Чудо

Людмила Лунина
В этой истории — правда всё. Но я до сих пор не могу до конца понять случившееся. Наверно потому, что по своей бестолковости пытаюсь как-то объяснить. Поэтому долго сомневалась, прежде чем решила написать о случившемся.

В прошлом году мартовским вечером в бане потерялся крестильный крестик внука. Он жег Сереже кожу в парной, и я, осторожно расстегнув замок на цепочке, положила крестик, кажется, на полку возле двери. Да нет, не кажется. Точно на полку.

Как обычно, банничали мы долго. Ещё на огонь смотрели, чаи со смородиновым вареньем гоняли. И беседовали о разном. И детском, и взрослом.
Когда утром наводила в бане порядок, о крестике и думать забыла. Проснувшись, напомнил внук:
- Баба, а ты крестик мой принесла? Он там, на полочке остался.

Но пропажи не обнаружилось ни на полочке, ни на столе, ни на полу...

Получив воспитание советской атеистки, я, как и большинство моих ровесниц, к безусловной вере до сих пор неспособна. Хотя, конечно, и сама, и дети, и внуки, крещеные. И родителей по церковным обрядам похоронила. Службы тоже, хоть и нечасто, посещаю.
Православную религию уважаю, но, если честно, о Боге вспоминаю чаще всего в трудных ситуациях. Вот и тут, не переставая, стала Всевышнего просить не гневаться на Сережу. Пусть лучше меня накажет.

Сочувственно реагируя на мое полуистеричное состояние, сын безропотно поднял в моечной половые доски, чтобы проверить, не провалился ли крестик в щель. Сноха помогла в крошку измельчить снег под кучкой выброшенных мной засохших листьев от банного веника. Но всё было безрезультатно.
Тревога моя усиливалась. Здравый смысл почему-то не включался — наоборот, все сильнее крепла уверенность, что я навлекла на внука несчастья. Теперь его не минуют болезни, неприятности или еще что похуже.

Проводив детей и Сережу, нервно открыла интернет.
Там по поводу потери нательного креста понаписано разное. Одни предлагают считать это дурным знаком, другие — наказанием за грехи вплоть до того, что «Бог отвернулся». Третьи убеждают не обращать внимания на суеверия, сохранившиеся с языческих времен.
На церковных православных сайтах информации о потере креста, как о серьезном грехе и предвестнике несчастья, не нашла.

Глубоко верующая соседка успокоила и посоветовала:
- Ты, милая, не суетись. Поищи ещё крестик. Бог даст, может, и отыщется. Дитя-то безвинное. Какие у него грехи? И забывчивость твоя — тоже не великий проступок. Я знаю, что грешно присвоить найденный чужой крест. Его нужно взять и обязательно отнести в храм. А лучше всего сходи-ка к батюшке. Хоть прямо сейчас, раз душа не на месте.

...Священник выслушал мой сбивчивый рассказ. Предложил успокоиться, прочесть молитву, какую знаю, поставить свечи перед иконами. Отстоять службу, если захочу. А крестик ещё поискать или в церковной лавке купить другой для внука, чтобы «ангел-хранитель дитя не покидал».

Под сводами храма я шептала вечное «Отче наш». Огоньки свечей отражались в ликах Святых. Рядом молились люди. В небесную высоту уносилось нежное пение церковного хора и звал голос батюшки.
Из церкви я вышла с новым крестиком.

Но думы о пропаже не оставляли. И я почти каждый день снова и снова тщательно осматривала каждый уголок в бане и все ждала, когда растает сугроб рядом с выходом.

А через месяц, в Чистый четверг Страстной недели, произошло... Чудо.

Пишу это слово и понимаю, что не найти слов передать охватившее меня в тот момент и не прошедшее до сих пор чувство немого изумления перед Необъяснимым.
В этот День Великого очищения уже чистый и распаренный внук, укутанный в махровую простыню, ждал меня, глядя на огонь через стекло печной дверцы.
И вдруг спросил:
- Баба, а где ты его нашла?
Я как-то заторможенно повернулась и увидела, как он берет со стола... пропавший крестик.
Подошла. Не веря глазам, робко ощупала и крестик, и звенья серебряной цепочки. Несколько раз моргнула, тряхнула головой — видение не исчезало.
- Как же это? Откуда? Ведь только что здесь было пусто.
Ноги подкосились.
В оцепенении присела на скамью и вдруг зарыдала. Да так горько...
Внук сначала испуганно смотрел, как слезы потоком текут по моим щекам, а потом тоже начал кривить губенки. Пришлось срочно успокаиваться.

Дома я снова застегнула цепочку на Сережиной шейке и погладила крестик, возвратившийся на прежнее место. А новый, купленный в церковной лавке, по совету соседки, положила возле переданной мне мамой прабабушкиной иконы.

Позднее прочла ответ православного богослова диакона Андрея Кураева на вопрос о смысле и значении чудес в жизни современного человека:
«Чудо – есть промысел Божий над всем человечеством. Я думаю, даже в жизни атеиста есть чудеса, которые он, правда, быстро забывает.
Господь посылает дождь и на грешников, и на праведников, и забота Божия существует о всех его чадах, даже о тех, кто о Нём не знает».