Двойняшки, но не близняшки

Сергей Лукич Гусев
   «ЧуднЫ дела твои, Господи!», – всегда восклицает человек, увидевший, или услышавший что-то необычное. Необычного и необъяснимого вокруг нас очень много. Природа создала великое многообразие видов животных и растений. Иногда, словно смеясь, сконструировала виды, весьма похожие друг на друга. Бывают похожи лицом люди, хотя и не находятся в близком родстве, растения и животные. Существует еще и мимикрия–приспособление особей растительного и животного мира к окружающим условиям и друг к другу. Но это другое. Свою историю хочу рассказать о двойняшках одного вида животных, но не по родству.

   В восьмидесятые годы наша семья жила в благоустроенной квартире двухэтажного жилого дома на шестнадцать хозяев. Семьи четыре держали небольшое домашнее хозяйство, в основном курочек и поросят.
Коров держали две семьи: мы и соседка по площадке – бригадир животноводства совхоза «Ельцовский».  Не везло нам с животными. Коровки попадали то малоудойные, то блудни, которые сбегали с пастбища. Замучились с ними. Стали смотреть в газете объявления о продаже скота. Позвонили в деревни знакомым учителям, чтобы те тоже прозондировали этот вопрос. Наконец, вечером, раздался звонок из Мартыново – село в двадцати семи километрах от нас.

— Вы хотите купить корову?

— Да, хотелось бы. Какой она масти?

— Черно - пестрая, высокоудойная, молодая, отел тремя телятами.

— Хорошо, ответил я, завтра приедем на смотрины. Вы ее подержите дома, не отпускайте в стадо. И не доите, жена сама подоит, посмотрит на ее удойность и поведение.

На  том конце провода с радостью согласились на наши условия.

   На следующий день я нашел легковой автомобиль, и мы с женой поехали в село.
Посмотрели на корову. Крупная, черно - пестрая. Такая масть всегда бывает высокоудойной.  Жена села доить. Надоила полный подойник. Хозяйка суетилась вокруг, непрерывно нахваливая животину. Мне это показалось подозрительным. Увидел за дверями сарая ополовиненный мешок с комбикормом, но не придал этому особого значения. Сговорились о цене коровы.
 
  Через несколько дней я договорился с грузовой машиной, и мы перевезли корову домой. Задал ей сена (дело было весной, еще до пастбища), насыпал полведра комбикорма, и налил в бачок воды. Вечером пошли доить. Сколько бы жена не терзала вымя бедной коровы, больше пяти литров выдавить не смогла.
 
— В чем дело? — с изумлением спросила она? — Может быть, стресс, в связи с переездом? Или сено не такое?

— Завтра посмотрим, сколько она даст утром, — ответил я.

Утро следующего дня показало, что нас просто напросто «развели»… Коровка дала три литра и всё… Вечером, снова надоили пять литров…

— Вези ее обратно! — сурово приказала жена, — чего пустышку держать?

Я позвонил в Мартыново хозяйке коровы и описал все, что произошло. Предложил ей забрать корову обратно и вернуть деньги. Женщина объяснила, что этих денег уже нет, они истрачены, а корова им на дух не нужна. Выругавшись, я бросил трубку.
Так и осталась эта животинка жить у нас.
 
   Прошли майские праздники. На улице собрали сход по вопросу выпасов.
Решили пасти по очереди. Мы жили посередине большой улицы, и наша очередь пасти была только в июле. Начало пастьбы всегда очень трудное. Коровы, застоявшиеся в сараях, начинают носиться туда – сюда, бьются друг с другом. Короче, дисциплина отсутствует полностью. От пастухов зависит, как они сумеют подчинить своей воле сто пятьдесят коров стада. Если пастух ленив, то добра не жди – стадо разбежится. Так и произошло…

Встретив на Моховке жалкий табунчик, который пригнал прилично поддатый пастух, я не обнаружил свою «чернушку». До полной темноты бродили с женой по окрестностям, в надежде найти ее. Наконец-то нашли. В кармане была горбушка хлеба, и я заманил корову в сарай. День, проведенный на «вольных хлебах» – молодой травке, не принес прибавки молока. Смирившись с обманом, решили додержать ее до осени, а потом сдать на мясо в совхоз «Ельцовский».

   На следующий вечер я решил встретить корову подальше от села. Ушел почти до выпасов. Поднялся на пригорок и стал внимательно рассматривать проходящее мимо стадо. Своей коровы не увидел!!! Подбежал к пастуху: «Черно - пестрая корова днем не убегала из стада?»

— Да черт их знает, — со злобой ответил пастух, — носятся, как угорелые,  сегодня коня чуть не загнал, бегая за ними. Может, какая-нибудь и сбежала.

   Вновь начались мытарства по поиску бестолковой животины. Это уже стало напрягать. Корова оказалась существом довольно хитрым. После спуска под Моховку, резко сворачивала в кусты и там стояла, затаившись, пока не пройдет стадо. Этот факт мне рассказал пастух. Вплотную подошел вопрос о ее потере. В те годы не редкость были случаи потери коров, бычков. Потом находили шкуры, да головы…

   В таком напряжении прошла неделя. Корову в очередной раз найти не смогли. Прихожу с работы в обед. Смотрю, в холодильнике стоят банки с молоком и меня встречает улыбающаяся теща.

— А корова сама пришла, Сережа, — важно сказала она, — я ее уже подоила.

— Как пришла? — ошарашенно спросил я. — Где она сейчас?

— В сарае лежит, отдыхает, сутки почитай, была не доенная.

— Сутки не доенная, а почему молока, как кот наплакал?

— Не знаю, Сережа, иди, посмотри сам.

Я пошел в сарай. Посмотрел, точно, наша корова. Лежит, пыхтит, жует жвачку. Погладил ее, та лишь ушами потрясла, отгоняя мух.

— Что с тобой делать–то? — задумался я. Если так пойдет дело, то все лето пробегаю за тобой, а у нас еще, кроме тебя есть свиньи и куры, да огород. Так ничего не придумав, ушел домой.
Вечером пошли с женой доить корову. Жена несколько минут смотрела на нее: «Сережа, это кажется, не наша корова…»

— Как не наша, — смотри, вокруг глаз черные пятна, ухо разрезано (меченая), рост, конституция – все такое же!

Жена села доить: «Да точно, не наша! У нашей вымя побольше и соски толще!»

— Ну, напридумывала! — уже возмутился я, — давай, заканчивай дойку, да пойдем кормить свиней.

На следующий день проводил корову в пастбище и ушел на работу. На работе рассказал коллегам историю про блудную корову.

— Ой, Лукич, — воскликнула одна из женщин, я сейчас шла мимо районной администрации, видела вашу корову!

— Не может такого быть! — возразил я, — за это время корова не смогла бы сбежать из стада и прийти в центр села.

— А ты иди, посмотри сам, — снова сказала коллега.

Я пошел к администрации. И точно! Вот она, раскрасавица, мирно пощипывает травку под голубыми елями. Ни веревки, ни кусочка хлеба с собой не было. Быстро сбегал к отцу, который жил неподалеку, взял хлеб и веревку. Приманил хлебом корову и накинул веревку на шею. Потихоньку скармливая хлеб, довел корову до своего сарая. Позвонил в школу супруге: «Корова нашлась. Поймал в центре, привел домой. Завтра буду решать вопрос о ее продаже в совхоз».

Жена пришла вечером с работы, и мы пошли на дойку.
 
— Глянь, как вымя-то у нее разбарабанило! — воскликнула супруга, — что за метаморфоза?

Начала доить. Надоила полный подойник. Мы были в шоке от происходящего.

— Я тебе говорю, что первая корова была не наша! — сказала жена, — а вот эта - наша!

— Наша - не наша, всё, завтра решаю вопрос о ее продаже, — сказал я, хватит мучиться!

— Здравствуйте! — послышался из-за забора женский голос. Я оглянулся. Со мной поздоровалась Галина – супруга главы сельской администрации.

— Вы почему нашу корову к себе загнали, да еще и подоили ее, — строго спросила она, указав на подойник с молоком.

— Почему вы решили, что эта корова ваша?

— Как не решить, если она живет у нас уже пять лет, я ее знаю, как свои пять пальцев!
 
— Это наша корова! — стала заводиться жена, измученная этим животным и происходящими событиями.

— У вас есть телефон? — спросила Галина.

— Да, есть, ответил я, — пойдемте, позвоните.

А сам подумал: «Сейчас позвонит в милицию, приедут ребята, и начнется нервотрепка». Галина набрала номер: «Вась, приезжай к Гусевым, они нашу корову не хотят отдавать, решай сам, что делать».По мере разговора злое и решительное лицо Галины сменилось изумлением.

— Ничего не понимаю, — промолвила она, положив трубку, — наша корова пришла домой. Надо же, до чего они похожи! Точная копия, словно близняшки! Поедем, посмотрите нашу, — предложила она.

Приехал Василий Иванович, посмотрел на корову.

— Галь, это не наша корова! Смотри, у нее разрез метки на ухе больше, чем у нашей! Поедемте к нам, — предложил он.

Приехали к ним и зашли в сарай. Посмотрели – точная копия: окрас, расположение черных пятен вокруг глаз и на теле – все сходится! И такая же блудня, как и наша! Инцидент был исчерпан небольшим деревенским застольем с бутылочкой коньяка и смехом после рассказов, как перепутали коров.

А корова, словно почувствовав, что ее сдадут на мясо, вдруг стала приходить домой вместе со стадом и прибавила молока. Все же решили ее оставить. Весной она принесла крупного бычка. О его судьбе и поиске другой коровы я описал в рассказе «Пропажа».