Факты и иллюзии

Виктор Постников
В последнее время  думать становится все труднее.
Чувствуешь  бесполезность всех начинаний перед  лавиной глобальных (и локальных)проблем. Думать о будущем  детей становится в особенности трудно.  Я, предположим, достаточно пожил и видел краски этого мира – но они,  с чем они столкнутся на  изувеченной, запачканной и невосстановимой Земле?  Мысль о том, что детям придется столкнуться с непреодолимыми препятствиями, возможно голодом, насилием или болезнями, трудно переносима. Посмотрите фильм Дорога 2009 г.

После просмотра документального фильма Джеффа Гиббса «Планета людей» (он есть в свободном доступе на YouTube) опять  охватило чувство бессильной ярости.  Мои собственные дети говорят: не смотри новости, не расстраивай себя.   Но я не могу. Я никогда не стремился  к  обману. Возможно это следствие моего научного опыта - в науке, как и в жизни,  все должно быть честно.  Для меня даже боль бывает предпочтительнее ложного комфорта.  Но беда в том, что, «наука идет параллельно реальности. Американский поэт-негуманист Робинсон Джефферс говорит, что «человек должен открывать для себя истину», однако наука и математика «опасные средства», они «идут параллельно реальности, они символизируют ее, смотрят на нее украдкой, никогда не прикасаются к ней» Еще более опасными представляются иллюзии в науке.

Иногда наука мимикрирует под истину. и тогда с ней особенно трудно бороться. (Сегодня это хорошо чувствуется на примере техно-мистицизма).
 
Временами во мне просыпается ярость. Я вспоминаю все моменты моей, в общем-то слабой, борьбы с людьми и обстоятельствами, моменты, когда я отступал, то ли из-за малодушия, то ли ложной вежливости.  Мое привилегированное положение не требовало особых  усилий. Все шло своим чередом, одна диссертация, вторая. Я увлекся электромагнетизмом.  Наука позволяла скрыться от грубой реальности дня, вынося за скобки факты жизни. Но факты никуда не деваются. Они остаются и рано или поздно начинают бить в барабан.
 
О том, что факты важнее науки (я имею в виду прежде всего  т.н. «технонауку»), я начал понимать только со взрывом ядерного реактора на чернобыльской станции. Разрушение природы и любимых с детства мест открыло мне глаза на чудовищность происходящего.   Смерть близких людей – еще один пример фактов, против которых  наука бессильна.  Последним фактом, возможно будет смерть природы или моя собственная смерть.

И здесь возникает искушение забыться, уйти в беспочвенные фантазии. Это могут быть всевозможные религиозные надежды.  Иллюзии начинают атаковать факты. Факты становятся фактоидами.  Неудивительно, что многие кончают жизнь самоубийством, не найдя ответа ни на один вопрос.

У меня  тоже нет ответов.
 
Факты сами по себе, конечно, тоже не дают ответов, но они, по крайней мере, отрезвляют.  Начинаешь больше ценить жизнь, не пытаться дать всему объяснение или уйти в фантазии.  Видишь, что природа идет своим чередом, невзирая на все человеческие подлости.
 
     Каждую зиму океан подмывает землю,
     каждое лето
     солнце высушивает и разрушает. 
     Упрямая трава–пожиратель камней,  не замечая звёзд,
     изменяет цвет от серо-голубого до бледно-зеленого,
     смеется над людьми и скоро возьмет вверх:
     её семена впитают артерии и покроют лица.

                (Р.Джефферс, Нарушенный баланс)
 
   
И это факт.