Никифоровы

Альтаф Гюльахмедов
Никифоровы


***

Компиляции

Прим.
Какое отношение перечисленные ниже персоналии имеют к дворянскому роду Никифоровых пока выяснить не удалось. Как указывалось в предыдущих статьях: в определенные времена признание в дворянском происхождении могло быть приравнено к преступлению.

Прим.
Некоторые из персоналий наверняка не относятся к татарам и являются только однофамильцами.

Прим.
Во вводной статье раздела указывается, что фамилии используются не только татарами.

Прим.
В случае списков подобных ‘’Атемарской десятне’’ запись наподобие

‘’ двор Урозмаметя Мурзы Нурушева сына князь Максутова’’ персона в дальнейшем фигурирует и как Нурушев и как Максутов.




Никифоров Иван Иванович

***

(варианты ФИО: епископ Иннокентий) Родился в 1879 г., с.Машляк Мамадышского уезда Казанской губ.; епископ Орловской обл.. Проживал: г. Орел.
Арестован 13 февраля 1937 г.
Приговорен: тройка при УНКВД по Курской обл. 4 декабря 1937 г., обв.: по ст. ст. 58-8, 58-10, 58-11 УК.
Приговор: к ВМН. Реабилитирован 20 мая 1990 г. Белгородской областной прокуратурой.

Источник: Книга памяти Белгородской обл.
Список репрессированного в 30-е гг. кряшенского духовенства
http://missiakryashen.ru/history/figures/spisok/




Никифоров Филипп Никифор

***
 
01.01.1901
Башкирия
27.12.1944
Nikiforow Filipp
117704

Список татар, погибших в немецком плену в годы Великой Отечественной войны
http://kniga.tatarstan.ru/rus/index.htm/news/16786.htm
http://peopleandwar.ru/forum/viewtopic.php?t=8227




Анастасия Никифорова

***

Издавна в разгар лета 12 июля в  Мелекес со всего округа съезжались  крещенные татары на празднование Петров день- на праздник «Питрау». Это было своего рода «смотрины»,  поэтому все село готовился на прием гостей.  Когда в 90-ых годах  в Мелекесе возобновили этот праздник и пригласили татар-кряшен всего округа, их встретил вновь организованный  самодеятельный фольклорный  коллектив «Питрау» с блестящей культурной программой,  согласно обычаям  крещенных татар.   

Инициатором такого движения  и собирателем всего материала  об обычаях, песнях  Мелекесских кряшен была Раиса Прохорова. Руководителем ансамбля стала - Анисимова Анна Михайловна. Ансамбль  собрал всех любителей песен, танцев- от мала до велика.

Первыми на сцену поднялись Анастасия Никифорова со своим сыном Анатолием, снохой Риммой,  внуками Николаем и Ириной, Евдокия Трофимова, Маруся Липатова, Александра Моисеева, Татьяна Терентьева, Евдокия Пантелеева, Анна Иванова – и др. более 30 человек. Им были подготовлены  сценарии и композиции «Проводы», «Солдатские письма», «Свадьба» и др,  «Покрау» (Покров день), «Нардуган» и др. праздники.

Солисты ансамбля Семенова Роза Петровна, Лямичева Мария и др участвуют на конкурсах и телевизионных программах «Сандугач керде кунелгэ», «Уйнагыз гармуннар», «Жырлыйк эле», «Созвездие - йолдызлык», «Балкыш» и др. По телевидения РТ неоднократно  показывалась передача «Мэлэкэстэ «Питрау бэйрэме».  «Питрау»- лауреат III-Всесоюзного фестиваля народного творчества, стала признанным фольклорным ансамблем в Республике Татарстан.
http://tukay.tatarstan.ru/rus/kratkaya-istoriya-452302.htm



Епископ Иннокентий (Никифоров)

***

Епископ Орловский
18 марта 1936 — 4 декабря 1937
Епископ Семипалатинская и Устькаменогорская
22 августа 1928 — 18 марта 1936
Епископ Семипалатинский,
викарий Омской епархии

Имя при рождении
Иван Иванович Никифоров
Рождение
27 марта (8 апреля) 1879
деревня Машляк, Мамадышский уезд, Казанская губерния
Смерть
4 декабря 1937 (58 лет)
Курск

Епископ Иннокентий (в миру Иван Иванович Никифоров; 27 марта (8 апреля) 1879, деревня Машляк, Мамадышский уезд, Казанская губерния — 4 декабря 1937, Курск) — епископ Русской православной церкви, епископ Орловский. Первый епископ из кряшен[1].

Родился 27 марта 1879 года в деревне Машляк Мамадышского уезда Казанской губернии (ныне Рыбно-Слободский район Татарстана) в семье Иоанна Никифорова, одного из первых учителей из кряшен, с 1881 года священника-миссионера в Уфимской епархии.

До 1899 года обучался в Уфимской духовной семинарии, из которой уволен из четвёртого класса по болезни. С 27 марта 1899 года — иподиакон Омского кафедрального собора.

Женился на Александре Павловне Линде. Супружеская чета детей не имела[2].

23 октября 1901 года епископом Омским и Семипалатинским рукоположён в сан диакона с оставлением в должности иподиакона того же собора.

8 октября 1903 года тем же Преосвященным рукоположён во священника к Христорождественской церкви села Феодоровского Петропавловского уезда Акмолинской области. Одновременно состоял заведующим местной церковно-приходской школы.

13 марта 1906 года переведён настоятелем храма села Лаптев Лог Змеиногорского уезда Томской губернии.

Владислав Оскарович Скитневский, который долгое время занимался сбором материалов об архиепископе Иннокентии отмечал: «Омский период жизни Ивана Ивановича был и счастлив, и драматичен. Первое связано с тем, что став членом большой семьи Линда в качестве одного из зятьев, он вошёл в большой круг общения с очень известными в Омске гражданами. В многодетной семье Линды было семеро детей, и у каждого своя не менее трагическая судьба. Такое уж было время. В числе семерых детей была и самая младшая Александра Павловна, сестра-близнец моей бабушки Веры Павловны Линда. <…> Владыка и мой дед были очень дружны (как шурины). Владыка по характеру был очень мягкий человек. Он пользовался большой любовью в очень большой и известной семье Линдов. <…> Особенно его любила теща (моя прабабка). Она в жизни тоже оказалась сиротой, как и он. Любовь его к А. П. Л. была безмерной. Я посылаю вам песню. По словам моей покойной матери, он очень любил её петь под аккомпанемент мамы»[2].

В 1909 году — депутат на Епархиальном съезде.

С 1912 года — сверхштатный священник Семипалатинской Казачьей церкви, одновременно проходил обучение вольнослушателем в Тобольской духовной семинарии.

18 июня 1914 года сдал экзамены за полный семинарский курс и поступил в Казанскую духовную академию на казённый счет, которую окончил в 1918 году[3] со степенью кандидата богословия с «предоставлением ему права на преподавание в семинарии и при искании степени магистра богословия держать новые устные испытания»[4]

С 1918 года — настоятель омского Богородице-Братского храма. Одновременно был законоучителем омской женской гимназии, проработавшей до взятия Омска Красной Армией в октября 1919 года. При взятии Омска красными отрядами их священнический дом взяли под лазарет силой. 2 ноября его супруга скончалась[2].

По отношению к обновленцам занимал резко отрицательную позицию. Cчитал необходимым отстаивать независимость Церкви.

21 ноября 1925 году пострижен в монашество, а 23 ноября — возведён в сан архимандрита.

30 ноября 1925 году хиротонисан во епископа Семипалатинского, викария Омской епархии. Чин хиротонии совершали: архиепископ Омский и Павлодарский Виктор (Богоявленский) и епископ Петропавловский и Акмолинский Иоанн (Троянский).

С 22 августа 1928 года правящий епископ Семипалатинский и Устькаменогорский.

Был временным членом Временного Патриаршего Священного Синода при Заместителе Патриаршего Местоблюстителя митрополите Сергие (Страгородском) во время зимней сессии 1930 — 22 апреля 1931 года (уволен Постановлением от 2 апреля 1931 года)[5]

С 18 марта 1936 года — епископ Орловский и Севский.

13 февраля 1937 года арестован. Заключён в Орловскую тюрьму, 16 июля 1937 года переведён в тюрьму г. Курска. Приговорён к высшей мере наказания. Расстрелян 4 декабря 1937 года.

Произведенной в 1955—1957 годы проверкой в УКГБ Орловской области дел на участников организаций, будто бы руководимых епископом Иннокентием Никифоровым, установлены факты фальсификации следственных материалов. Дела были признаны сфабрикованными.

https://ru.wikipedia.org/wiki/()





Никифоров Иоанн

***

(?)
иерей
c. Степановка, Белебеевск. у. Уфим. губ. 1881

Список дореволюционных кряшенских священников
Составил священник Димитрий Сизов
http://www.missiakryashen.ru/history/figures/lists-priests/




Никифоров Филипп

***

(?)
прот.
с. Новочурилино, Мамадышск. у.
1890

Список дореволюционных кряшенских священников
Составил священник Димитрий Сизов
http://www.missiakryashen.ru/history/figures/lists-priests/




Никифоров Петр Никифорович

***

Родился в 1888 г., д. Азмеево, Бакалинский р-н БАССР;
татарин;
неграмотный; б/п; сельпо, охранник.
Арестован 15 февраля 1942 г.
Приговорен: , обв.: по ст. 58-10.
Приговор: к лишению свободы на 10 лет Реабилитирован 22 июня 1989 г.
Источник: Книга памяти Республики Башкортостан

http://lists.memo.ru/d24/f332.htm




Никифоров Семен

***

Александр Фарфутдинов
Заслуженный работник культуры РБ,
ковалер Почетного знака Союза журналистов России
"За заслуги перед профессиональным сообществом"

На фото из семейного архива (слева направо): Анна Тимофеева, Анастасия и Тагир Фарфутдиновы.
Сыновья (слева направо): Валерий, Николай, Александр. Усть-Кяхта, 1961 год

«Иих, ильданкитабез! Туган жирны ташлыйбыз!"
(« Эх, с родины уезжаем! Родную землю покидаем!»)...

Эти слова слышались всюду в мартовские дни 1952 года  на перроне железнодорожной станции Кукмор, что в Татарстане.

…Моя бабушка по матери, Тимофеева Анна Даниловна, кряшен (татарка, исповедующая православную веру), родилась в январе 1909 года в деревне Зюри Мамадышского района Татарии. Рано осталась сиротой, воспитывалась в семье дяди, батрачила у зажиточного односельчанина.

Вышла замуж за кряшена из деревни Уткино Таканышского (ныне-Мамадышского) района Никифорова Семена, который был старше ее на десять лет. 18 декабря 1932 года у них родилась дочь Анастасия-моя мама, потом в 1936 году-дочь Александра, в 1940 году –дочь Мария.Семья была со средним достатком. Мои дед и бабушка работали в колхозе, имели в личном хозяйстве корову, коз, овец, домашнюю птицу, огород.

Деревню Уткино, в основном, населяли кряшены.

Не зная русского языка, они, тем не менее, давали новорожденным русские имена, которые произносились на татарский лад (« Начтый», «Санкый», «Маржый»). Детей крестили в православной церкви, отмечали православные праздники, соблюдали пост. Но росшая и воспитанная школой в условиях воинствующего атеизма 30-х годов, моя крещеная мама не стала набожным человеком, хотя и всегда накрывает праздничный стол на Пасху, Троицу, Рождество, Крещение. Ни разу не видел, чтобы она крестилась, читала молитвы, у нас в доме никогда не было икон. Впрочем, и бабушка Анна Даниловна, так и не научившаяся до конца жизни свободно изъясняться по-русски, икон не имела, а из молитв каждый вечер на сон грядущий произносила: «Аслабысла!», что, должно быть, означало: «Господи благослови!».

В сундуке у нее хранилась иконка-складень с изображением Иисуса Христа, Богоматери, Николая Чудотворца, однако, эта реликвия никогда из бабулиных тайников на свет Божий не извлекалась. И вообще, о религии и Боге Анна Даниловна всегда говорила сдержанно, даже как бы украдкой. Видимо, в душе навечно поселился страх под впечатлением яростных гонений на веру во времена разрушения храмов и репрессий против священников.


В июле 1941 года Семена Никифорова, который был уже в сорокадвухлетнем возрасте, призвали в Красную Армию. По свидетельству бабушки и матери, дед мой в составе запасной стрелковой дивизии находился в учебном лагере на станции Суслонгер. Месяца через четыре после призыва, глубокой осенью, он вернулся домой с простуженными легкими. Рассказывал, что в лагере мобилизованные красноармейцы строили укрепления, вытаскивая бревна из ледяной воды. Многие заболели и попали в лазарет. Мой дед получил, видимо, двустороннюю пневмонию, так как, по выражению бабушки, «убкасындабызбулган» («в легких лед был») и его то ли комиссовали, то ли отпустили из госпиталя на поправку (читай: умирать) в родные места. После возвращения домой Семен Никифоров прожил чуть больше месяца и скончался в жару и бреду. Чувствуя близкую кончину, постоянно сетовал: «Трудно тебе, Анна, придется с тремя детьми, ох, трудно!»
Моя бабушка часто вспоминала своего «Симуна» и военное лихолетье и тоже порой сетовала, что он умер не в госпитале, а дома, а поэтому она не считалась женой фронтовика и никаких послаблений и льгот не имела. Например, не была освобождена от налогов и за неуплату таковых с ее двора судебные исполнители, под рев самой и испуганных малолетних дочерей, сочувствующие взгляды односельчан, увели корову и козу.

Как вдова «не фронтовика», а значит, ущемленная в правах, предусмотренных для семей красноармейцев, Анна Даниловна Тимофеева сумела не дать умереть от голода трем дочерям? Через какие испытания пришлось пройти этой мужественной женщине-кряшен в суровые времена всенародного бедствия — тема для отдельного рассказа. Но и после долгожданной Победы над фашистами государство не перестало досаждать налогами, как теперь принято называть, мать-одиночку и полу-сирот, старшей из которой (моей маме) было в ту пору тринадцать лет и она, вместо того, чтобы учиться, к чему имела большую тягу, помогала матери поднимать младших сестер. (Работала в колхозе за трудодни, заготавливала на зиму дрова, пасла чужих овец и гусей. Став постарше, в шестнадцать лет (!) уехала на сезонную работу в леспромхоз).

Именно бремя этих налогов, насколько я понимаю, а также тяжелая послевоенная жизнь в татарской глубинке и заставили в начале пятидесятых годов Анну Даниловну Тимофееву принять решение покинуть родину и отправиться в поисках лучшей доли в далекую чужую Сибирь в загадочную Бурят-Монголию. Уж больно привлекательными были плакаты с фотографиями о зажиточной жизни в тамошних краях, да и сладкоречивые вербовщики взахлеб расхваливали свои «пенаты», между прочим, особо подчеркивая, что переселенцев освободят от всех видов налогообложения…

Источник: Газета "Кяхтинские вести". Все права сохранены.




Герб рода Никифоровых

***

Герб рода Никифоровых внесен в Часть 5 Общего гербовника дворянских родов Всероссийской империи, стр. 66

КОММЕНТАРИИ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ:

Гербовое дело Никифоровых Департамента Герольдии Правительствующего Сената о внесении в Гербовник по Тамбовской губ. 1863 г.
• РГИА, ф.1343, оп.26, д.1828

Векторное изображение:
Никифоровы, фамильный герб

См. также:
› Герб рода Константина Никифорова (полковника), ОГ, ч. 14, с. 138
› Герб Никифоровых (пожалован Афанасию Никифорову, лейб-компании гренадеру), ДС, ч.10, с. 23
› Герб Никифоровых (пожалован Михаилу Никифорову, статскому советнику), ДС, ч.10, с. 24

https://gerbovnik.ru/arms/666.html



Борисъ Никифоровъ сынъ Самороковъ

***

Атемарская десятня ( 1669 – 1670 гг.), в сокращенном варианте.
http://forum.vgd.ru/1854/19711/10.htm?a=stdforum_view&o=

« Десятня 178 году Атемарцамъ дворянамъ и детямъ боярскимъ и новокрещенамъ и мурзам и Татарамъ и иноземцамъ и рейтарамъ и драгунамъ и солдатамъ съ поместными и денежными окладами, и кому за какия службы, въ которомъ году, къ прежнимъ ихъ окладамъ, великаго государя жалованье придано, и кто Атемарцев дворянъ и детей боярскихъ и новокрещеновъ и мурзъ и Татаръ и иноземцевъ и рейтаръ и драгунъ и солдатъ на лицо, и которые в прошлыхъ годахъ, со 160 году, померли и великаго государя на службахъ побиты, и по инымъ городамъ служить переписались, и то писано въ сей книге имянной выборъ.

Выборъ.

Городовые.
1.Иванъ Еремеевъ сынъ Нечаевъ, верстался по Атемару во 178 году... .
2.Лука Замятнинъ сынъ Дмитриевъ,
3.Григорий Семеновъ сынъ Полушкинъ,(убитъ), переписался по городу Атемару во 161 году... .
4.Борисъ Федоровъ сынъ Ворыпаевъ,...поверстан на Москве, по Атемару въ 179 году...
5.Степанъ Никитинъ сынъ Гольцовъ, верстался по Атемару во 160 году... .
6.Степанъ Ивановъ сынъ Аникиевъ,
7.Борисъ Никифоровъ сынъ Самороковъ,(умеръ), верстался по Атемару во 150 году... .
8.Федоръ Степановъ сынъ Жулебинъ, верстался по Атемару во 150 году... .
9.Тимофей Григорьевъ сынъ Загаринъ,(убитъ), переписался по Атемару во 176 году... .
10.Мокий Тихоновъ сынъ Хардинъ, верстался по Атемару во 158 году... .