Бельченкова Татьяна Николаевна

Петр Панасейко
             



Вечный подвиг –  он вам по плечу,
Ваши руки бессонны и святы,
Низко вам поклониться хочу,
Люди в белых халатах, –
                это строки из известной советской песни в исполнении Владимира Трошина «Люди в белых халатах». Давно нет певца в живых, а его голос мы слышим по-прежнему, когда переступаем порог поликлиники или больницы. За свою жизнь посещаем многих врачей, им наша благодарность, но особая, конечно же, терапевтам и их медицинским сёстрам. О двух представителях этой категории медработников мне и хотелось бы рассказать.

                Работая на заводе в отделе по работе с персоналом, нас обслуживала цеховой терапевт поликлиники ФГБУЗ СМКЦ ФМБА России (в народе –  вазовская поликлиника) Бельченкова Татьяна Николаевна. Кроме ежегодных профосмотров, связанных с работой на компьютерах, лично я встречался с ней часто. И не только находясь на больничном листе. Скажу сразу, что я с детства не любитель посещать врачей. Лишний раз не пойдёшь сам. Вот тут Татьяна Николаевна, видимо, хорошо изучила в своё время психологию и к таким, как я, работникам периодически приходила сама –  к нам на завод в медпункт. Контролировала давление и всё остальное. Со стороны очень было заметно, что на первом месте у этого прекрасного врача находится профилактика. Я не медик, по образованию юрист, но мне кажется, что легче болезнь предотвратить, чем потом лечить.

               Когда мои коллеги, достигнув пенсионного возраста, уходили на заслуженный отдых, то оказывались закреплёнными потом за поликлиниками по месту жительства. С нашей вазовской ни одна городская сравняться не может. По своему статусу. Вот этого боялся и я, увольняясь на досрочную пенсию. Решил обратиться за помощью к терапевту. Та, ничего не ответив, дала мне какой- то бланк. «Что это такое?» –  спросил я с любопытством. «Как что? Вы же просили остаться в нашей поликлинике, уходя с завода?» –  последовал ответ. И я остался. Нисколько не пожалел, несмотря на то, что, в отличие от медучреждения по месту жительства, до этого добираться надо на транспорте. Главное –  меня продолжала и продолжает по сей день лечить та же терапевт, что и раньше. В связи с этим не могу не поделиться своими наблюдениями.

               Когда прихожу на приём к Бельченковой –  как пенсионер, разумеется, –  то вижу: возле кабинета сидят в ожидании приёма не только мои бывшие коллеги-пенсионеры (остался в вазовской поликлинике не только я один), но и молодые ребята и девчата с больничными листами. Принимая, Татьяна Николаевна не делает разницы между нами: кто работает, а кто не работает. Происходит точно такой же приём, как и во время моей работы. На приём мы ходим по талонам, выдаваемым в регистратуре, но бывает, что их не хватает. Тогда на помощь приходит добрая душа с фамилией Бельченкова.

            Однажды зимой я простыл, температура поднялась. К счастью, уже находился на пенсии, на работу идти не надо. Поехал  в поликлинику. Талонов мне не хватило. Оставалось ехать домой и вызывать дежурного врача на дом. Дело происходило, понятно, утром. Присел на скамейку отдохнуть, закрыв глаза. Открыл я их только тогда, когда меня кто-то тронул за плечо. Я увидел перед собой своего терапевта. Объяснил ситуацию. Она без лишних слов повела меня в кабинет и приняла до начала смены. Низкий поклон ей за это.

             Другой раз, когда проходил обследование для госпитализации в больницу и долго не появлялся у неё в кабинете, Татьяна Николаевна звонила домой. Что интересно, не только со своего служебного телефона, но и с сотового, находясь после смены дома.

              Первая смена у терапевтов начинается в восемь часов утра и заканчивается в два часа дня. Не один раз приходилось из-за процедур проходить мимо её кабинета после указанного времени и видеть открытую дверь. Из кабинета слышались голоса: Татьяна Николаевна принимала последних больных. Никогда не уйдёт домой, если в коридоре остаются люди, пришедшие на приём.

              Терапевт Бельченкова –  человек с доброй душой. Она старается по возможности входить в положение больного. В прошлом году я простыл в очередной раз зимой, и ко мне без спроса прицепился герпес. Знаю, что другие терапевты в таких случаях отправляют своих больных в стационар в инфекционное отделение. Отправила бы, конечно, и меня она, если бы не одно «НО». Я живу с 83-летней мамой (тогда ей было 82) и осуществляю за ней уход. Оставить её в то время на кого-то не представилось возможным. Однако выход нашли. «Тогда будем лечить здесь!» –  услышал я спасительные для себя слова. И вылечила. Правда, приходилось ежедневно ездить в поликлинику на уколы и другие процедуры. Но зато ночью (самое опасное время для лиц пожилого возраста) я находился дома с мамой.
                Одному терапевту принимать и лечить больных тяжело. Поэтому и закрепляют за ними медсестёр. Последние несколько лет в этой должности состоит Анна Вениаминовна Желтова. Считаю, Татьяне Николаевне в этом плане повезло. Медсестра такой же добрейшей души человек, как и сама терапевт. Знаю не понаслышке.

               Во время длительного лечения в дневном стационаре городской больницы следовало ежемесячно сдавать в поликлинике анализы, проходить кардиограмму, брать на- правление. Почему-то все боятся пятницы, 13-го числа. Но пришлось мне как-то прийти к терапевту за очередным направлением в стационар именно в указанный день: поджимали сроки, понедельник не устраивал. Ещё поднявшись на третий этаж и подойдя к знакомому кабинету, я понял, что придётся просидеть тут до обеда. Очередь к врачу казалась огромной. Терапевта я посещал накануне, а теперь пришёл просто забрать результаты анализов и получить соответствующее направление, которое подписывается не только лечащим врачом, но и заведующей терапевтическим отделением.

              Сижу, жду. Прошло несколько минут. Открывается дверь кабинета, оттуда выходит очередной посетитель, вместо него заходит другой. Я сижу, читаю книгу. Давно доказано, что любая очередь проходит быстрее, когда стоящий в ней человек чем-то занят. Например, чтением. Прошло ещё минут десять, поднимаю голову и вижу перед собой медсестру. «Чего не заглянули ко мне, я бы вам вынесла необходимые документы, –  обратилась ко мне Анна Вениаминовна. –  Сегодня пятница, сидеть придётся долго». «Да уж ладно, посижу, а в пятницу больше не приду», –  отвечал я. Желтова вернулась в свой кабинет. Как же я удивился, когда спустя пять минут она вынесла мне мои результаты анализов, а сама пошла подписывать у заведующей направление. В тот день я к терапевту так и не попал. Отпала необходимость. За неё всё сделала медсестра. Я возвращался домой и мысленно благодарил её за бескорыстную помощь. Просто она в наш бурный век осталась верной клятве Гиппократа. Человек на своём месте. Это, безусловно, радует.
                До неё у Бельченковой числилась другая медсестра. Фамилию и имя её не смог запомнить. Зато до сих пор слышу её слова: «Ждите! Подойдёт очередь –  заходите!» С появлением несколько лет назад Желтовой ситуация поменялась: новая медсестра стала в буквальном смысле слова «правой рукой» терапевта. Ничто человеческое, как говорят в народе, Анне Вениаминовне не чуждо. Тот же юмор. Для поездки в областную больницу мне следовало поставить печать в приём- ной главврача. Получая её, я заметил на столе «Журнал жалоб и предложений». Попросил разрешения у хозяйки и собственноручно написал в нём благодарность терапевту и её медсестре. Но вот проблема. От волнения я вместо имени Анна указал Алла. Хотя допущенной ошибки сразу и не заметил. Оказавшись в следующий раз в кабинете терапевта, медсестра, как и терапевт, благодарила меня за благодарность. При этом, улыбаясь, добавила: «Немного побывала и Аллой. Приятное имя». Другая на её месте поступила бы по-другому, и мне пришлось бы идти исправлять ошибку. Она же заявила с юмором: «Ничего страшного, в следующий раз напишите моё имя настоящее». Я только заулыбался.

              Да, в сложное время мы живём. Трудно всем. Но когда приходишь в поликлинику и тебя встречают как родных люди в белых халатах, светлее становится на душе. Понимаешь, что не всё уж так и плохо в нашей любимой России.

18.11.2019 г.