Как в первый раз

Роза Джейсон
Она долго не могла попасть ключом в замочную скважину. Пока не поняла, что это не тот ключ. "Вот разиня", - обругала она себя и, быстро отперев дверь нужным ключом, вошла внутрь. В квартире никого не было. Танька - её подруга, с который они вместе снимали эту квартирку вот уже третий год, - должно быть, убежала в магазин, а, может, ещё не вернулась с занятий. Она привычным движением сняла и повесила куртку на вешалку, бросила портфель на кровать и задумчиво опустилась на стул рядом.


Маленькая старая библиотека, где она так любила бывать, находилась на одной из самых незаметных улочек этого города. Там всегда было тихо, сладко пахло пылью и истертой бумагой, на покривившихся окнах и зимой, и летом стояла розовая герань, а на дальнем столе спал толстый рыжий кот. Посетителей там было немного - в основном завсегдатаи, любившие, как и она, романтичную и таинственную обстановку этой библиотеки, где с прозрачных желтых страниц сходили прекрасные и любимые образы, где каждый из них становился тем, кем хотел быть. Она любила сбегать сюда от реальности, порой казавшейся ей такой несправедливой...
Новые лица появлялись тут редко, ещё меньше людей задерживалось здесь, и те, кто проводил среди пыльных книг много часов, стали как будто кружком отшельников, объединённых любовью к книгам и тишине. Но пару месяцев назад в их закрытом обществе появился новый участник...


Она не знала, сколько прошло времени, когда услышала, как Танька напевает песенки, поднимаясь по лестнице. Она поспешно встала и подошла к окну. Она смотрела на сумеречную улицу, на искрившийся под фонарями снег. Хлопнула дверь, по ногам потянуло холодком и звенящий смерч ворвался в квартиру, наполнив её до самых последних углов весёлым перезвоном.
- Алька, ты не представляешь, кто звонил сегодня! - с порога закричала Танька, увидев ее куртку на вешалке в прихожей.
- Дед Мороз? - заставив себя рассмеяться, отозвалась Аля.
- Лучше! - загадочно сказала та, срывая с себя шапку и шарф и выпуская на волю целый ворох тугих кудрей.
- Хм, - неопределенно протянула она, уже теряя нить разговора.
- Чего мычишь? Сказать тебе или сама догадаешься? А? Ну, давай, у тебя три попытки! - не давая ей даже осознать сказанное, тараторила Танька.
- Тань, я не знаю, - устало отозвалась она.
- Что с тобой? Ты чего такая... загадочная?
- Загадочная? - смущённо переспросила Аля. - Нет, я... Я просто уставшая.
Она обернулась, стараясь выглядеть просто уставшей, хотя у нее в груди было такое странное ощущение, будто там везде находился воздух, неумещающийся в лёгких.
- Ну это конечно, - легко согласилась та.
По Танькиному виду можно было догадаться, что ей ужасно хочется уже сказать, кто звонил и посмотреть на ее реакцию. Потому Аля просто стояла и выжидательно молчала. Хотя мысли ее были далеко...
- Ну?.. Не догадываешься? - все больше волнуясь, спрашивала Танька, ходя вокруг нее кругами. - Ладно, скажу. Звонил... Кирюха! Можешь себе представить?! Звонит, такой, и говорит: "Ты, мол, скажи Альке, что я ошибался и вообще... Пускай не обижается. Скажи, мол, я её жду завтра в чайной на углу, как всегда". Я прямо обалдела! Понял, наверно, кого променял на эту... Ох, Алька, я за тебя так рада! А то ты уж полгода ревнуешь!
Она наконец остановилась и замолчала, глядя на подругу. Аля стояла, смотря отсутствующим взглядом ей в глаза. Казалось, она не поняла ничего из того, что ей только что рассказали. Или не хотела понимать.
- Что? - наконец тихо спросила она.
- Кирюха звонил, - повторила Танька, уже теряясь от странной реакции подруги.
- Какой Кирюха?
- Твой Кирюха. Ну, Дудинцев Кирилл с физмата, ты что, забыла?
Аля отвела глаза. До её сознания начал доходить смысл всего услышанного. "Кирюха звонил, - пронеслось в ее голове. - Извинялся... Ждёт завтра...".
Она подняла голову и снова отошла к окну. В сердце было тихо. Очень тихо.
- Ты не рада, что ли? - осторожно спросила Танька, подходя к ней.


Он был высоким блондином с большими голубыми глазами и спокойным лицом. Он подошёл в первый же день и попросил помочь найти одну книгу. Она сначала растерялась. Сказать по правде - она немало одичала за эти полгода. Любому другому, как она потом понимала, она отказала бы. Но в этом юноше было что-то особенное, что-то, что не бросалось в глаза, но чувствовалось душой. Её душой.
С того дня они могли обмолвиться словом, могли просто просидеть рядом молча, но всегда приходили туда в одни и те же дни, читали похожие книги. Однажды она забыла на столе свою закладку с коротким четверостишием, написанным когда-то, а придя в следующий раз, нашла там продолжение, дописанное его рукой. Вскоре между ними завязалось знакомство, они делились впечатлениями, подолгу засиживались вечерами, горячо что-то обсуждая. "Что в нем такого особенного, что я не могу выкинуть его из головы?" - часто спрашивала себя она, сидя на лекции или в столовой, или дома, у окна, мечтательно смотря перед собой невидящими глазами...

- Таня, скажи, почему влюбляешься - всегда как в первый раз?
Ответа долго не было, а потом раздался тихий смешок.
- Вот оно что, - протянула та, но продолжать не стала.
Они помолчали, потом Танька пожала плечами и сказала:
- Может, потому что ты давно не влюблялась?
На её лице появилась добрая усмешка старой подруги.
- Давно не влюблялась? - задумчиво повторила Аля. - Да, в самом деле давно...
- Я же тебе говорила - влюбляться нужно чаще. Как я, - и та прыснула со смеху.
Но Аля молчала. Она смотрела на очертания дальних домов, уже почти скрытых темнотой.
- Знаешь, я ведь считала себя однолюбкой...
- Пф! - презрительно фыркнула Танька. - Ты что, Алька, однолюбов не бывает!
- Поэтому я не знаю, где ошиблась, - продолжала та, наверно, даже не услышав ответ подруги.
- Что значит "где"? - удивилась Танька.
- Значит "с кем"...
Танька удивлённо раскрыла глаза, с минуту молчала, потом встала и подошла к Але.
- Не заморачивайся так, - участливо сказала она, положив руку ей на плечо. - Смотри на жизнь проще.
- Не получается, - вздохнула та. - Для меня все серьёзно.
- В нашем возрасте разве что-то может быть серьёзным?
- А должно быть.
- Фу, какая скучная жизнь была бы, - разочарованно протянула Танька.
Они замолчали. В комнате было темно, а за окном - в небе - горели крупные звезды. И огромная полная луна.
- Знаешь, без всего этого было так... хорошо, - вдруг сказала Аля. - Без всех этих волнений, вздыханий, воздушных замков... Было бы лучше, если бы мы и дальше оставались друзьями... Так было бы проще.
- Эгоистка, - рассмеялась Танька. - Нет дружбы между мужчиной и женщиной и не может быть. Между ними всегда есть что-то большее, безусловно, включающее дружбу, но намного более глубокое... Хотя бы с одной стороны. Если бы ты не влюбилась, а вы бы продолжали общаться, я бы пожалела парня...
- А меня тебе не жалко?
- Как можно жалеть счастливого человека?
- Счастливого?.. - неожиданно задумалась Аля.
- Что может быть прекрасней влюбленности?
- Определенность, - отрезала она.
- Какая же ты скучная, - упрекнула её подруга. - Именно неопределенность делает любовь такой прекрасной.
- Но это так утомительно и сложно... Я пережила это один раз, я думала, что с меня уже хватит, а тут...
- Ты что, серьёзно?
- В общем... да... Я ведь все это время никогда ни на одного парня не смотрела... Потому что я только рядом с Кириллом чувствовала что-то особенное... До встречи с... Мне казалось, я нашла того единственного для себя...
- Не говори глупостей! - воскликнула Танька. - В твоём возрасте так думать - просто преступление!
- Но я потом сказала себе: "Пока не появится кто-то другой"...
- Вот! Он появился! За чем же дело стало?
- За ним самим... Понимаешь... Мы просто друзья, а Кирилл... Мириться предлагает... Я в полном замешательстве...
- Синица в руке или журавль в небе, хочешь сказать?
- Именно... И я...
- Аля, - перебила её Танька. - Пойми же ты наконец, в любви нет правил и нельзя рассчитывать. В любви нужно слушать только своё сердце - и только его... Ну, что оно тебе говорит?
Аля глубоко вздохнула и попыталась представить Кирилла... Но сердце рвалось не к нему, оно было все там же, в пыльной библиотеке, где в воздухе повисла неосторожная фраза, сказанная от сердца, так просто... Она перевернула всю её нынешнюю жизнь.
В груди опять стало невыносимо тесно, будто там было что-то такое огромное и мягкое, вдруг заполнившее пустоту.
Внезапно раздался такой резкий сейчас звонок телефона. Аля вздрогнула, бросила умоляющий взгляд на Таню, но та лишь покачала головой.
Её сердце бешено колотилось. Она стояла и смотрела на чёрную трубку, будто желая просверлить её взглядом. Потом резко схватила её и отрывисто сказала:
- Алло!
В трубке стояла тишина.
- Аля? Это ты? - через полминуты раздался неуверенный голос.
- Да, Кирилл. Это я.
- Знаешь... Я хотел извиниться... Я... Я ошибался тогда и... Ты меня простишь?
- Я тебя давно простила.
- Правда? О, Аля! Ты чудная! Встречаемся завтра, там же?
Аля молчала. Она дышала глубоко и неровно и чувствовала, что уже до предела сжала телефонную трубку. В ней происходила жестокая борьба - только вот где голос сердца?
С одной стороны - все уже такое известное и давнее и, вроде бы, настоящее и выстраданное, а с другой - новое начало, новые испытания, и - кто знает, что ждёт в конце?.. Но... Ах, Боже мой, почему же так колотится сердце?!..

- Кирилл, - наконец сказала она, а Танька напряглась. - Извини... Между нами все кончено. Теперь точно кончено. Прости...
Он молчал. Молчала и она. Потом она просто взяла и положила трубку. Будто сделала последний шаг с ветхого моста над пропастью. Она не знала, что ждёт её по эту сторону, но знала, что обратной дороги уже нет.
- Голос сердца, говоришь? - тихо сказала она, глядя на подругу. - Надеюсь, это был он.
Она снова отошла к окну. В сердце было грустно от луны, а на душе - сладко-тоскливо. Она стояла и улыбалась. "Ничто не случайно, - подумала она и глубоко вздохнула, расправляя плечи. - Я не верю в случайность. Я давно доверилась судьбе... Пусть она решит". Она сунула руку в карман - там лежала та самая закладка - и откуда она взялась?..
Аля прочитала ещё раз стихотворение и вдруг рассмеялась - тихо и радостно. Прижимая закладку к груди, в которой было так горячо, она смотрела затуманенным взглядом на темную улицу.
Сомнения рассеялись, как туман на ветру...
- "...И хочется опять сойти с ума... А-а"... - тихонько напевала Таня, сидя за столом.
Аля улыбнулась тому, что случайно выхватила из всей песни только эту строчку... Случайно...
?
Нет.
Все было неслучайно.

----------------------------------

Бродила нимфа по лесам бездонным,
Тихонько напевала нежные мотивы,
Была она неярка и пуглива,
Любила лунный свет и моря волны...

И фавн-затейник по лесам гулял,
Свои смешные песни сочинял.
Но песни ведь двумя поются,
А для двоих - и горы разойдутся...