Домовой

Надежда Крень
Вот пусть мне объяснят с научной точки зрения, что это за явление, когда ночью, не успев ещё уснуть, ты чувствуешь, как навалилась на тебя какая-то сволочь и давит на грудь, давит? Рядом спит муж, но ты не можешь пошевелить ни рукой, ни ногой, ни подать голос.
 

Старики говорили, что так домовой душит, предвестник каких-либо событий. Надо, мол, спросить у него:
    - К худу или добру?
И он даст ответ, чего ждать вскоре:
    - К худу, к худу!


От старушек я слышала:
    - Не спи на спине.
Так говорили они, предостерегая, очевидно, как раз от таких объятий домового. А старым людям я доверяла всегда, надеясь на их мудрость. Никогда не любила спать на спине.


В детстве мы рассказывали друг другу эти страшилки, но в домового я не верила: "Бабушкины сказки". Однако крепко усвоила правило, что в тот момент, когда он будет тебя душить, нужно послать его подальше - на три весёлых буквы.
 
Вспомнив детские рассказы, теперь я так и сделала - послала. Спрашивать про худо побоялась. И отпустило... или отпустил? Я снова стала дышать.


Потом где-то прочла, что каждая женщина, хоть раз в жизни, испытывает подобное чувство, когда ею овладевает домовой. Скажу вам, что приятного мало.


Врачи могут сказать, что это приступ какого-нибудь сердечно-сосудистого заболевания, мол, так грудная жаба давит. Но на тот момент мне было тридцать, с небольшим хвостиком, и о болезнях не было и речи. И укладываясь спать, не чувствовала я ни спазмов, ни болей. Только легла на спину - попала под "асфальтовый каток". Правильно бабки говорили - не спи на спине.


Но как я была поражена, когда однажды, придя на почту за газетой, стала свидетелем странного повествования.


Татьяна, моложе меня лет на семь, вовсе не старушка, рассказывала:
    - Моя Катька боится домового!
Я подумала про себя: "Говорят, что кошки видят домовых. Уставятся на пустое место и смотрят, смотрят, напряжённо так, как-будто следят за кем-то. Неужели и маленькие дети тоже его видят?"
И спросила её:
    - А как он выглядит?


    - Обыкновенный мужик, в штанах, рубашке в клетку, - на полном серьёзе отвечала та. - Сядет на корточки, спиной обопрётся о стенку и сидит. А Катька боится чужих людей, начинает орать! (Её Катьке тогда был годик или полтора от роду). Я начинаю его материть: "Чего ты ребёнка пугаешь?" и он исчезает".


Я с сомнением посмотрела на неё, вроде нормальная молодая женщина, не «шизоид» (от слова шизофрения) и опять спросила:
    - А когда он появляется?
    - Вот, как Лёшка напьётся, придёт, вырубится, так он и появляется, тут как тут!
У меня не было больше слов, я взяла "Рабочее слово" и ушла.


В те же девяностые, в бане, слышала я рассказ ещё одной молодухи. Мы сидели с девчонками в парилке, млели в клубах влажного пара. В тазах запаривались веники, источая сладкий берёзовый дух.


    - Однажды проснулась, - рассказывала Ольга, порозовевшая от жары прогретой парной, проникающей во все поры кожи, - опустила руку с дивана и почувствовала ею, прямо потрогала, что-то мягкое и пушистое. Можно было подумать, что это кошка, но у нас не было тогда ни кошек-мышек, ни собак, ни пушистых ковров. Глянула на голый пол - ничего нет! Но я же явственно чувствовала ладошкой эту мягкую, длинную шерсть!


Ольга была уверена, что её посетил домовой. Рассказывая свою историю, на лицо, шею и грудь она наносила не мёд, как мы, а зубную пасту. Увидев вопрос в наших удивлённых глазах, ответила:
    - Отбеливает хорошо.
 
И у неё, действительно, цвет кожи был перламутровым, бело-розовым. А, может быть, он у неё такой от природы? Раньше мы её не знали, она недавно приехала в наш посёлок.

 
Так и сидели молодки на полке, как куклы–голыши, намазанные кто чем, грелись. Болтали: кто языком, кто ногами, ожидая, когда Кирилловна, женщина предпенсионного возраста, начнёт хлестать вениками всех подряд.

 
Похоже, что перед баней та уже "приняла на грудь".
    - Вот это здоровье у Кирилловны! Ладно бы, после бани. Для сердца же вредно, - удивлялись и восхищались выносливостью Клавдии молодые мамаши, выскакивая из парной в клубах пара, которые от разности температур в ней и моечном отделении становились белыми, видимыми и осязаемыми.

Смывая конденсат и пот, выступивший каплями на коже, парильщицы обливались из домашних жёлтых, эмалированных тазов, купленных в одном магазине, прохладной и холодной чистой водой, высоко поднимая таз над головой - раз, другой.

В казённых тазах, оцинкованных, они не мылись. В них больше мужчины моются, им лень из дома свой таз тащить. Банщик, одноглазый Вовка, по кличке "Уксус-глаз", топит леспромхозовскую баню один день. Как женщины перемоются, приходит сильная половина человечества.

Теперь за новую баню стали брать плату. А за старую, построенную местными жителями на субботнике, денег не брали, несмотря на расходы.

Много чего было бесплатно в поселке, как при несостоявшемся коммунизме: горюче-смазочные материалы, электроэнергия, вода, пиломатериалы, навоз с поп-чунде (подсобного хозяйства). Все расходы списывались на северных корейцев, в совместном с ними леспромхозе.

В мойке, на лавках, в таких же, собственных тазах, с тёплой водой, смирно сидели малые детки - дожидались, когда мамки напарятся и начнут мыть их. Они плюхались в водичке, играли - пускали по воде пластмассовых разноцветных рыбок и жёлтых уточек, предусмотрительно брошенных в тазы молодыми мамами, чтобы занять на время своих малышей.
 
И откуда только у Клавдии брались силы! Выгнав всех из парилки очередной горячей порцией пара, от которого, без шапки, потрескивали волосы и уши сворачивались в трубочки, она начинала париться сама. Волны обжигающего пара так и ходили по парной. Здесь ей не было равных!

Знатная парильщица высокая, крупная, с короткой стрижкой. На голове - красная шерстяная шапочка, на ладонях - рабочие, наполовину брезентовые, рукавицы. Они-то и спасают её от адского жара. Сам дьявол из преисподней не страшен мастеру погрузки леса! Она и его напарит берёзовым веничком!

Напарившись, она выходила, садилась на лавку отдохнуть, рассуждала:
    - Мужикам чего долго мыться? А тут, пока все свои складочки промоешь!
Я недоумевала - какие такие складочки? Девчонки все молодые, стройные, без лишних жировых накоплений.


Скажу, что после рассказов Татьяны и Ольги про домовых, мне становилось веселей - не одна я такая, сталкиваюсь с загадками! Оказывается, и с другими девушками случается такое. В нашем мире есть многое, чего нельзя объяснить (потом случались по жизни разные истории, сбывались сны и предчувствия).

 
Инженер-экономист по первому образованию, я, изучавшая когда-то теоретическую механику, сопромат, электротехнику, философию, политэкономию, научный коммунизм и многое-многое другое, стала верить в Высший Разум и его справедливость, параллельные миры, вещие сны, книжку под подушкой и прочую, казалось бы, белиберду. А вы во что верите? Без веры человеку нельзя.

2020