Прыжок в высоту

Кира Котова
- Я буду считать тебя настоящим мужчиной, только если ты совершишь прыжок в высоту. - Так однажды сказал мне отец. - А до этого времени можешь не обращаться ко мне.
Эти два предложения я воспринял всерьез. Отца я любил, он был очень хорошим советником в важных ситуациях, а так же хорошим родителем - иногда рассказывал о своей молодости, о трудностях, с которыми сталкивался, и как их преодолевал. Мне очень нравилось его слушать.
Тренировки я решил начать завтра, а сегодняшний вечер уделить поиску секций по прыжкам в высоту или тренеров, обучающих этому.
К ночи стало ясно, что за все нужно платить, и платить деньги немалые. "Утро вечера мудренее, - подумал я, - завтра спрошу у нашего тренера, обучает ли он прыжкам". С этой мыслью я уснул, а когда проснулся, был полон решимости и готовности. Быстро собравшись и наскоро перекусив, я помчался в школу, надеясь застать тренера в спортзале, и не ошибся - он действительно был в спортзале.
- Пётр? - он был удивлен. - Чем могу помочь?
- Андрей Юрьевич, вы обучаете прыжкам в высоту?
- Прыжки? - он с сомнением почесал затылок. - Не знаю, не практиковал. Ты хочешь научиться высоко прыгать?
- Да! - я вложил в это слово как можно больше энтузиазма.
- Подожди немного. - Он удалился в кладовку и вернулся с баскетбольным мячом. - У тебя хуже всего получается закидывать мяч в сетку, попробуй с разбегу прыгнуть так, чтобы мяч оказался на одном уровне с сеткой, а потом закинь его. - Я с сомнением посмотрел на сетку, которая находилась очень высоко. Ну что мне оставалось делать? Я стянул с себя толстовку, оставшись в футболке и взял мяч. Тяжелый! Я ударил его о пол и подхватил. Потом еще раз. Попробовал одной рукой и тут же выронил.
- Для начала тебе стоит научиться бежать и бить в мяч. Желательно одной рукой. - Тренер забрал у меня мяч и пробежал круг, заложив одну руку за спину. Я внимательно следил за мячом и не понимал, как он не ударяется о ноги, как тренеру удается так сворачивать, при этом не смотря на мяч. Совсем не понимал. Когда Андрей Юрьевич вернул мне мяч, он сказал:
- Давай. Два круга, потом разминаемся, и ты свободен.
С горем пополам я пробежал эти несчастные два круга, то и дело несколько раз пропуская мяч и переходя на шаг. Тренер покачал головой.
- После уроков свободен?
Мы начали разминку с вращения кистей рук.
- Есть свободные полчаса.
- Отлично. - Теперь мы вращали предплечья. - Подойдешь после уроков.
 
Андрей Юрьевич показал мне дорогу к специальному зданию, где проводились соревнования. На следующий день и дальше мы занимались уже там.. На то, чтобы научиться бить мяч одной рукой, у меня ушло полторы недели. Потом Андрей Юрьевич учил меня бить мяч, смотря только вперед. Сначала я делал это шагом, потом приступил к бегу. Бежать, не смотреть вниз и одновременно бить мяч оказалось для меня очень сложным упражнением - я никак не мог перестать держать мяч подальше от ног,  а от стараний ударять на мяч так, чтобы он подскакивал с нужной мне высотой, что оказалось особенно сложным - нужно было не сгибаться, использовать всю руку, а не только кисть, руки и спина начали болеть. Но ничего. Дома я делал дополнительную разминку, одновременно занимаясь уроками, которые мне задавали в школе. Я выработал свой строгий режим, и свободное время уделял тренировкам или дополнительным разминкам. Спустя месяц я уже мог сделать с десяток отжиманий и приседаний в минуту, научился держать мяч на расстоянии и бежать, и теперь приступил к бросанию мяча в сетку. Я должен был прыгнуть и буквально положить мяч в сетку. Нужно было подпрыгнуть и закинуть мяч. Два месяца ушло на отточение этой техники. Сегодня, когда тренер сообщил, что занятие закончилось, я лег на пол и восстанавливал дыхание. Футболка прилипла к телу, волосы взмокли.
- Пётр, встань. - Я  со тихим стоном поднялся.  - Ты примешь участие в игре в баскетбол. Покажешь на практике, чего добился. Если три раза твоя команда одержит победу, мы приступим к перепрыгиванию препятствий и скоро завершим заниматься.
Я был очень рад. Тренер протянул мне бутылку воды и ушел. Как Андрей Юрьевич и обещал, вскоре я принял участие в игре. Сначала было тяжело - нужно было увиливать от соперников,бросать мяч союзникам и одновременно не допускать приближения к своей сетке. Я уже думал, что моя команда проиграет, как вдруг мяч оказался у меня. Я увидел, что сетка была недалеко от меня, и решил закинуть мяч самостоятельно. Я наконец приблизился к сетке и, прыгнув, закинул мяч в сетку. Раздался рев моих союзников, и мы радостно обнялись.
 
Следующие две тренировки прошли прекрасно, но белая полоса иногда заканчивается.
Сегодня я проснулся позже обычного и опаздывал на тренировку. Увидев на пути заснеженную горку, я решил сократить путь с ее помощью, но только я на нее ступил, как полетел вниз и врезался в дерево. Удар оглушил меня, и с минуту я сидел на снегу, ничего не понимая. В следующий момент я почувствовал боль в руке.Вспомнив, что у меня должна начаться тренировка, я вскочил и побежал в зал. Прибыл я за несколько секунд до начала урока. Когда я снял верхнюю одежду и остался в майке, я увидел, что правая рука покраснела и немного опухла. Андрей Юрьевич отсутствовал. Я стал его ждать. Угораздило же сломать именно ту руку, которую я так усиленно тренировал! Тут в зал вошел тренер с черной дощечкой на руках, в которой что-то писал и заговорил:
- Сегодня будешь тренироваться прыгать через препятствия. Достань, пожалуйста...
- Андрей Юрьевич! - перебил его я. Он оторвался от записывания и взглянул на меня.
- Простите, но сегодня я не смогу заниматься.
- Что случилось? - Я молча показал на руку. Он с минуту осматривал ее, после чего велел отправиться в травмпункт, чтобы мне наложили профессиональную шину. Андрей Юрьевич снял со своей шеи шарф и, обернув его вокруг моей руки, осторожно согнул ее и завязал на шее.
- Иди.
 
В больнице я увидел очередь, которая была довольно... Длинной. Когда подошла моя очередь, я вздохнул с облегчением. Я постучался в дверь и вошел. В кабинете было прохладно. Мужчина, сидящий за столом, сказал мне подождать его, а потом спросил, что меня беспокоит. Я сказал, что сильно ушиб руку. Доктор встал и провел к прибору, чтобы сделать рентген. Снимок показал, что у меня перелом предплечья. Выдав мне заключение, врач сказал, что я должен отказаться от занятий по физкультуре, а потом наложил гипс на руку. Я так много старался не для того, чтобы сломать Придя домой, где меня ждали обеспокоенные родители, я коротко объяснил ситуацию и закрылся в своей комнате. Открыв компьютер, я набрал поисковой строке запрос об упражнениях для прыжков в высоту и нашел вполне устраивающие меня варианты - ритмичная гимнастика приседания с весом, рывки гантели и многое другое. Так как сейчас было довольно светло, решил одеться и пойти на улицу, чтобы выполнить подъемы на носки. Я решил сделать десять повторов упражнения на асфальте, и десять на краю бордюра, а потом приступил к ритмичной гимнастике. Вопреки ожиданиям, упражнение оказалось утомительным. Я решил отдохнуть: прошел два круга вокруг дома.
 
Так прошло несколько месяцев. К сожалению, я пропустил соревнования. Спустя месяц, когда кости срослись, я начал предпринимать попытки прыжков в длину, через препятствия и в высоту. Первое время я часто спотыкался и падал, но со временем научился приземляться с опорой на здоровую руку. Когда рука зажила окончательно, я направился на спортивную площадку проведать тренера, но он был занят. Приходить в другой день я не хотел, поэтому, пока Андрей Юрьевич был в тренерской, я делал отжимания, приседания, немного постоял на планке. К тому времени как я решал, какое упражнение мне попробовать следующим, появился Андрей Юрьевич. Увидев меня, его брови удивленно поползли наверх.
- Добрый день, Пётр, - даже голос не скрыл его сильного удивления. - Что ты здесь делаешь?
- Моя рука зажила, Андрей Юрьевич. Я готов продолжить занятия. 
 
МЫ приступили к подготовке к прыжкам с шестом. Сначала мы делали легкие упражнения, чтобы не травмировать зажившую руку. Постепенно Адрей Юрьевич прибавлял тяжесть нагрузок. Руки уставали сильнее. Несмотря на свой небольшой вес, держать  и не опускать шест оказалось очень непросто. Сначала я бегал и изменял скорость бега. Неделю пробегов с шестом спустя я наконец приступил к важной части.- прыжки с шестом. Для этих тренировок Андрей Юрьевич позвал своего друга, Егора Арнольдовича, тренера по прыжкам в высоту.
- Для начала мы возьмем небольшие высоты. - Егор Арнольдович подошел ко мне и попросил повторить пару упражнений для рук, чтобы их размять, а потом начал мне объяснять, как нужно прыгать с шестом.
- Тебе нужно держать шест крепко, - он помог мне взять шест так, как надо, - пробежишь... Шестьдесят метров. Сейчас тебе покажут, что ты должен делать, а ты запоминай, понял? - Я кивнул. Мужчина выкрикнул чье-то имя, я не разобрал, и появился невысокий парнишка почти одного со мной роста. - Шестьдесят метров. - Сказал ему тренер, и парнишка кивнул. Взяв шест, который он держал в руках, в правильную позицию, он встал перед планкой, отошел на небольшое расстояние и побежал. Бежал парнишка быстро, но не торопясь, ноги расставлял немного шире обычного, а когда до планки осталось совсем немного, упер конец шеста в пол, оттолкнулся и взлетел в воздух. Когда планка оказалась близка, он отпустил шест, и, преодолев ее, приземлился на мат.
- Понял? - голос Егора Арнольдовича вывел меня из состояния задумчивости. Парнишка подошел ко мне и вручил шест. Немного непривычно было держать в руках шест. Егор Арнольдович поправил мое положение рук и кивнул. Я подошел к тому месту, а потом, взяв шест покрепче, устремился вперед. Чуть было не запоздав, я упер шест в пол,а потом оттолкнулся от пола. Шест согнулся, а потом выпрямился, поднимая меня в воздух. Со стороны я видел, когда парнишка отпустил шест - как только планка оказалась близко, но на практике было не очень понятно, когда именно его отпускать, поэтому, когда я почувствовал, как ноги прикоснулись к планке, отпустил шест. Полет оказался не очень удачным - я задел планку, и она едва удержалась на месте, а падение вышло болезненным, и я невольно поморщился. Ко мне подошел Егор Арнольдович.
- Ты должен отпустить шест до того, как ты коснешься планки. - Я устало вздохнул. - Ладно, на сегодня достаточно. Завтра приходи утром как можно раньше.
 
Так начались мои тренировки. Егор Арнольдович не жалел сил и время от времени делал замечания. Несмотря ни на что, я скоро начал справляться, и за это планку поднимали на несколько метров выше. Чем дольше я занимался, тем быстрее приближались новые соревнования. Конечно, мне объяснили, как проходят соревнования, да и я искал информацию в интернете, но все же было немного страшно. Вскоре я преодолел планку, поставленную на четыре метра, за что повысили планку на еще один метр. На тренировки уходил весь день. Чем ближе приближались соревнования, тем сильнее росло мое волнение.
Сегодня - последний день. Четыре метра до сих пор удавалось преодолевать с трудом.  Все чаще нас стал навещать Андрей Юрьевич, его поддержка немного придавала сил. Егор Арнольдович все чаще и чаще кричал на всех, кто попался ему под руку, но особенно он ругал меня.
- Напряги свои ноги, парень! Ну что ты как тряпочная кукла? Можешь ведь напрячься! Сколько раз мне повторять, чтобы ты не опускал шест раньше времени?!
 Я, конечно, привык к моему режиму, но времени на отдых, еду и сон оставалось немного. Во время отдыха я чаще делал какие-нибудь легкие упражнения, хотя мне порой хотелось просто лечь и лежать, не двигаясь, весь день, чего не мог позволить Егор Арнольдович. Несмотря на все это, мне нравилось прыгать, мне нравилось преодолевать планку, и я радовался каждому удавшемуся прыжку.
 Сегодняшний день был особенно нагруженным - атмосфера стала напряженной, тренер был готов вот-вот взорваться, а мы занимались почти не отдыхая. Когда наступил поздний вечер, наш тренер махнул рукой.
- Вы свободны! Завтра быть в назначенное месте вовремя! - все положили шесты в определенное место и пошли в раздевалку.
Дома  меня ждал ужин, приготовленный мамой, но я так устал, что сил на него совсем не осталось. Пробормотав что-то о соревнованиях отцу, который вышел меня встретить, я поплелся в свою комнату и лег на кровать, не раздеваясь. Уснул я сразу же. Утром я вскочил задолго до рассвета, но чувствовал себя не выспавшимся, так как очень волновался. Поспал я только четыре с половиной часа. Я быстро размялся, умылся и схватился было за ручку входной двери, чтобы выйти на улицу, как меня остановил отец.
- Куда ты собрался? - строгим голосом спросил он.
- Тренироваться.  - Отец вздохнул.
- Я хочу с тобой поговорить. - Мы пошли на кухню. - Зачем ты решил заниматься прыжками в высоту?
- Ты же сам хотел, чтобы я совершил прыжок в высоту! - в ответ отец рас смеялся.
- Я вовсе не это имел ввиду! Я хотел, чтобы ты достиг крупных успехов в жизни, но я не ожидал, что ты воспримешь мои слова так буквально!
Я потупил взгляд. Что я мог сказать ему? Я старался, я действительно достиг успехов.
- Отец, ты придешь на соревнования? - Он пожал плечами. Этот неопределенный жест сильно меня расстроил.
- А чего ты достиг?
- Я могу перепрыгнуть планку высотой в четыре с половиной метра.
- Так мало? - я промолчал. - Я был уверен, ты можешь лучше. - Услышав эти слова, на мои глаза на вернулись слезы. Я не хотел, чтобы этого не увидел отец, поэтому молча вышел из кухни, взял куртку и вышел на улицу. Утренний воздух был холодным. Я медленно побрел в сторону здания, где проводят соревнования. Около входа стоял охранник, Виктор Викторович.
- Чего тебе, Петр? - это Виктор, он знаком со мной. Мы иногда разговаривали во время моих редких перерывов. - Не спится?
- Дааа.. Можете меня пропустить? Я хочу немного размяться.
 - Проходи. - Охранник открыл мне входную дверь ключом. - Тебя сейчас никто не побеспокоит. - Я поблагодарил его и зашел внутрь. Я снял верхнюю одежду в раздевалке и прошел в зал. Включил свет, я отыскал планку и свой шест и решил рискнуть. Настроив планку на пять с половиной метров, я крепче сжал шест, встал на исходную позицию и, разбежавшись, упер шест в пол и взмыл в воздух. К сожалению, я не перелетел планку, но сдаваться не собирался и попробовал еще раз. Не получилось. Я попробовал еще раз. Я пробовал снова и снова,  до тех пор, пока не преодолел планку в пятьметров. Как же велика была моя радость, когда я преодолел планку! Я попробовал еще раз. И еще. Снова и снова я преодолевал планку, и снова и снова я я испытывал радость. Я решил рискнуть. До начала соревнований осталось совсем немного, и я повысил планку на половину метров вверх. Покрепче обхватил шест, я устремился вперед.
 
- Петр? - Голос Егора Арнольдовича. - Что ты здесь.. Ты серьезно хочешь преодолеть планку в пять с половиной метров?!
- Да, Егор Арнольдович! - Я улыбался широкой улыбкой на месте приземления и тяжело дышал. Я встал, занял исходную позицию, разбежался, упер шест в пол и взмыл в воздух. Все произошло мгновенно - вот я вижу планку, вот я ее пересекаю и в следующую минуту я уже приземлился на мат.
- Пётр, ты молодец! Через пару месяцев уже сможешь преодолеть шесть метров!
Я ушел в раздевалку, чтобы приготовиться к соревнованиям. Спустя полчаса в раздевалку заглянул Андрей Юрьевич, и увидев сомнение в моих глазах, сказал:
-  Давай, Пётр! Ты справишься, не трусь!
Его слова и вера в меня прибавили мне уверенности, и я вышел в зал. Сейчас готовился Дима, последний, кто был передо мной. Ко мне подошел Егор Арнольдович, чтобы дать последние наставления. Дмитрий преодолел планку длиной в четыре сантиметра со второй попытки, и все судьи засчитали прыжок. Внезапно у меня немного затряслись колени.  Смогу ли я?
Пока я выходил на поле, тренеры кричали мне, что я справлюсь. Их поддержка очень нужна сейчас. Я занял свое место. К планке подошла высокая женщина и перестроила ее на пять метров, после чего с сомнением посмотрела на меня. Волнение не отступало. Пока судьи что-то записывали, я оглядел присутствующих и.... Увидел своего отца. Он что-то кричал  махал рукой, после чего, убедившись, что я его вижу, поднял большой палец вверх. Казалось бы, незначительный жест, но именно поддержка отца придала мне сил. Судьи подали знак, что я могу приступать. Я крепче сжал шест. Я смогу. Я справлюсь.