Карантинно-музыкальное или страсти онлайн

Афруз Мамедова
   Может быть когда-то в будущем уроки музыки будут полностью проходить онлайн. Может, живущая где-нибудь на Аляске учительница будет голографически нависать над студентом, сидящем за пианино в Центральной Африке, и кричать: «Пальцы! Второй, а не первый, я сказала!», и это будет абсолютно устраивать их обоих. Может быть.

  Но сейчас, благодаря ковирусу, чтоб ему ни дна ни покрышки, мы - невольные первопроходцы. Мы делаем первые шаги в этом безумном направлении. Мы с учениками - по разные стороны интернета.

   В моём случае необходимость давать онлайн -уроки включает два варианта. Первый - студенту необходимо сдать экзамен (тоже виртуально!), и мы с ним просто обязаны дотащиться до даты икс, не растеряв, по возможности, того, что успели наработать на нормальных занятиях тет-а-тет. Второй вариант - уроки по просьбе родителей, чтобы дитятко не валяло дурака, типа  «а можно вы с моим позанимаетесь, а то он совсем все забудет, ну хоть как-нибудь?». «Ну... ммм... ну давайте попробуем...». «Ой, спасибо!»

   Начну со варианта номер два.

  Утром просыпаюсь с лихорадочной мыслью: сегодня, кажется, урок с Алексом. В 10? В 11? Вроде, мать сказала, он любит поспать... нет поспать любит Джейми, они просились на двенадцать. Или это был не Джейми?
   
   Так, а что Алекс? Надо посмотреть расписание... Тянусь за айпадом. Ой, совсем забыла, Алекс в девять,потому что у него в 9.45 школьный тест по математике.

  Вихрем вскакиваю с постели, собираюсь... без десяти девять сижу за пианино, айфон на подставке для нот, там же ксерокопия самих нот. Я в нарядной кофточке и жемчужных бусах, в то время как ниже пояса - домашние финки, благо их не видно в кадре. Приглаживаю волосы, налаживаю камеру... ужасаюсь своему крупному плану, отбегаю мазнуть помады, возвращаюсь, нацепляю на лицо улыбку. Господи, какая мерзкая улыбка на крупном плане. Убираю улыбку.

     В 9.59 включается скайп Алексовой мамы, появляется сообщение : «Доброе утро!». На меня нападает кашель, бегу глотнуть воды, еще подумают, что корона...   Отвечаю «доброе утро» и цепляю улыбку обратно.

   В кадре появляется лицо всклокоченной мамы, потом «ой, извините!», следом возникает частичное изображение клавиатуры и левая рука Алекса, которая сразу же начинает барабанить что-то невразумительное.

Я: (жизнеутверждающе) привет! Пожалуйста, поправьте камеру. Я не вижу клавиатуру полностью.

  Изображение переворачивается верх ногами, появляется правая рука Алекса.

Мама: так хорошо?

Я: А можно перевернуть, поднять повыше и с правой  стороны, пожалуйста?
 
   Изображение переворачивается и демонстрирует мне макушку Алекса, продолжающего наяривать что-то левой рукой.

Мама: так хорошо?

Я: (стараясь перекричать звуки) пониже, пожалуйста. Алекс, перестань играть... Так лучше, спасибо.

   Изображение далеко от совершенства, но  бог с ним, по крайней мере я могу лицезреть обе руки с обгрызанными ногтями. Мама исчезает из кадра и где-то в глубине комнаты визгливо выкликает младшего ребёнка.

Я: привет, Алекс. Как дела? Занимался?

Алекс, 7 лет, уровень- начинающий: (косится на дверь) Да, занимался.

Я: Начинай... стоп, стоп! Что ты играешь?! Какой должна быть первая нота?

   Алекс вопросительно смотрит мне в лицо.

Я: Смотри не на меня, а в книгу! Какая нота находится между первой и второй линейками?

Алекс: Джи? Нет, Эй? (В американском варианте ноты обозначаются латинскими буквами).

Я: (напряжённо продолжая держать улыбку) Что значит Эй? Это Эф! Мы же с тобой каждый урок повторяем ноты. Начинай.

Алекс: (удивлённо) Эф? Окей. (Играет ноту фа левой рукой в басовом ключе).

Я: (напрягаясь). Алекс, в каком ключе начинается пьеса?

Алекс: В скрипичном.

Я: правильно. Значит, играет правая рука. Где у тебя правая?

   Алекс поднимает левую.

Я: (приятно улыбаясь) Это левая, Алекс. Начинай правой.

Алекс, помешкав, заводит правую руку наискось и играет ноту фа в басовом ключе.

Я: (по-русски) Блиин... (По-английски) Алекс, правая играет в скрипичном ключе, выше серединной ноты Си.

Алекс: А я и играю выше.

Я: Выше- это вправо. Где у тебя правая рука?

   Алекс поднимает левую.

Я: (по-русски) Мама дорогая. (По-английски) Слушай меня, третий палец руки, на которой у тебя браслет, ставишь на F, которая прямо твоего мизинца... Слава богу. Начинай.

   Алекс на удивление бойко тарабанит фар-фа-ля-фа ми-ми-ми. Я облегченно вздыхаю, но тут же вздрагиваю от странного треньканья алексовой клавиатуры.

Я: Что это?!

Алекс: Это я на режим ксилофона перевёл, правда, красиво звучит?

Я: (с улыбкой гиены на устах) Очень красиво.  А теперь переведи обратно в режим фортепиано, пожалуйста.

  В кадре возникает причесанная алексова  мама.

Мама: У вас все окей?

Мы с Алексом, хором: У нас все окей!

    Мама счастливо удаляется и где-то вдалеке выкликает папу. На заднем плане мелькает папа в трениках.

Я: Продолжай левой: D,D... ниже, влево, где у нас левая сторона?

Алекс поднимает правую руку.

Я: (по-русски) Ешкин кот... (по-английски) другой рукой D,D. Молодец.

Алекс: (довольный собой) Я вчера много раз играл, мама сказала, что хорошо.

Мама: ( вновь появляясь в кадре) Большое спасибо за урок, он очень много играл... правда, мы не понимаем, но нам нравится. Можно вопрос: а когда карантин закончится, мы сможем сразу выступить на каком-нибудь концерте? Я думаю, ребёнку полезно выступать перед аудиторией.

Я: (по- русски) А как же, скоро очередной конкурс Чайковского, там и сыграем.

Мама: Что, простите?

Я: Извините, задумалась. Безусловно! Как только карантин закончится, так сразу.

Мама: (сияя) Спасибо!


   Другой вариант: Ричард, 14 лет, готовимся к экзамену седьмого уровня. На это раз камера установлена идеально, но после пары сыгранных нот, оказывается, что звук проходит слабо. Прошу подвинуть айфон (или что у него там) поближе. Подвигает. Теперь звук хорош, но крупный план показывает от силы одну октаву. Минут через пять находим компромисс между изображением и звуком.

Я: Начнём с сонатины. Наизусть, пожалуйста, не тянись за нотами. Сразу бери темп, играй с энергией, на форте.

   Зря я это сказала. Ричард набрасывается на инструмент как питбуль на соседского кота и заводит безостановочное форте. Этот человек принципиально не любит играть тихо.

Я: Стоп! На повторе темы - пиано, а потом вообще пианиссимо! Тише, деликатнее!

Ричард: Что? Вас не слышно!

Я: (повышая голос) Пианиссимо, понизь звук!

   Ричард надувает щеки, приподнимает плечи и пытается изобразить максимально тихий звук в своём понимании.

Я: Еще тише!

Ричард: Тише не получается.

Я: ну хорошо, помоги себе левой педалью.

Ричард: У меня ее нет. У меня электронная клавиатура.

Я: (по-русски) Осподибожемой. (По-английски) Я забыла, прости. Продолжай, готовь кульминацию. Пассажи точнее! Держи темп! Еще, ещё...

   Хлюп! В самый патетический момент связь прерывается. Набираю, слушаю тягучие завывания скайпа. Нет ответа. Через пять минут перезванивает Ричард и сообщает, что у мамы сел телефон, теперь он подсоединился через папин айпад, но только никак не может пристроить его у инструмента...

   На помощь приходит папа; мужики, сопя, водружают девайс куда-то высоко, потом куда-то низко. Потом папа героически вызывается держать айпад на протяжении всего урока, но тут же роняет его, и я вижу сначала потолок со спот-лампочками, а потом сконфуженное лицо папы на фоне висящей на стене фотографии папы и мамы в свадебных нарядах. Наконец проблема решена, и Ричард снова садится за инструмент.

Я: Готов? Играй Ноктюрн. Больше эмоций, пожалуйста. Выразительнее.

  Ричард кладёт руки на клавиши и ударяет по ним так, что я подпрыгиваю на стуле.

Я: Что ты делаешь! Это же ноктюрн! Представь себе тихую летнюю ночь и море с лунной дорожкой.

Ричард: (продолжая играть) Что? Я вас не слышу!

Я: (кричу) Тише! Плавнее! Легато!

Ричард: Сейчас, вот только эти аккорды доиграю...

Я: Это не аккорды, а арпеджиато, что ж ты колотишь по ним...

Ричард: (недоуменно) А? Я все ноты правильно сыграл.

Я:  Мы ведь с тобой прорабатывали: звуки играются не вместе, а по очереди, начиная с нижней, как на арфе. Слышал, как играет арфа?

Ричард: Нет.  Арфа это что?

Я: (по-русски) Конь в пальто. (По-английски) Ладно, проехали. Слушай, показываю - вот так, блям...

Ричард: Я тоже так играю. Вы все ноты вместе сыграли.

Я: Не вместе, а по отдельности, только очень быстро.

Ричард: У меня слышно вместе. Папа, твой айпад тоже садится!

Я:  Живо, сыграй менуэт, пока он не сел. Хорошо, молодец... стоп! Я же говорила, там не трель, а группетто!

Ричард: Вы так сказали. Четыре ноты подряд.

Я:  Да,  но не в этой последовательности, вот смотри. (Держу телефон в руке, приближаю к клавиатуре). Начинаем со ступеньки выше, потом вниз...

Ричард: Мне не видно.

Я: (наливаясь гневом) Тогда слушай! Та-ра-ра-ра....

Ричард: Мне не слышно. Айпад садится.

Я: Хорошо, заканчиваем. В следующий раз проверю гаммы. Чтобы все пальцы были правильными!

Ричард: я забыл, как играть доминантсептаккорд.

Я: А ноты на что?!

Ричард: Мне понятно только когда вы показываете, а по нотам непонятно.

Я: (по-русски) матерь божья, экзамен на носу, а он...

Хлюп! Отсоединение. Встаю из-за инструмента взмыленная как цирковая лошадь.

.....
Вот так и живем на карантине.

Не хочу доживать до светлого онлайн будущего!