Урок лжи

Наталья Страхова
 
Мишка мой двоюродный брат. Он жил в небольшом доме на горке вместе с бабушкой, дедушкой и отцом. Мы были с ним одногодки и, сколько я себя помню, всегда дружили. Вот и в тот летний день, я спешила к Мишке домой, но по дороге вдруг увидела  его, идущего мне навстречу. Перед собой он держал что-то, завязанное в большой бабушкин клетчатый платок. Вид у Мишки был необычайно серьёзный. Когда мы повстречались, в платке что-то пискнуло. На мой удивлённый взгляд Мишка деловито ответил, что идёт топить котят в пруду за скотником, так бабушка приказала. Мне стало очень жалко маленьких котят. Я сказала брату, чтобы он немного подождал и бросилась на скотник к маме, где она работала, и стала умолять ее спасти котят. Она не устояла перед моей просьбой и разрешила принести котят на ферму.
Неподалёку был заросший осокой, заброшенный пруд. К нему Мишка и направлялся с несчастными маленькими жертвами сложившихся обстоятельств. Когда я подбежала к пруду с хорошими известиями, котята уже барахтались в грязной воде. Видимо Мишка, лучше меня зная взрослых, не поверил в успех дела. Котята тонуть никак не хотели. Они были ещё совсем слепые, но отчаянно боролись за свои маленькие жизни и, подчиняясь неведомому чутью, с жалким писком гребли лапками к берегу. Мишка стоял и растерянно смотрел на то, что он сотворил. Я же, не раздумывая,  бросилась прямо в пруд, чтобы спасти котят. Мишка поспешил за мной. Мокрые комочки, дрожащие от холода все были успешно выловлены нами и помещены опять в клетчатый бабушкин платок. Сначала малютки пищали, но постепенно успокаивались, согревшись и почувствовав друг друга рядом. Мы понесли их к маме на ферму.
Мама, посмотрев на нас, мокрых и счастливых, на спасённых котят, сказала, что они слишком маленькие и на ферме всё-равно не выживут. Единственный способ им помочь - отнести домой к маме-кошке.  Она посоветовала нам положить котят незаметно назад в корзину в тайне от бабушки, чтобы та не заставила нас опять нести их на погибель к злосчастному пруду.
Кошка Мурка спокойно спала в своей корзине, стоявшей в тёмном углу коридора. Под  её тёплым боком мирно спал  оставленный счастливчик, самый красивый котёнок, по мнению бабушки. Её, к счастью, рядом не было. Мы положили котят в корзину. Кошка начала заботливо вылизывать своих детей. Что было потом? Мы отчаянно врали бабушке, что котята утоплены, не глядя ей в глаза. Когда она обнаружила обман и что за это было Мишке, этого в моей памяти не осталось. Но, думаю, сильно его не ругали. Бабушка очень любила Мишку, как никого из внуков и все ему прощала. Я же, чувствуя себя виноватой, долго боялась встречи с бабушкой и к брату в гости некоторое время не ходила. Котят потом счастливо пристроили в другие дома, и всё закончилось хорошо.
Многие скажут, что нас учили лгать, и это плохо. Другие скажут, что нас учили спасать беззащитные жизни, и это хорошо. Правы и те и другие. Но мне кажется, важнее второе.
Спустя время, анализируя  этот случай, я пыталась понять свою маму. Она, как и многие сельские жители, подчиняясь суровой бытовой необходимости, избавлялась от новорожденных котят. Но тогда, как и во многих других моментах жизни, она не могла переступить через веру ребёнка в справедливость, через Богом данную великую жалость ко всему живому на земле, что живет  в детских душах и куда-то неизбежно исчезает  в зрелом возрасте.