Понятие Московское царство

Алексей Панищев
©Панищев Алексей Леонидович,
кандидат философских наук, доцент, профессор РАЕ.

Понятие «Московское царство»
как идеологическая диверсия против России

Во многих российских учебниках и рабочих программах по истории в названиях некоторых тем фигурирует такое словосочетание, как «Московское царство». Примечательно, что в недавно вышедшем российском телевизионном сериале «Софья» правителя Руси Иоанна III называют царём московским. Однако такой титул вызывает ряд принципиально важных нареканий и категорическое несогласие. В 1480 году Россия окончательно освободилась от золотоордынской зависимости, а стало быть, начала своё развитие как самостоятельное государство. В это время уже чётко обозначился центр объединения Руси – город Москва. Однако понятие «Московское царство» вызывает недоумение. Разумеется, это словосочетание имеет объяснения относительно XIV- первой половины XV веков, однако его употребляют и в отношении последующих столетий, вплоть до XVII. Здесь нужно обратить внимание на несколько обстоятельств.
Во-первых, Иоанн III Великий носил титул, прежде всего, не московского князя, а князя всея Руси; его сын Василий III именовался Царём. В его государевой печати были написаны следующие слова: «Милостью Божьей Князь и Царь всея Руси», и в договорённостях между ним и императором Священной Римской империи Максимилианом I Василий III назван цезарем, то есть Царём.
Окончательно царский титул закрепился за русскими правителями при Иоанне IV Грозном, хотя католические страны такового титула за русскими государями долгое время не признавали.
Во-вторых, русское государство в XV веке территориально заметно превосходило границы Московского княжества. Например, в 1478 году Новгородская республика потеряла независимость и вошла в состав Русского государства. В связи с этим возникает вопрос о природе словосочетания «царь московский» или «Московское царство».
Понятие «Московское царство» начало активно употребляться в международных отношениях поляками и литовцами в XV-XVI веках. В это время на западных границах ослабленной монголо-татарами Руси возникло сильное государство – Великое княжество литовское. Именно литовцы начали громить золотоордынские войска, одержав над ними убедительную победу в битве на Синих Водах в 1362 году. Осознав свою силу, литовские князья стали претендовать на центр объединения славянских народов. Страну на своих восточных границах литовские правители воспринимали как конкурента в этом деле, а поэтому с целью его уничижения называли Московским государством. Надо признать то, что большая часть населения княжества было славянским, а при князе Витовте Великом владения Литвы достигли Чёрного моря. Не менее важным было и то, что в Литве долгое время были сильны позиции Православного Христианства, и лишь с конца XIV века началось постепенное окатоличивание литовского населения и противопоставление его христианскому миру Русского государства. Включение Литвы в орбиту католицизма оказалось равнозначным натравливанию Литвы на Христианство и, в частности, на Россию. Примечательно, что в XIIIвеке от крестовых походов очень сильно пострадала и Киевская Русь. «Наши историки почему-то не акцентируют внимания на тесной связи крестовых походов в Средиземноморье с крестовыми походами в Прибалтике» [2, 28]. Постепенное наступление католических орденов в Прибалтике вывело их на границы с Литвой и Русью. Поскольку самостоятельно ордена не смогли победить русские дружины, то стали использовать в своих целях Великое Княжество Литовское. Тем не менее в Литве не сложилось сильной центральной власти и постепенно Литва была поглощена Польшей. Одной из причин укрепления России стало внимательное отношение русского народа к своей духовной жизни, в ходе которой он показал образец праведности, христианского благочестия и стал называться богоносным, а Россия к XVII веку неофициально именовалась Вторым Израилем.
В 1569 году была подписана Люблинская уния, после которой образовалась Речь Посполитая (Республика Польская), в которой литовское дворянство оказалось на второстепенных ролях. Польша также надеялась на создание мощного государства, которое владело бы землями от моря до моря (подразумевались Балтийское и Чёрное моря). Однако крайний национализм поляков не оставил достойного места в Речи Посполитой для других народов, что не позволило Польше реализовать свои амбициозные планы. Отметим то, что и в Польше (Речи Посполитой) Россию продолжали называть Московией или Московским государством.
В трактате Матвея Меховского «О двух Сарматиях» многократно встречается понятие «Московия». Причём Меховской употребляет понятие «Руссии», но через запятую илис союзом «и» с термином «Московия». У читателя складывается впечатление, что речь идёт о двух разных странах. Причём Московия описывается как слабая, неразвитая страна, которую часто терзают татарские орды. В.Р. Мединский, анализируя данный трактат, писал: «По указанию Сигизмунда учёному поляку, хотя и не историку, но близкому ко двору человеку, было велено составить трактат, в котором московские государи выглядели бы агрессорами и варварами, подобно туркам, а их страна – полудикой и населённой в большей своей части язычниками» [1, 82]. В католическом мире язычники не считались настоящими людьми, поэтому их убийство не рассматривалось как тяжкий грех; стало быть, в таких условиях назвать народ языческим означало создание предпосылки для его истребления, геноцида.
Существенным является и то, что, читая слово «Московия» как название страны, складываетсявпечатление, что вся Россия в сознании поляков территориально ограничивалась Москвой и её окрестностями. В начале XVII века Польша, воспользовавшись династическим кризисом Рюриковичей, начала агрессию против России, в результате чего Россия потеряла значительные территории на западе. Кстати, данная агрессия сопровождалась массовым уничтожением русских людей, главным образом по той причине, что они являлись православными христианами. К концу Смутного времени в некоторых западных областях России обрабатывалось 2-3 % земельных площадей от тех, которые находились в сельскохозяйственном обороте до начала польской агрессии. Граница с Речью Посполитой (Польшей) в 1613 году, когда в России к власти пришла династия Романовых, проходила как раз недалеко от Москвы. Например, город Серпейск принадлежал Речи Посполитой, и лишь в 1634 году Россия вернула его себе. Сейчас это село расположено в Калужской области, граничащей на юго-западе с Московской областью.
Примечательно то, что помимо Речи Посполитой и Швеции, были и другие страны, мечтавшие о территориальных приобретениях за счёт распадающейся России. Так, в 1914 году санкт-петербургский архивист Инна Ивановна Любименко – специалист по русско-британским торговым отношениям рубежа XVI-XVII веков, работая в английском архиве, обнаружила материалы, свидетельствующие о том, что Англия стремилась колонизировать Русский север и Сибирь. Таким образом, в результате разорения России в начале XVII века её границы, действительно, могли сократиться до пределов Московского княжества.
Существует и другое объяснение природы словосочетания «Московское царство». А.Б. Широкорад обращает внимание на то, что после того, как в России была отвергнута Ферраро-Флорентийская уния, папы римские не признавали её крах в России. Поэтому они стали употреблять понятия «Верхняя Русь» (Russiasuperior) и «Нижняя Русь (Russiainferior)[2, 69-70]. Первое обозначало Польшу и Великое княжество Литовское, где католицизм имел сильные позиции; понятие «Нижняя Русь» применялась относительно Малороссии и Белой Руси, где народ сохранял верность Христианству. Ряд принципов Ферраро-Флорентийской унии был реализован в 1596 году, когда была подписана Брестская уния и сформировалась униатская ересь, главное отличие которой состоит в признании власти папы римского. Таким образом, мы видим, что в целях католического закабаления славянских народов Московское княжество, по сути, искусственно внешними силами противопоставлялось понятию Руси. В первой половине XVII века католическая агрессия на Украине оказалась настолько жестокой, что в ряде случаев сводилась к геноциду православных людей за то, что они оставались христианами. Такая политика католической Речи Посполиты спровоцировала народно-освободительную борьбу украинского народа, но это уже тема другого исследования.
Разумеется, исследователь может встретить понятие «Московское царство/государство» во внутрироссийских источниках, однако контекст такого употребления имел смысл централизации власти в Москве, подчинения всех русских князей князю и царю московскому (такое обращение более  употреблялось для «внутреннего пользования»). Однако термин «Московское царство» не мог вытеснить или поглотить гораздо более обширное понятие «Русь». Ввиду этого титул русских правителей звучит не как «князь/царь Московии», а как «князь/царь всея Руси». Допускалась к употреблению и такая относительно длинная формулировка: «Царь Московского государства и всех городов Российского царства».
Стало быть, введение в употребление словосочетания «Московское царство» стало одной из идеологических и психологических предпосылок к агрессии против России и к её территориальномуурезанию в государственных границах. Продолжение использования такого понятия являет собой такое же негласное условие к распаду страны, к утрате ею ряда земель, как это было в конце XVI-начале XVII веков.

Список используемой литературы
1. Мединский В.Р. Для чего был создан «Трактат о двух Сарматиях» Матвея Меховского // Социальная политика и социология. – 2011. – № 1. – С. 74-83.
2. Широкорад А.Б. «Крестовый поход» против России. Тысячелетняя агрессия Запада. – М.: Вече, 2015. – С. 248.
3. Как Русский Север должен был перейти к англичанам ещё в 1612 году. – Режим доступа в Интернете: