На машине хорошо, вертолётом лучше...

Владимир Иванович Власенко
    Осень,благодатная пора…нет наверное красивее времени года…первые заморозки…яркие краски…
    Володя Стрельцов любил осень и с нетерпеним ожидал её начала,когда первые заморозки обжигали листву деревьев ,погода становилась переменчивой и непредсказуемой.Наступало время сборов в тайгу и встречаясь на улице в посёлке,охотники обсуджали свои заботы.Главной из них был заезд на участок.
  Совсем недавно Володе выделили участок в 56 километрах от посёлка.Участок хороший но очень заболоченный , изрезанный топкими поймами таёжных речек и ручьёв.Доехать до центрального зимовья можно было только на вездеходе,но такой возможности пока не было.
   Обычно ,Володя ,доезжал до первой топкой речки на попутной лесхозовской машине, которая доставляла лесников на отвод делян,выгружался и последние семь километров до избушки,заносил мешки на себе.Грузу набиралось центнеров шесть. Перетаскивая мешки по 150-200 метров ,четыре дня таскал мешки к избушке.Это отнимало много сил и здоровья.Обессиленный,падал на нары и спал сутки,восстанавливая силы.
   Над центральной избушкой пролегал вертолётный маршрут нефтяников и провожая очередной борт взглядом , задыхаясь под тяжестью мешков ,он мечтал.
   - Вот бы хоть раз на вертолёте –
   Неожиданно такая возможность предоставилась.
В выходной день Володя копал картошку в огороде,когда его окликнула жена.Звонил директор лесхоза,просил подойти в контору .
   - На севере территории лесхоза , на буровой площадке,потерялся рабочий –стропальщик,ушёл самовольно за грибами и не вернулся.Двухдневные поиски результата не дали  – коротко пояснил он.
   - Просят помощи в поисках. Согласился помочь старый охотник,когда-то осваивающий эти места,он укажет на карте и с воздуха наиболее глухие участки,но нужен человек,который туда сходит пешком…это уже не по силам пожилому человеку –
   - Согласен – ответил Стрельцов ,недолго думая.
   - Тогда собирайся,вертолёт будет через пару часов –
     Работал Володя инженером лесного хозяйста ,имея дело с документами и картами насаждений. Прихватив карту северной части лесхоза,старенькую одноствольную «ижевку»,быстро сложив в рюкзак самое необходимое, через полтора часа он уже сидел на вертолётной площадке у реки.
   Ещё полчаса и вот Володя разглядывает в иллюминатор вертолёта картины осенней тайги.Сверху тайга выглядит непривычно реденькой и доступной,но это обман,понимаешь это ,как только делаешь первые шаги.Глаз невольно ищет проход в зарослях и завалах,что не всегда удаётся.Путешественник скорее не идёт,а продирается в густяках,огибая топкие болотины.
  Через час приземлились на месторождении.Картина происшествия была такова.Несмотря на запрет ,рабочий ушёл за грибами.Одет легко,не курит,значит скорее всего без спичек , а ночи в сентябре ,в Западной Сибири,достаточно холодные.Переночевать  без костра – это тяжёлое испытание для неопытного человека.К тому же ночами шли дожди, несильные ,но нудные…Всё дышало влагой в тайге.
   Собрались в вагончике мастера,чтобы определиться с поиском.Работала на буровой бригада из Западной Украины,народ бывалый,но совсем не таёжный.Правда был среди них один охотник,которого Володя сразу отметил,как главного помощника.
   Мастер уже принял меры,с буровой вышки с небольшими интервалами,по тайге разливались громкие удары монтажки по листу железа,в надежде ,что их услышит пропавший.Но время шло,а рабочий не возвращался.
   Склонившись над картой ,с помощью старого охотника,наметили точки для проверки с воздуха ,пользуясь тем,что до вечера вертолёт в их распоряжении.Володю посадили на место штурмана и винтокрылая машина поднялась в воздух.Одну за одной проверили избушки и точки, намеченные бывшим хозяином участка но следов человека не обнаружили.Стали кружить, расширяя поиски и удаляясь от буровой,стараясь охватить весь массив тайги.
   С воздуха хорошо было видно,что от буровой звёдообразно расходились сейсмические четырёхметровые просеки, профили,каждый из которых утыкался в чистое болото, малопроходимое и у Володи созрел план,осуществить который предстояло уже утром.
   Вертолёт улетел к месту базирования ,прихватив с собой старого охотника.
Володя остался на буровой.С мастерами обсудили предложенный Стрельцовым план поиска.А план был прост,потерявшийся рабочий был неопытным,значит далеко от профилей вряд ли пойдёт.Учитывая неопытность  и самих поисковиков,Володя предложил разбить их на группы по два-три человека.Каждая из таких групп должна была обследовать ,закреплённый за ней профиль-просеку ,уходя от буровой к болоту подавая сигналы голосом и старательно прислушиваяь.Уткнувшись в чистое болото,пройдя 10-12 км,группы должны вернуться обратно.
   Утром все собрались у вагона мастеров. Те негромко переговаривались,судя по их виду они совсем не спали.Шутка ли,пропал человек и если он погибнет,спросят в первую очередь с них.
   Володя раздал запасные компаса и провёл короткий инструктаж.
  - Каждой группе обследовать только закреплённый профиль пытаясь криками подавать знак пропавшему (ружьё было только одно на всех),слушать внимательно,не отвлекаясь –
   - Дойдя до болота ,возвращаться своим маршрутом к буровой, в одиночку в сторону с профиля не отходить –
Риск был велик потерять ещё кого-то.
   Мастера возглавили группы и без промедления все разошлись по намеченным маршрутам.Володя ушёл с одной из групп,останавливаясь и стреляя в воздух из своей одностволки.
   Расчёт оказался верным и одна из групп обнаружила у самого болота сначала пакет с грибами ,а чуть позже и самого незадачливого грибника,сидевшего под сосной,рядом с профилем,мокрого до нитки и потерявшего способность говорить.У него едва хватило сил,дойти до буровой.
    Об этом Володя узнал в конце дня  от повеселевших мастеров.Самого рабочего,найденого в тайге накормили и уложили спать.
   Погода испортилась и пришлось дожидаться вертолёта два дня. Узнав ,что борта не будет, Володя побродил по тайге и на старой буровой ,усыпанной щебнем, добыл глухаря ,на обратном пути второго…больше патронов не было,расстрелял при поиске.
    Добыча оказалась очень кстати,на следущий день был День нефтяника и украинцы приготовили дичь,нашпиговав салом. В вагоне мастера,куда пригласили Стрельцова, царило оживление.Его усадили за стол,плеснули медицинского спирта.Обсуждали происшествие рассказывали истории,закончившиеся трагично.
   Старший мастер поинтересовался ,чем его отблагодарить за помощь.
   - Да не надо ничего – ответил Володя,но вспомнив ,что маршрут вертолётов на буровую пролегает через его участок,добавил :
   - Если поможете заброситься через месяц на участок,буду очень вам благодарен ,если это вообще возможно –
     И вот уже через месяц , Володя с двумя лайками сидел у солидной горы мешков на вертолётной площадке у реки.Продуктов он прихватил значительно больше,ведь не на себе же тащить. Утром ему позвонил старший мастер и сообщил,что всё согласовано,его заброску вписали в полётное задание ,борт будет к обеду.
   Вертолёт появился  в назначенное время,сделав круг, медленно опустился у мешков. Дверь вертушки  отодвинулась и Володя чуть не ахнул от изумления.Все сиденья были заняты вахтовиками ,в хвосте темнели рюкзаки и сумки.Оставался свободным только проход и место у дверей,куда и загрузился с помощью штурмана Володя с собаками.Охотник  сидел прислонившись спиной к двери,обхватив руками  лаек и его переполняло чувство тревоги  и досады.
   Зная заранее,что винтокрылая машина перегружена,он бы не полетел.Дело не в нём, а в тех людях летящих на вахту и поглядывающих на его груз неодобрительно.Охотник хорошо понимал их,садиться предстояло на узкую поляну среди тайги,уповая только на мастерство пилотов.
   Перегруженный «МИ-8» с рёвом медленно набрал высоту .Ветер и небольшой снегопад  не добавляли оптимизма.Штурман подал карту и Володя поставил точку на слиянии двух речек,обозначая место посадки.
   Вертолёт сделал круг над избушкой,пилоты оценивали место посадки.Затем штурман шагнул к Володе и перекрикивая рёв мотора ,озабоченно сообщил: 
   - Узко,гробануться можем …! –
    Решение у Стрельцова созрело ещё по пути  ,взяв в руки карту ,он решительно поставил точку на дороге,в восьми километрах от избушки,это расширение дороги он хорошо знал,это был летний стан леспромхоза,сырой,но пригодный для разгрузки.
   Штурман охотно кивнул и вернулся в кабину.
   Вертолёт с натужным рёвом завис в метре от сухого островка в окружении воды.Первыми на островок спрыгнули собаки и спасаясь от шума исчезли в зарослях.Штурман помог охотнику разгрузиться ,подавая тяжёлые мешки. Дверь закрылась и оранжевая ревущая  машина поднялась над тайгой.
   Казалось бы впору расстроиться, но Володя вздохнул с облегчением.Он сидел на мешке с картошкой,вокруг привычно шумела осенняя тайга,заполошно кричали кедровки.Недалеко выскочил из кустов старый кобель,вернувшись к хозяину. Молоденькая Мушка обогнала старика , ткнулась холодным влажным носом в ладонь охотника.
   Всё встало на свои места .Володя отнёс в сторону резервный мешок с картошкой ,сложил на него ,уложенные в мешок,излишки продуктов,укрыл брезентом,завалил пихтовым лапником.
  Закинул на плечо самый тяжёлый мешок и двинулся в сторону избушки.Пройдя пару сотен метров опустил его на траву,двинулся за следующим.
   Почти пять дней заносил груз на избушку,приговаривая моментами :
     - Машина хорошо….а вертолёт лучше….!!! – перефразируя известное стихотворение.
    На пятый день ,покормив собак и сложив мешки под навес ,Володя прилёг на нары и чуть коснувшись подушки,провалился в сон.
   Очнувшись ото сна ,долго не мог понять,утро или вечер..за окном сумерки.
Включил рацию, старенький «Карат» замигал красными огоньками.
    - Бивак 15!…Я Костяника  ! Приём…!
Микрофон прошуршал и знакомым голосом Толяна ответил:
   - Привет « Костяника» …! Когда заехал…?
   - Да я это….вертолётом залетел !!! – хохотнул Володя.
   Смеясь, он поведал другу о своём заезде,узнал ,какое сегодня число.
Попрощавшись и пожелав удачи, отправился кормить повизгивающих собак.
Разложив корм в миски ,присел под кедром на чурбачок,вдыхая вечернюю прохладу,наслаждаясь тишиной и покоем.
   Все неприятности казались ему такими далёкими и мелкими…Впереди были месяцы наедине с природой…

23.04.2020 г