Первый матч

Щавелев Иван
     Если уж подходить совсем формально, то моим самым первым футбольным матчем было не абы какое противостояние а-ля кислосвищенский «Строитель» против новохопёрского «Хопёра», а даже целый матч сборных. Правда, в рамках Всемирных Юношеских Игр 1998 года. Это то самое соревнование, ставшее прообразом нынешних Юношеских Олимпийских Игр, и первый крупный международный спортивный форум, который доверили нашей стране после распада СССР.  Медальный зачёт за явным преимуществом выиграла наша сборная. Так же впервые заявили о себе Елена Исинбаева, Алина Кабаева, Юрий Борзаковский. Наша широкая футбольная общественность узнала о Вениамине Мандрыкине, Руслане Пименове.
     Но мне увидеть наших кудесников мяча, которые, между прочим, взяли золотые медали, в финале одолев турков со счётом 1:0, не довелось. 12 июля 1998 года наша семья на трибунах Спортгородка «Лужников» стала свидетелем, надо полагать, увлекательного матча, в котором сошлись футболисты сборных команд Латвии и Чили. К чему была сказана фраза «надо полагать»? А всё дело в том, что я практически ничего не помню об этой встрече! Единственное, что хоть как-то отложилось в голове, так это разгромная победа южноамериканцев над прибалтийской дружиной. Долгие годы мне казалось, что счёт был совсем уж дикий, что-то вроде, 8:0, однако, не без труда отыскав результаты футбольного турнира Всемирных Юношеских Игр, выяснилось, что чилийцы обошлись со своими соперниками скромнее, а те даже смогли забить один гол. Но всё равно финальный счёт оказался внушительным, 1:6 не в пользу юных латышей.
     Нет, если уж к этому вопросу подходить совсем серьёзно, если за точку отчёта брать матч, антураж которого я всё-таки смогу вспомнить самостоятельно, то даже и здесь получится очень интересно и нетривиально! Ибо эта встреча состоялась не в моей родной Москве, а на берегу Чёрного моря, а, если ещё точнее, то в городе-курорте Анапа в конце июля 2001 года.
     Прошло уже почти девятнадцать лет, а я до сих пор хорошо помню анапский стадион «Спартак»! Расположен он не так далеко от моря, от Центрального пляжа, как раз рядом с парком 30 лет Победы, аттракционами…. Наверное, ещё и поэтому на его небольших и пологих трибунах собиралось так много иногородних любителей футбола, да, и просто случайных посетителей. Неподалёку от касс на огромном фанерном листе были от руки разлинованные и заполненные таблицы-шахматки Второй лиги зоны «Юг», а также чемпионата Краснодарского края. Рядом с ней, в тени деревьев уже даже не помню каких пород, на лавочках, собирались и обсуждали футбол, тогда ещё многочисленные, старые болельщики. Теперь я их называю патриархами футбола! Ибо эти старички, кажется, знают всё: кто и где играл, забивал, тренировал, а в те годы они ещё и были неплохо подкованы тактически. И нередко эти свои знания они преобразовывали в своевременный и краткий подсказ с трибун стадиона. И выражали они свои мысли так ёмко и верно, что казалось, будто каждый из них может возглавить и привести к победе любую команду мастеров.
     Я не назову точный день календаря, но прекрасно помню цену билета (пять рублей) и сам билет, практически ничем не отличавшийся от трамвайного квитка. Как жаль, что жажда футбольного коллекционирования появилась в моей жизни намного позднее описываемых событий!
     И именно поэтому я не могу точно установить, в рамках какого турнира проходил тот матч.  Изучение таблицы Высшей лиги чемпионата Краснодарского края не дало мне ответа. В тот год там не выступала команда непосредственно из Анапы. Была, правда, команда «Алекс» из села Витязево, которая теоретически могла играть на стадионе «Спартак», хотя в их населённом пункте имеется стадион «Антей» (не знаю, каким он был в 2001 году и был ли вообще). Но вот соперник… я доподлинно помню, что это была команда из Геленджика. В Высшей лиге краевого первенства они в тот год не играли. Значит, Кубок края? Изучая таблицы чемпионатов, в 99 году, за два года до описываемых событий, можно увидеть геленджикскую команду с совершенно чудесным и необычным именем «Автоснаб». Команда заняла последнее, девятнадцатое место, за тридцать шесть матчей набрала всего три(!!!) очка, забила семнадцать раз и пропустила целых сто пятьдесят три мяча(!!!).
     Узрев этот чудесный коллектив и присовокупив эти статистические знания к своим детским воспоминаниям, я понял, что это могли быть те самые ребята!
     Начнём с того, что именно на трибунах анапского стадиона и именно благодаря громогласному вратарю геленджичан, я узнал и впервые услышал великий и могучий русский матерный язык. Он матерился и кричал всё время, не переставая. Матерился так громко и зычно, что, наверное, его было слышно даже на городском пляже.
     Не отставал от своего голкипера и главный тренер геленджикской команды, черноволосый с залысинами и полноватый физрук в майке-алкоголичке, растянутых шортах и шлёпанцах на босу ногу. И ведь было за что их костерить на чём свет стоит! За первый тайм они пропустили то ли три, то ли четыре гола.
     Прозвучал свисток, команды отправились на перерыв. Анапские футболисты вместе с тренерским штабом убежали в раздевалку. Не знаю, что помешало геленджичанам поступить точно так же. Вполне вероятно, что стадион имел только одну, хозяйскую раздевалку, поэтому гостям пришлось довольствоваться отдыхом за воротами.
     Всё-таки уровень команды и тренера был немного пониже, чем у Юргена Клоппа и его «Ливерпуля». Ибо каких-либо тактических указаний и полезных наблюдений из уст тренера мне услышать не довелось, а вот пассажи вроде: «Вы что сюда приехали воду газированную бесплатно пить!», дополненные нецензурной бранью, над чашей стадиона разлетались непрестанно.
     Где-то минут за пять до начала второго тайма тренер гостей пошёл на трибуну. Как оказалось, в двух рядах от нас сидели никто иные, как запасные геленджичан. Между ними и тренером состоялся такой вот замечательный диалог:
  - Так, Иванов, сейчас выйдешь в защиту вместо Петрова!
  - Сан Саныч, так у меня бутс нету!
  - Возьми у Сидорова!
     И Сидоров натурально начинает снимать бутсы! Весь второй тайм он просидел в гетрах. Благо матч проходил на черноморском побережье…
     Но ни ловкие замены, ни мотивационные речи, которым мог бы позавидовать сам Зинеддин Зидан, не смогли изменить ход неудачно складывавшегося матча, во втором тайме гости получили ещё мяча два. Но хоть газировку бесплатную попили…
     По окончанию матча настроение у диктора стадиона было отменным, он рассыпался в поздравлениях и приглашал любителей футбола на следующий домашний матч, который должен был состояться на этом же самом поле пятого августа. И то ли при выключении микрофон издавал такой странный звук, то ли от нахлынувших чувств диктор больше не мог себя сдерживать и решил сразу накатить пятьдесят грамм за победу, но этот радостный и воодушевляющий спич закончился ещё более громким и протяжным, чем матерщина геленджикского вратаря, звуком «вжииик»!
     В начале нулевых Вторая Лига была довольно-таки интереснейшим турниром. А зона «Юг», в которой в тот год выступал анапский «Спартак», была крепким соревнованием, в котором рубилось целых двадцать команд. Ростовский «СКА», ставропольское и махачкалинское «Динамо», сочинская «Жемчужина»,  грозненский, тогда ещё, «Терек», занявший в тот год всего-навсего пятое место…. В тот же год был поставлен и до сих пор не побит (да, и вряд ли когда-нибудь будет побит) антирекорд российских и союзных профессиональных первенств: «Локомотив-Тайм» из Минеральных Вод  в гостях проиграл «Краснодару-2000» со счётом 16:1!!! Нападающий Краснодара Игорь Киселёв забил разом десять мячей, а к концу чемпионата стал лучшим бомбардиром третьего по силе профессионального дивизиона с сорока семью мячами! Больше него с тех самых пор во Второй Лиге не забивал никто.
     В общем, футбол был нескучным, память и привычка с советских времён никуда не делись, и народ активно ходил на стадионы, болел за свои команды. Да, посещаемость наверняка завышена и совершенно точно округлена до полутора тысяч человек, но тысяча, чуть больше тысячи человек в тот вечер однозначно были на трибунах стадиона.
     Хозяевам противостояла команда с совершенно необычным не только для детского, но и для взрослого уха названием «Кавказкабель» из города Прохладный, что в Кабардино-Балкарии. И надо сказать, что в тот вечер коллектив из кавказской республики без поддержки не остался. Рядом с нами сидели несколько аксакалов неопределённого возраста, снисходительно смотревших на меня и брата, отчаянно болевших и рвавших глотки за анапский «Спартак»!
     Кстати, билеты на эту встречу стоили значительно дороже, нежели на баталии краевого первенства… за заветные квиточки пришлось отдать уже целых десять рублей! В том же городском парке за эти же деньги можно было прокатиться на многих крутых горках и аттракционах (самые страшные стоили двадцать, а то и тридцать рублей!).
     Игра у хозяев не пошла сразу, гол был пропущен уже на девятой минуте. И ни замены, ни пламенная поддержка своих болельщиков не могли изменить ход неудачно складывавшегося матча. Гости из Прохладного забили второй гол за пятнадцать минут до конца матча и спокойно довели дело до победы без лишней нервотрёпки. В общем, в тот вечер у диктора не было поводов для радости и тот залихватский «вжииик» услышать больше не довелось…
     Именно так футбол окончательно и бесповоротно появился в моей жизни. И с тех пор, если я слышу, что какого-нибудь тренера Премьер-Лиги называют физруком, то первым делом обязательно в голове всплывает образ того несчастного малого из Геленджика и его подопечные, без бутс и пропускающие полторы сотни мячей за чемпионат!