Евреи в Казахстане

Бахыт Рустемов
Евреи в Казахстане

Если рассматривать период современной истории, то можно считать, что евреи в Казахстане появились 150 лет назад, когда сюда прибыли первые переселенцы, с одним лишь исключением: Ирина Владимирская нашла в архивах записи о 12 евреях, которые уже 1825 г., т.е. почти 200 лет назад, торговали изящными изделиями в Семипалатинске. Это стало первым свидетельством присутствия евреев – ашкенази в Казахстане еще до прибытия сюда первых поселенцев.
Поселенцы были евреями, которых в детском возрасте похитили из семей царские чиновники: часто детей забирали прямо на улицах их родных городов и они навсегда исчезали и были оторваны от своих семей и прежнего образа жизни, а делалось это по двум причинам: либо для того, чтобы насильно забрить их в солдаты на 25 лет и, вероятно, для того,  чтобы обратить их в Христианство, на радость царю и попам.
Через 25 лет многие из тех детей были навсегда потеряны для еврейского народа, однако некоторые из них, которые глубоко в душе помнили о своих еврейских корнях, через долгие годы возвращались к своему народу и к своей религиозной вере.
Эти люди, в отличие от своих соплеменников евреев, не обязаны были жить только в тех местах, где дозволялось жить евреям, в «черте оседлости». Они получали от правительства дозволение селиться по всей империи, и, часто, были в состоянии купить небольшие фермы и зарабатывать, таким образом, на жизнь. Многим из них через 25 лет  после того, как они покинули родной дом в раннем детстве, ничего не было известно ни о своем доме, ни о своей семье, и, поэтому, они не могли вернуться в свои родные города. Иногда они решали остаться там, где служили в армии и начать здесь обустраивать свою жизнь.
Так, некоторые поселенцы, которые были посланы служить на границу с Китаем во второй половине 19 – во века, решили остаться там и начать там новую жизнь в Верном – русской крепости,  населенной русскими и казаками, позже ставшей известной как       Алма – Ата, столица Казахстана. В более поздние годы правительство поощряло переезд многих евреи с академическими степенями в Среднюю Азию, а именно в Казахстан, и д-р Владимирский предоставил архивные записи о трех врачах, которые организовали медицинские учреждения Верненской области, и о двух других евреях: А.Рязановском и М. Розенблюме, которые помогали и организации первой общественной больницы и первой фармацевтической фабрики в области в то время, когда большинство населения были кочевниками и им не были нужны постоянные учреждения, где бы то ни было.
Эта небольшая диаспора, которая, в отличие от диаспор, проживавших на соседних территориях, например в Узбекистане или на Кавказе, состояла в основном и евреев – ашкенази (не сефардов) быстро разрослась после того, как власти разрешили создать еврейскую общину в городе Верный. Здесь была построена синагога и другие учреждения, многие евреи переехали сюда из поселка под названием Малая Станица,  где они проживали после выселения из европейской части империи, и до начала 20 – го века этой диаспорой руководил раввин Соломон Райтбурт. Диаспора была официально зарегистрирована в 1908 г., заявление тогда подписали более ста евреев.
Синагога, а также многие дома евреев находились возле нынешнего парка Горького в Алма – Ате (сейчас: Алматы). Но еще до этих  событий, на территории современной Южно – Казахстанской области, неподалеку  от границы с Узбекистаном и на северном направлении Шелкового пути, по которому купцы двигались на Дальний Восток, сформировалась другая еврейская община. В то время она состояла из евреев – ашкенази и евреев – сефардов. Ашкенази приехали, как и их братья в Верный,  из России и с Украины и объединились с евреями – сефардами, которые несколько десятков лет назад приехали из близлежащих городов: Бухары, Самарканда и Ташкента. Эта новая община проживала в Шымкенте, городе, расположенном на Шелковому пути, на той дороге, которая вела на восток через верный в Китай. Еврейская диаспора в Шымкенте организовала первую в Казахстане дневную еврейскую школу. Эта школа работала с 1919 по 1929 г.
К 1939 г., до начала войны, в Казахстане были официально зарегистрированы 20 тыс. евреев, а к концу войны их число удвоилось. Если еврейская диаспора Казахстана росла медленно в силу нормальных или, по крайней мере, естественных миграционных процессов, то в начале 20 –го столетия этот рост стал ускоренным, насильственным и трагическим. Кровавая история последнего века второго тысячелетия не миновали ни Россию, ни Среднюю Азию, и оставила свой след на их населении, включая и евреев.
Все началось в 30-е годы, когда чудовищный сталинский режим обратил внимание на политический потенциал ненормально безлюдных и изолированных степных районов Средней Азии, и, в основном,  Казахстана. Множество «классовых врагов», а многие из них были соратниками Сталина в первые годы коммунистической революции, были отправлены в новые лагеря – «Гулаг», организованные посреди казахских степей, возле индустриального центра г. Караганды. Поскольку широко известным фактом является то, что среди основателей советского государства было много евреев, которые через несколько лет были смещены со своих постов и осуждены как «контрреволюционеры» и «враги» рабочего класса, - нетрудно догадаться, почему среди осужденных и депортированных было много евреев, а потому так быстро увеличилось и количество евреев в Казахстане.
В числе классовых врагов было и много казахов, которых советские власти также записали во враги только потому, что у кого – то из них была лощадь или верблюд, необходимые им для того, чтобы зарабатывать на жизнь: единственные оставшиеся у них от того многочисленного поголовья скота, которым владели кочевники до революции, «освободившей» их от этой свободы.
Как упоминается во многих источниках, за процесс насильственной коллективизации была заплачена огромная цена – заплачено жизнями казахов. Как уже упоминалось выше, потери составили 20-25 % (некоторые говорят, что даже больше) от четырех миллионов Казахов, проживавших в советской республике в то десятилетие: многие из них умерли, другие бежали за границу в Китай.
В своей книге « Молчаливая степь» Мухамет Шаяхметов описывает ужасы коллективизации, включая тот факт, что в те зимы всего лишь нескольким семьям удалось не потерять своих детей, которые умирали от болезней и голода.
В тот период, население, депортированное в Казахстан из западных районов Советского Союза, разделило участь казахов. Евреи, мусульмане, христиане часто испытывали недостаток в жилье, еде, элементарном медицинском обслуживании. Может быть, именно в то жестокое время казахи начали проявлять свое традиционное гостеприимство, уходящее корнями в глубокую древность. Эта традиция сделала Казахстан, через много лет, одной из самых толерантных стран как в плане религиозной, так и национальной терпимости, которая исходила не только из официальной политики правительства, но также и из отношения самого народа.
К сожалению, даже после ужасных 30 –х годов, поток евреев, которых насильно выселяли из своих домов в России и на Украине, постоянно рос. А после того как разразилась вторая мировая война, даже до начала Великой Отечественной войны (вторая мировая война, по терминологии  принятой в бывшем СССР, - это период с сентября 1939 г. по июнь 1941), когда Советский Союз поднялся на борьбу с фашизмом – поток евреев из Польши, Литвы, Латвии тяжелым бременем лег на плечи небольших российских городков, расположенных вдоль железных дорог, где многие из них нашли свой новый дом.