценностно-смысловой самодостаточностью. Одной из традиций групп художников является застолье, как правило, проводимые после сдачи худсовету значимых объемов работ получивших высокую оценку Заказчика (будь то общественная, организация или частное лицо). Такие закрытые «сходки» имели свои незыблемые ритуальные традиции, нарушать которые не каждый художник отчаивался. Мне, как главному дизайнеру проекта, довольно часто приходилось участвовать в застольях любого уровня: будь то банкет  первого лица в честь всего коллектива художников реализовавших проект или  просто застолья в честь профессионального художника исполнителя какого-то монументального произведения искусств. Этих застолий и «полян» было такое множество, что часто приходилось под любым предлогом  отказываться от участия в них. Или когда я чувствовал, что могут возникнуть ссоры или любые другие неприятные ситуации, разногласий при реализации проекта, то я старался так же не принимать в них участие. Меня сдерживала расчётливая и осторожная  рассудительность, чтобы «по пьяни» не примкнуть к одной из групп профессиональных художников исполнителей.
    Застолья, не смотря на свою условную официальность, походили больше на клановый  характер, какого либо именитого художника оформительского прикладного искусства, нежели на официальный банкет. Проходили всегда, как правило:  продолжительное время и с не возможностью срочно уйти;  сопровождаемые весельем (анекдотами, шутки, розыгрышами и пением); непременной атрибутикой торжеств являлись тосты в честь юбиляра (и далеко не каждому такая честь предоставлялась).   Частенько бывало так, что виновник торжества, угощал своим приготовленным фирменным блюдом. Толковал о своих «трудах праведных»: гости досыта наедались; дружно напивались и спорили до хрипоты; пели старинные казацкие песни.       
    Расходились, как правило, одновременно и за полночь. Участие незнакомых женщин не приветствовалось, за исключением хозяйки виновника торжества и женщин, непосредственно участвовавших в реализации проекта. Ругаться и предъявлять претензии дуг к другу, было не принято, и если и возникала какая-то непредвиденная ситуация, то хозяин торжества тут же вмешивался в спор гостей и локализовал возникающий конфликт. Неотъемлемой задачей хозяина была проста, желательно чтобы по окончанию застолья все разошлись  одновременно, а если кто и задержался (по случаю) то обеспечить отдых коллеги и сообщить родственникам по телефону место его нахождения.
    Остановлюсь, лишь на одном важном аспекте общения с коллективом художников это - смысловой тост в честь  виновника торжества! Каждый, кто поднимал бокал  и, произнося тост,  старался выразить своё отношение к  виновнику торжества. На меня же, как правило, возлагалась особая задача. При успешном реализации всего проекта   я являлся связующим звеном, в коллективе художников. Так как и был, одновременно: режиссёром, конструктором-дизайнером и художественным руководителем. Поэтому мне приходилось произносить тост первому, пока все ещё были трезвы, а в тосте я должен был высказать, своё отношение, к хозяину торжества. Это весьма не простая задача и чтобы не было вопросов, приходилось  излагать свои пожелания в «доморощенных стихах».
    В молодости я  любил читать стихи. К примеру, из классиков  мне больше нравился М. Ю. Лермонтов, а не А. С. Пушкин, стихи В. В. Маяковского понимал как поэта революционного горлопана, в стихах С. А. Есенина чрезмерно много лирики. Критик я, конечно, был никудышный, это моё непросвещённое мнение. Мало того я ни когда не пытался писать стихи, а декларировать у меня не получалось.  Правда занимался иногда  плагиатом перефразировав стихи того или иного поэта под современность. Это, как правило, происходило на торжествах посвящаемых; родственникам, близко знакомым и коллегам по работе. Такие эпизоды были вынужденными, так как меня очень просили, да и мне  самому хотелось посоветовать юбиляру всего хорошего и что то, по моему мнению, было важного сказать.
    Как-то раз, будучи уже женатым мужчиной и приличным семьянином меня попросила супруга поздравить её брата с юбилеем. Я вспомнил стихи  Г. Киплинга, где  автор ёмко  изложил стихами, всё сокровенные и нужные  напутствуя сыну.  Я занялся доморощенным плагиатом. Взял  стихи за основу и, перефразировав цитаты строф на современный лад под чаянье  юбиляра, которого я знал более десяти лет, и получилось весьма удачное поздравление. С тех пор я стал пользоваться таким приёмом поздравления  юбиляров, когда невозможно отказаться от участия в празднестве и, как правило, меня даже просили  отдать «поздравление» на память юбиляру. Технология написания текста весьма проста. Насыщаете стихи: современными словосочетаниями; конкретикой пожеланий; характерными примерами чаяний  юбиляра и т. д. Прочесть по памяти подобия стихов я, конечно, не мог и читал по шпаргалке, а если по той или иной причине я не мог этого сделать, то это декларировал кто, то другой от моего имени.  Это, как правило, происходило на торжествах посвящаемых; родственникам, близким знакомым и коллегам по работе. Такие эпизоды были вынужденными, так как меня очень просили, да и мне  самому хотелось посоветовать юбиляру всего хорошего и что то, по моему мнению, было важного сказать.
               
                Типовой пример доморощенного «творения»
                Конкретная 
           Стихотворенье                пародия на стихотворение
 
"Владей собой среди толпы смятенной,           С волками жить, по волчьи, выть,
Тебя клянущей за  смятенье век.                В нынешний век перемен!
Верь сам в себя, наперекор вселенной,          Не забывай о принципах своих,               
И маловерным отпусти их грех.                Чти веру предков  помни о грехах.
Пусть час не пробил, жди, не уставая,          Пока  возможно живи не поспешая, 

Пусть лгут жрецы, не снисходи до них.         Не верь начальству не  до них.
Умей прощать и не кажись, прощая,             С душой умей прощать по раз уменью,   
Великодушней и мудрей других.                Тех, кто грешит  не вольно сгоряча.
Умей мечтать, не став рабом мечтанья,         Мечтай  разумно вдохновенно, 
И мыслить мысли не обожествив.                Во благо близких и родных.
Равно встречай успех и поруганья,             Не прием ли  ругань и хвальбу,               
Не забывая, что их голос лжив.              Нахалов и лжецов.
Останься тих, когда твое же слово           В устах льстецов твои идеи,               
Калечит плут, чтоб удивлять глупцов.        Планов громадье -  звучат смешно.               
Когда вся жизнь разрушена и снова           При  не удачах,  смысл постигни,             
Умей поставить в радостной надежде          Начни-ко всё с начала.
На карту всё, что накопил трудом.           Играя заложить всё можно, но
Всё потерять и нищим стать, как прежде,     Проиграв вернуться не возможно,               
И никогда не пожалеть о том.               Таким как был, не стать тебе повторно.      
Умей принудить сердце, нервы, тело          Владей собой когда в душе всё пусто,
Тебе служить, когда в твоей груди    Всё  за тлело, очнись и только разум слушай.
Всё пусто, всё сгорело,                Трудясь усердно и останься, справедлив   
И только воля говорит – иди                К друзьям и подчинённым, 
Останься прост, беседуя с царями,           Достойным будь начальство  не гневи.
Останься честен, говоря с толпой.         Чти родителей и будь в семье почтенным.               
Будь прям и тверд с врагами и друзьями,   Друзей с льстецами  отличай, 
Пусть все в свой час считаются с тобой.     И врагов не привечай.
Наполни смыслом каждое мгновенье            Пополни жизнь счастливыми годами
Часов и дней неуловимый бег, -            И помни, не повторяется такое никогда,
Тогда весь мир ты примешь как владение   Всё блага принимай в мироощущение,               
Тогда, мой сын, ты будешь ЧЕЛОВЕК!          И посему будь счастлив навсегда.
 Р.  Киплинг      
      
     После такого случая я стал использовать стихотворение знаменитого автора, как шпаргалку для «сотворения» очередного "поздравления" с учётом импровизации!