Когда был Ленин маленький...

Зинаида Новикова
Увидев на календаре «22 апреля», я неожиданно вспомнила эпизод из детства.
 
Кажется, это было в четвертом классе, в 1960-е годы. В кинотеатре рядом со школой демонстрировался фильм «Золушка». Я его уже посмотрела и, придя в класс, рассказала о чуде:

– В этом фильме есть Ленин, когда он был маленьким!

Никто не мог переубедить меня, пытаясь доказать, что это невозможно, что в кино – артисты.

– Нет, там настоящий Ленин, когда он был маленьким, – вот увидите! – настаивала я на своем.

– Так тогда вообще фильмов еще не было!

Этот довод меня тоже ничуть не смутил. Я знала точно – там мог быть только Володя Ульянов!

Школьников повели в кино, и они при этом были заинтересованы еще и прочесть фамилии в титрах. 

А я имела в виду мальчика-пажа с его «Я не волшебник, я только учусь!», с его удивительной чистотой и добротой, обладающего качествами, внушенными нам с малых лет как характеризующие маленького Володю Ульянова: отличник, скромный, с кудрявой головой… Вот и появилась у меня мысль о том, что потом он всё-таки выучился на волшебника и, став взрослым, изменил мир, подарил нам счастливое детство.

Ленин для нас был идеалом, богом. Самое главное – он был реальным, существовавшим на самом деле, в отличие от изображённого на иконе в доме у бабушки. Мы стремились стать такими же отличниками, как Володя Ульянов, честными и добрыми людьми, чтобы суметь, как Ленин, изменить мир, сделать жизнь людей лучше.

Каждому поколению нужен свой идеал. Во времена малограмотных и слабых людей идеалом для них мог служить некто, просто призывающий к правильному образу жизни, излечивающий всех подряд от неизлечимых болезней и сам воскресший из мертвых и тем самым подаривший надежду на вечную райскую жизнь и другим,  безукоризненно исполняющим все его указания. Но когда люди стали образованнее и сильнее, им уже в качестве идеала требуется не сказочный персонаж со сказочными наградами за хорошее поведение, а кто-то, реально существовавший и реально сумевший сделать счастливыми людей. Ну а то, что счастливыми сделались не все и не навечно, так ведь и рай из сказки не для всех и никто не знает, навечно ли. Даже сам рай может удовлетворить не всех. Рай – это не наслаждения, а прежде всего любимые люди, и если хоть кого-то из них по какой-то причине не окажется там рядом, то это уже не рай. Вот и жить, воскреснув в новом воплощении, не захочешь без тех, кого любил. Мы просто пока не способны понять того, что будет с нами за гранью бытия, в силу своего несовершенства, но то, что будет, наверное, все же зависит от каждого нашего поступка.