Золото Японии

Бахыт Рустемов
Золото Японии

В «Путешествиях Марко Поло», написанных в XIII веке, Япония упоминается под именем «Дзипангу, страна золота». К сожалению, такое определение было в те далекие дни неверным, так же как оно далеко от правды в наше время. Однако отдельные периоды в истории Японии действительно «окрашены»  в золотой цвет. И, возможно, сегодня Страна восходящего солнца вновь пытается оживить легенду о своей золотоносности.
Предание о Дзипангу, стране золота «Жители острова Дзипангу (Япония) обладают несметным количеством золота. Им у них покрыта крыша королевского дворца, а полы в нем также выложены чистым золотом толщиной в два пальца».  Так написал венецианский купец Марко Поло (1254–1324). Благодаря его книге, «Путешествия Марко Поло», европейцы поверили в то, что Дзипангу была настоящей страной золота, а впоследствии Колумб предпринял попытку отыскать ее, плывя через Атлантику.
Легенда о стране золота Ваквак, рожденная в золотом песке японских рек. Впервые золото было обнаружено в Японии в отложениях  вдоль берегов рек в 749 году. Тогда добытое в регионе Осю на севере – востоке Хонсю золото весом около 38 кг доставили в столицу Нара с целью покрыть слоем позолоты изготовляемую там статую Великого Будды. Скульптура была завершена в 752 году; 439 кг золота, которое ушло на ее золочение, было привезено из Осю. Сверкающая статуя высотой 15,8 м демонстрировала членам официальных делегаций из корейского Королевства Силла и буддийским монахам из танского Китая и Индии богатство и процветание Японии.
После завершения статуи Великого Будды область Осю продолжала поставлять золото в столицу, однако в гораздо меньших количествах (около 22кг в год). Очень скоро намытое в реках Осю золото стали перечислять на финансирование всевозможных правительственных программ, как то: отправка на регулярной основе в танский Китай посланников, студентов или едущих на учебу монахов. Китай был в те времена, вероятно, наиболее развитым государством мира, и подобные поездки преследовали цель привнести в японскую культуру в японскую культуры основы китайской цивилизации. Так, согласно одному из свидетельств, когда японская делегация в количестве 500 человек отправилась в 804 году в Китай, посол и его помощник получили соответственно по 7,5 и 5,6 кг золота «командировочных». Среди членов делегации были студенты и монахи, отправляющиеся знакомиться   с танской цивилизацией, и их проживание и учеба также требовали крупных затрат, а значит, значительного количества золота.
Поэтому совсем не удивительно, что со временем в столице танского Китая появилась легенда о фантастическом богатстве страны Вакоку (Японии). Эта легенда была подхвачена мусульманскими купцами в китайском порту Канфу (Гуанчжоу) и достигла западных пределов Азии. Торговцы вообще очень восприимчивы к любой информации, касающейся золота. В те времена многие торговцы – мусульмане работали с Китаем, плавая на одномачтовых судах под названием дау, и около 120 тысяч из них жили в Канфу. Во второй половине ІХвека мусульманский географ Ибн Хордадбех зафиксировал в своих записях ходившие по Китаю слухи о том, что в «золотой стране» Ваквак (Вакоку, т.е.в Японии) цепи для собак и ошейники для обезьянок делают из золота. Позднее истории о стране Ваквак переросли в легенду о Дзипангу, стране золота.
Откуда Марко Поло узнал о японском золоте? На протяжении правления династии Сун (960–1279) Япония экспортировала в Китай большие объемы золота, в обмен на него ввозя медные монеты, шелк, керамику и другие товары.  В 1124 году в храме Осю Тюсон – дзи был возведен золотой павильон Кондзики – до, что еще более подхлестнуло интерес китайских купцов к рассказам о золоте Осю.
В период Юаньской (Монгольской) империи (1271–1368) монгольские и мусульманские торговцы развернули активную деятельность в Китае. Китайские товары распространились почти по всей Евразии, и китайский город Дзайтун (Цюанчжоу) стал международным торговым портом, обогнавшим пои своему значению египетскую Александрию. Ведущую роль в этой торговле играли жившие в Дзайтуне мусульманские купцы, численность которых тогда превышала 10 тысяч человек. Именно в их среде древняя легенда о золотых слитках страны Ваквак обрела новую жизнь как легенда о Дзипангу, стране золота. Вероятно, подобные сказки звучали еще более убедительно, будучи подкрепленными конкретными фактами, к примеру, сведениями о строительстве золотого павильона храма Тюсон – дзи, о котором знали китайские купцы.
По всей видимости, в Европу Марко Поло принес легенду, услышанную им от мусульманских торговцев в Дзайтуне. Он рассказывает в своей книге, что монгольский хан Хубилай послал на Японский архипелаг за золотом военную экспедицию, которая закончилась гибелью монгольского флота, попавшего в сильнейший шторм.
Кстати, подсчитано, что в период с VIII поXVI века Япония произвела всего около 255 тонн золота, что составляет только 5 % общего объема добытого в мире желтого металла (к моменту начала золотой лихорадки в Калифорнии этот объем достиг 5000тонн).
В действительности Дзипангу была страной серебра, а не золота! В 1397 году в тогдашней столице Киото для сёгуна военного правительства МуроматиАсикагаЁсимицу был возведен храм, названный Золотой павильон. Большую часть трехъярусного павильона покрыли сверкающим листовым золотом, превратившим его не просто в роскошно украшенное буддийское сооружение, но и в символ Японии как страны золота. Храм предполагалось использовать и для приема членов делегаций новой китайской династии Мин. И, вне всякого сомнения, постройка впечатлила последних, так как очень скоро минский Китай предоставил Ёсимицу право торговли со своей империей.  Однако золото составляло лишь малую долю тех товаров, что экспортировались в Китай - это были, в основном, ремесленные изделия, украшенные небольшим количеством золота (лаковые изделия, ширмы, веера), а также мечи, медь и сера.
К моменту появления в Японии португальцев в середине XVI века золота в регионе Осю осталось уже немного. С другой стороны, к тому времени Страна восходящего солнца стала одним из ведущих мировых производителей серебра, большая часть которого добывалась на рудниках Ивами Гиндзан и Икуно Гиндзан. По некоторым данным, на Японию приходилась треть мировых объемов добычи этого металла. Японский архипелаг стали даже называть IslasPalatareas (Серебряные острова), и в действительности Япония выделяла часть своего серебра на покупку больших объемов золота у минского Китая! Вполне естественно, что португальцы и многие другие задавались вопросом, куда же пропала страна Дзипангу и ее золото . . .
Дальнейшие поиски легендарного золота на севере Японии. Во второй половине XVI века в среде португальских моряков родилась другая легенда, согласно которой один португальский корабль прибило к берегу острова, богатого золотом и серебром, который расположен в Тихом океане, недалеко от Японии. Это была новая версия легенды о золоте японских островов. Испанский галеон «Манила», курсировавший вдоль океанских торговых путей между Манилой и Филиппинах и Акапулько в Мексике, вставал на якорь над течением Куросио на севере Японии, активно пытаясь отыскать те самые золото и серебро со сказочных островов. Приказ о поиске островов отдал испанский король, а предприниматель Себастьян Вискаино взялся исполнить приказ, но его поиски, длившиеся с 1611 по 1613 годы, ни к чему не привели.
В 1643 году мореплаватель де Врис из Голландской Ост-Индской компании продолжил эти поиски на своем корабле под названием «Кастрикум» параллельно с установлением торговых связей с татарами.Врис основывался на сведениях о том, что золото и серебро можно найти на острове Эдзо (Хоккайдо) и утверждал, что, возможно, удастся разработать там месторождение. Генерал-губернатор Голландской Ост-Индской компании в городе Батавия(голландское название Джакарты) также показывал высокую заинтересованность в продолжении поисков на Эдзо, однако падение китайской династии Мин в 1644 году прервало их.
Два с половиной столетия спустя, в 1898 году, значительное количество золота было обнаружено на реке Хоробэцу и некоторых ее притоках на Хоккайдо, недалеко от побережья Охотского моря. В течение пяти лет из промытого песка было получено около 1875 кг золота. Если бы Голландская Ост-Индская компания продолжила свои поиски, легенда об острове золота Дзипангу, возможно, возродилась бы вновь.