Запасной

Юрий Прокопчук
Запасной. Рассказ-быль.

      Вообще-то плавать я не умею… Ну как сказать, смогу, конечно, продержаться на воде и проплыть по-собачьи несколько метров, но так, чтобы нырять, задерживая дыхание, плыть под водой торпедой… – этого я, конечно, делать не умею. Поэтому когда на собрании спортивной команды факультета мне предложили стать запасным команды по плаванию на общеуниверситетской Спартакиаде, я поначалу отказался: «Что вы,  – говорю, – я же как утюг плаваю, нельзя меня в команду ставить! Футбол – пожалуйста, с удовольствием, а тут никак!» А мне наш физрук и говорит: «Погоди, Серёга, не горячись, никто тебя плавать и не заставляет. Ты же запасной! Вот если с Самсоновым что случится, тогда и выручишь, а так и не придётся тебе плыть. Да и неважно, если всё-таки поплывёшь, какое ты там место займёшь, хоть последнее, там же главное выйти на старт, а не то всю команду со Спартакиады снимут!» Ну я что, взял – согласился, авось всё равно плыть не придётся!
      А тут в день соревнований уже, после второй пары, звонит мне Самсонов и охрипшим таким голосом говорит: «Слушай, давай, выручай, а то я тут с ангиной слёг, не могу выступать!» Ну я что, надо – так надо, я же запасной! Прихожу в бассейн заранее, а мне там сразу всё не понравилось. Смотрю, разминаются здоровые мужики под два метра, в специальных плавках, очках, стриженые коротко, мускулистые такие, а я ростом метр семьдесят, в семейных трусах, в которых я в универ пришёл, и лохматый жутко. В общем, вижу, что не вписываюсь я в их компанию никак! Увидел судью: мужик с огромным таким животом, я смотрел на него и никак не мог понять, как же он с таким животом в бассейне плавает, неудобно ведь!
      А время перед стартом, помню, самое мучительное было. Чую, не по себе, стали меня охватывать разные воспоминания из жизни: вот, например, бегу я, маленький, бегу без куртки на другой конец нашего деревенского сада, а за мной бабушка – кричит, мол, оденься, Серёженька, холодно же, а я её и слушать не хочу. Или вот, бегаю я по полю футбольному один с мячом до тех пор, пока не устану окончательно и не начну задыхаться, а друзей-футболистов нет, все по летним лагерям разъехались. Или вот привиделся мне поезд, который к нашей станции подходит, а я не успеваю на него, бегу со всех сил, а он, слышу, свистит и кажется, что все пассажиры вокруг меня с платформы спрыгнули… И тут я понимаю, что это не он свистит, а это судья свистнул, и все в воду бросились. Ведь и мне надо! Закрыв глаза, я сиганул вниз, совершенно забыв задержать дыхание. Начал захлёбываться, видимо, потерял сознание, и тут вдруг привиделась мне наша училка латинского, строгая такая, всё зачёт мне не хотела ставить, и повторяла она одну и ту же фразу: «Sic transit gloria mundi» . И тут очнулся, слышу – надо мной судья с большим животом стоит и одно слово повторяет, похожее на латинское mundi, но русское и очень неприличное! И тут же один из участников соревнования – двухметровый гигант, который меня из воды вытащил – смотрит на меня очень удивлёнными глазами…
– Какой я? – спрашиваю их.
– Какой, какой? Живой вроде и слава Богу!
– Да нет, говорю, место-то я какое занял?
– Место первое с отрывом большим, – сказал гигант, добродушно улыбаясь.
– И ещё гран-при Спартакиады, но вне конкурса, – добавил судья с большим животом.
– Почему вне конкурса? – спросил я.
– Стиль у тебя больно оригинальный, – говорит, – не знаем мы такого.
      В общем, после этого случая я к водоёмам даже близко не подхожу, боюсь. Понял, что плавание – это не моё. Нет, конечно, если попросят помочь – я готов, но не членом команды, нет, только запасным!