Лаховичи, Ляховичи

Альтаф Гюльахмедов
Лаховичи, Ляховичи
TATARZY POLSCY

***


Компиляции

Примечание.
Наверняка часть описанных ниже персоналий не относится к роду по заданной в оглавлении теме и является просто однофамильцами.
При прочтении следует учесть, что некоторые адаптированные национальные латинские литеры, в частности польские, не отражаются в тексте.

Прим.
В наименовании шляхты польской есть понятие природной шляхты, то есть именованной по той земле, которая им дана и где живет их род. Отсюда и порой странные фамилии.

Прим.
Возможно фамилия приведенная Байтасовым по материалам Дзядзюлевича существовала и как ‘’Ляховичи’’. Материалы по этой фамилии приведены ниже, но имеет ли она связь с фамилией Лахович полностью или частично утверждать досконально пока нет возможности.

Но следует учесть что в пользу такой версии говорит существование нас. Пункта Ляховичи известного как место компактного проживания белорусских татар.

Прим.
По материалам погибшего в Афганистане Ляховича Игоря Альбертовича видно разночтение в месте рождения – называется и Ростов и Донецк. Это Донецк в Ростовской области на реке Северный Донец, а не более известный Донецк на реке Кальмиус в Донбассе.

В Донбасском Донецке есть место компактного проживания татар, возможно, таковое есть и в ростовском Донецке. Вот адрес сайта ‘’Донские татары’’ по Ростовской области для желающих узнать больше

Донские татары — LiveJournal
https://don-tatarlar.livejournal.com
В Ростове-на-Дону прошел татарский народный праздник Сабантуй…

Также дана фотография хоккеиста Роберта Лаховича , но, как и упоминалось - все эти персоналии могут быть просто однофамильцами.




Список фамилий татар Речи Посполитой

Сайт
 TATARZY POLSCY

Лаховичи
,
Лебеджевы
,
Левандовские

http://who-is-who.by/wp-content/uploads/2017/05/----.pdf




Список фамилий татар Речи Посполитой

***

Лабусевич , Лахович , Лебеджев , Левандовский , Левашков , Легушевич , Леджинский , Лелаков , Лембович , Лемуцевич , Липков , Липский , Лисовский , Лихачов ,

https://vk.com/topic-163461381_37474926




Лаховичи

***

Р. Байтасов

На фото учитель истории в польских школах Литвы Роман Лахович (Lachowicz), представляет 2-е издание своего учебного пособия по истории "Краткий очерк истории польского народа" (Krotki zarys historii narodu polskiego) (2016г.).

С. Дзядзюлевич пишет, что татарин Лахович в 1730г. служил товарищем в полку передней стражи в дивизии булавы полной войск литовских.

По-видимому, его потомки крестились, т.к. сейчас татар с такой фамилией нет.

Возможно, потомки татарина Лаховича находятся среди других Лаховичей гербов Любич, Лодзя и Пилава, живущих в Литве.

P.S. Судя по внешности, вышеописанный историк, вполне подходит на роль потомка татарина. И грустно, и смешно.

https://vk.com/photo12523752_456239711





Потомки хана Токтамыша

***

…Согласно документальных источников, в XVI столетии в Великом княжестве Литовском насчитывалось около 40 тысяч татар. Через сто лет их число выросло до 100 тысяч.

Многочисленные опустошительные войны, выпавшие на долю Беларуси - Литвы, сказались и на количестве местного татарского населения: к началу нашего столетия их осталось всего 20 тысяч.

Большая их часть проживала в окрестностях
Новогрудка,
Полоцка,
Гродно,
Минска,
Мира,
Несвижа,
Ивья,
Клецка,
Синявки,
Узды,
Копыля,
Слуцка,
Ляхович,
Смолевич.

Уже в начале XVI столетия татары в общении между собой перешли на старобелорусский язык, который до конца XVII столетия был государственным в Великом княжестве Литовском. На арабском и чагатайском (восточнотюркском) языках читали только молитвы.

Белорусские татары были и остаются мусульманами-суннитами, почитая шариат, каноническое исламское право, построенное на заповедях Корана. Во времена Великого княжества Литовского определенное количество татарских поселений, приписанных к той или иной мечети, образовывало приход. Крупная община называлась джемиатом. Именно джемиат избирал имамов, мулл, подтверждал шляхетское происхождение татар.

В конце XVIII столетия, когда Великое княжество Литовское было присоединено к Российской Империи, система джемиата была ликвидирована. Белорусские татары перешли в подчинение Таврического духовного правления. Административное руководство татарским населением на местах осуществляли так называемые патроны, которыми, как правило, назначали знатных татар, находившихся на царской службе и имевших высокий чин.

Однако, как отмечают исследователи, татары Великого княжества Литовского всегда стремились к религиозной автономности. Их подчинение Таврическому духовному правлению было во многом формальным. Ведущую роль в духовных делах белорусских татар играли местные автокефальные объединения. Они избирали муфтиев, которые стояли во главе "наивысшего коллегиума мусульманского". Этот институт окончательно утвердился в 20-30-х годах нашего столетия.

Появление первых мусульманских храмов на белорусской земле восходит к времени Витовта. Именно при нем были воздвигнуты мечети в Сорока Татарах, Лукишках и Некрашунцах. К 1588 году относятся упоминания о мечетях в Ловчицах и Троках. По мнению польского исследователя Ричарда Бруковского, в XVII столетии в Великом княжестве Литовском было 16 мечетей. Как свидетельствует историк Станислав Кричинский, к 1795 году на территории княжества насчитывалось 23 мечети и 65 молитвенных домов.

Он же приводит данные о том, что к 30-м годам XX столетия на территории Беларуси, Литвы и Польши было 17 мечетей и всего 2 молитвенных дома.

Среди них - мусульманские храмы в Клецке, Ляховичах, Мяделе, Мире, Новогрудке, Слониме, Видзах, Ловчицах. Кроме того, имелись мечети в Смиловичах, Узде, Копыле, Минске…





Хадж белорусских татар-мусульман: вчера и сегодня. Мусульманские кладбища (мизары)

***

Зорина Канапацкая,
кандидат исторических наук, доцент Белорусского государственного университета, Минск, Беларусь

Белорусские татары приписывали мусульманским кладбищам чудодейственные, магические свойства. О старых заброшенных татарских кладбищах (например, в Сорок Татарах близ Вильно — так называемая «большая зиреть», в Горецковщине Ошмянского повета, в Сенявке и Плешевичах Несвижского повета) как среди татар, так и среди местного населения ходили разные легенды [17, с. 370–371]

До наших дней дошла одна из таких легенд о Сенявском кладбище Ляховичского мусульманского прихода. О существовании кладбища в дер. Сенявка (Минская обл.) свидетельствует документ — докладная записка, в которой говорится, что на кладбище только сорок могил, на месте которых остались небольшие холмики, а вокруг них вырыт ров: «... могилы почитаются тут как святое место и посещаются один раз в год в теплое время года». О происхождении кладбища местные жители ничего достоверно не знают, но как свидетельствует документ: «из поколения в поколение передается, что это святое место, так как на этих могилах многие получают исцеление от разных болезней.» [18] О том, что в Сенявке и вблизи ее (рядом находилось поместье Сенява — К. З.) когда-то жили татары, говорит фамилия Джафера Сенявского, который в 1662 г. служил в татарской хоругви ротмистра Сулимановича [19]…

…Согласно источниккам, Ловчицы являлись одним из самых древних татарских поселений. В 1820 г. в докладной записке властям ловчицкий мулла Ассанович пишет, что мечеть в Ловчицах существовала уже 400 лет назад, и к ней относились мусульмане всего Новогрудского повета [21, с. 15–17]. В одном из документов за 1783 г. она упоминается как «ловчицкая джамия» [21], а известно, что джамией называли только большую мечеть. Разумеется, называя так мечеть в Ловчицах, татары имели в виду не величину строения, а его религиозное значение, несомненно, связанное с почитанием могилы Аулия Кунтуся, находящейся на кладбище при мечети.

Это место до теперешнего времени известно практически всем белорусским татарам, которые совершают к нему паломничество. Мусульмане собираются в Ловчицах чаще всего во время поста в месяц рамазан и праздников Рамазан-байрам и Курбан-байрам, сообща и по-одному молятся. Много паломников прибывало из более дальних мест — Слонима, Ляхович, Клецка, Мира, Муровщизны (соврем. Ивье Гродненской обл.), Ошмянского повета, Вильно и т. д.


http://www.idmedina.ru/books/islamic/?5795






Ляхович Игорь Альбертович

***

рядовой, стрелок, род. 22.4.1968 в г. Ростов-на-Дону.
Русский.
Работал электриком на Донецком экскаваторном з-де.
В Вооруж. Силы СССР призван 7.5.87 Донецким ГВК Ростов, обл.
В Респ. Афганистан с нояб. 1987.
Принимал участие в 14 боевых опер-ях. 7.02.1989 взвод, в составе которого он прикрывал отход пар.-дес. батальона с перевала Саланг, был обстрелян. Л., находясь на фланге обороны, неоднократно отражал атаки пр-ка, но был смертельно ранен.
За мужество и самоотверженность нагр, медалью "За отвагу" и орд. Красной Звезды (посмертно).
Похоронен на Центральном кладбище в Донецке.

http://afgan.ru/memorial/718lyahovich-ig-alb-afgan-.html




Ляхович Игорь Альбертович

***

Прозвище
«Сапёр»
Дата рождения
22 апреля 1968
Место рождения
город Донецк,
Ростовская область, СССР
Дата смерти
7 февраля 1989 (20 лет)
Место смерти
перевал Саланг, Афганистан
Принадлежность
СССР
Род войск
Воздушно-десантные войска
Звание
Рядовой
Часть
Ограниченный контингент советских войск в Афганистане,
345-й гвардейский парашютно-десантный полк
Сражения/войны
Афганская война

Игорь Альбертович Ляхович (1968—1989) — советский военнослужащий, комсомолец, участник Афганской войны 1979—1989 годов; считается последним погибшим советским воином в этой войне.

Биография

Родился 22 апреля 1968 года в городе Донецке Ростовской области.
Отец — Альберт Николаевич, мать — Валентина Михайловна.

Получил среднетехническое образование, окончив Ростовский электротехнический техникум (РЭТТ).

Работал электриком на Донецком экскаваторном заводе.

7 мая 1987 года был призван в Советскую армию ВС СССР Донецким ГВК Ростовской области. В ноябре того же года направлен в Афганистан. В звании гвардии рядового (по иногда встречающимся неправильным данным — младшего сержанта) был сапёром в составе инженерно-сапёрной роты, позднее — стрелком в разведроте (командир старший лейтенант Овчинников) 345-го гвардейского отдельного парашютно-десантного полка[1].

Погиб 7 февраля 1989 года на перевале Саланг близ кишлака Калатак[2]. Трое суток его везли на броне БМП. После преодоления Саланга, в Пули-Хумри, тело перегрузили на вертолёт и отправили в Советский Союз.

 Внешние изображения

Тело Ляховича на броне БМП
Плакат «Я вернулся, мама…»

Художники Ю. В. Тентин и Н. А. Червоткин создали плакат «Я вернулся, мама…», основой для которого послужила серия фотографий февраля 1989 года, на одной из которых запечатлено завёрнутое в солдатское одеяло тело стрелка второго батальона 345 опдп (в/ч 53701) Игоря Ляховича, погибшего в дни вывода из Афганистана советских войск. Свидетелем его гибели стал журналист Артём Боровик, который сделал снимок погибшего Игоря Ляховича на броне БМП и так прокомментировал это в своём интервью газете «Собеседник» в 1989 году (позже это интервью привёл в своей книге «Артём» его отец — Генрих Боровик)[3]:

Дело было так. Передав 43-ю заставу афганскому батальону, ребята оседлали свои БМП и приготовились к трудному, почти 15-часовому переходу через Саланг. Взревели движки, и потому, быть может, выстрела-то никто четко не расслышал. Просто один солдат, запрокинув голову, словно разглядывал что-то на вечернем небе, вдруг стал валиться на бок: пуля прошла через шею навылет. Минут через сорок он скончался, так и не приходя в сознание… Конечно, кто-то должен был стать последним советским солдатом, павшим в Афганистане. 7 февраля 1989 года, за несколько дней до окончания войны, младший сержант Игорь Ляхович взял это на себя. Его застывшее тело завернули в одеяло, положили на промерзшую броню БМП и так везли до самой границы…
С почестями был похоронен на центральном кладбище в Донецке[4].

Награды

Награждён орденом Красной Звезды (посмертно) и другими наградами, в числе которых медаль «За отвагу».

Память

В Донецке квартал, где жил Игорь Ляхович, назван его именем.
На доме, где он жил, установлена мемориальная доска.
На памятнике воинам-героям в Донецке выбито имя Ляховича. В городском музее имеются материалы и экспонаты, посвящённые ему.
Игорь Ляхович упоминается в книге Родрика Брейтвейта «Afgantsy. The Russians in Afghanistan, 1979—1989».

https://ru.wikipedia.org/wiki/,_





Ляхович Алексей Фёдорович

***

Дата рождения
неизвестно
Дата смерти
неизвестно
Принадлежность
Российская империя
Звание
Генерал-лейтенант
Командовал
Брест-Литовская крепость
Килийская крепость
Бригада 7-й пехотной дивизии
42-й егерский полк
Сражения/войны
Отечественная война 1812 года
Награды и премии

Алексей Фёдорович Ляхович (?—?) — русский военный и государственный деятель, генерал-лейтенант. Комендант Брест-Литовской крепости.

Биография

Службу начал прапорщиком Новоингерманландского 10-го пехотного полка. 28 августа 1812 года назначен дежурным штаб-офицером 8-го пехотного корпуса 2-й Западной армии[1]Был участником Отечественной войны 1812 года и Бородинского сражения[2].

С 1815 по 1820 годы полковник, командир 42-го егерского полка[3]. За выслугу получил 26 ноября 1816 года орден Св. Георгия 4-й степени[4][5].

С 17 января 1820 года — генерал-майор, командир бригады 7-й пехотной дивизии. На 1829 год — комендант Килийской крепости[6] С 6 октября 1831 года — генерал-лейтенант. В 1832—1839 годах — Брест-Литовский комендант.

Примечания

‡История 10-го пехотного Новоингерманландского полка. 1913 г.
‡Участники Отечественной войны 1812 года (недоступная ссылка)
‡«ШЕФЫ И КОМАНДИРЫ РЕГУЛЯРНЫХ ПОЛКОВ РУССКОЙ АРМИИ (1796-1855)»
‡Кавалеры Св.Георгия:26 ноября 1816 г. № 3170
‡Шабанов В. М. «Военный орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия. Именные списки 1769—1920. Биобиблиографический справочник». — М., 2004
‡Список генералам кавалерийским и пехотным по старшинству , несостоящим в армиях и корпусах Напеч. по 15 дек. 1829 г.

Источники

Волков С. В. «Генералитет Российской империи. Энциклопедический словарь генералов и адмиралов от Петра I до Николая II». Том II. Л—Я. — М., 2009. — С. 690. — ISBN 978-5-9524-4167-5;
Алексей Фёдорович Ляхович // Биографический словарь // Высшие чины Российской Империи (22.10.1721—2.03.1917) / сост. Е.Л. Потёмкин. — М., 2017. — Т. 3. — С. 312. — 597 с.

https://ru.wikipedia.org/wiki/,_