Смысл жизни

Виктор Шулепов
 СМЫСЛ   ЖИЗНИ
      Знакомство в «Прозе.ру»  со статьями в разделах  «Философия», «Публицистика», рецензиями к этим  статьям показывает большой интерес читателей к проблематике человека и общества. Обществоведение - одно из старейших направлений человеческой мысли, но интерес к нему не ослабевает и сегодня. Наряду с большими достижениями в человеческой практике появились и новые теоретические проблемы (например, экология, информационные системы), решение которых затрагивает дальнейшую жизнь общества. Возникают вопросы и к пониманию места человека в современном обществе. Попытаемся это проанализировать через понятие смысл жизни. Смысл жизни присущ каждому человеку, но не всегда принимается как важное. Философия и социология не определяют понятие смысла жизни, видимо, потому, что есть понятие социализация человека, идеологические, политические, экономические, культурные и др. взгляды. Мы рассматриваем смысл жизни в плане, когда человек в зрелом возрасте сам себе может сказать: «Я жизнь прожил не зря».
     Человек в своей повседневной занятости не думает о смысле жизни, как о приоритете.   В работоспособном возрасте содержательность жизни умещается в формулу «дом – работа». В семье, конечно,  место каждого предопределено, имеет название, и человек должен отвечать занимаемому месту. Может быть, понимание своего места в семье  и есть тот самый смысл жизни. В первобытном  обществе, состоящим из нескольких семей, смысл жизни был очевиден. Человек видел стадо животных и понимал, что ему надо беречь своё семейное стадо. Но жизнь усложнялась, и человек всё больше выходил за пределы семьи.
     В отличие от животных человек познаёт окружающий мир, а это требует общения между людьми. Познание мира не самоцель, а инструмент для облегчения жизни. Общение между людьми,  занятых одинаковым делом, позволяет трудиться более производительно, а это уже  даёт стимул к дальнейшему познанию. Так постепенно целесообразность сиюминутности превращается в интерес к процессу жизни. С историческим развитием  общества человек «нагружал» себя проблемами не только своей семьи, но и взаимоотношениями с живущими рядом племенами и народами. Процесс жизни усложнялся и обогащался.
      Человек как член общества должен чувствовать себя кому – то нужным, подчинять   свои интересы интересам других. Абсолютной свободы, независимости не было никогда и не должно быть. Необходимость поступать не только в своих интересах, но в чьих – то ещё формирует направленность, смысл жизни. Сегодня уже невозможно рассматривать человека отдельно от общества, поскольку каждый из нас соприкасается с проявлениями общества «с утра до вечера». Например, наличие или отсутствие воды в кране (не просто ведро воды из колодца) или шум соседской машины во дворе рано утром (не просто кукарекание своего петуха). Поэтому,  восприятие жизни современным человеком обязательно имеет обществен-ную составляющую. Видимо, специфика смысла жизни для отдельного человека есть, потому что каждый проходит  все этапы жизни в реально протекающем времени.
      В Интернете сегодня много разговоров о счастье, рассуждений о религии, о предопределённости поступков человека. Может это и есть содержание смысла жизни? Мы всё же считаем, что смысл жизни конкретного человека имеет более фундаментальный характер, проявляется в повседневных незаметных поступках. Если мать говорит своей дочке: «Купи сыну эту игрушку; сшей из этой материи себе платье; купи тапочки своему мужу», то это проявление смысла жизни матери относительно семьи, продолжающей жить. Это на обыденном уровне. Если в доме случился пожар, и сосед помог спасти детей, престарелого человека, то это воплощение  в реальность воспитанного в человеке чувства продолжения жизни. Если воин закрыл своей грудью амбразуру врага, то это подвиг, совершённый как переход смысла своей жизни в смысл жизни оставшихся товарищей. Смысл жизни свойственен каждому в отдельности человеку и воспитывается в течение всей жизни.
      Человек живёт всего одну жизнь, общество живёт долго, когда несколько поколений людей живут без особо «крутых» поворотов. Общество тоже имеет смысл своего существования. Есть несколько общественно экономических формаций развития общества, но реально существующим остаётся человек, проживающий собственную жизнь. Можно сказать, что общество имеет прожитое содержание своей жизни, в котором каждый человек оставляет строчку или запятую. Смысл жизни конкретного человека уходит вместе с ним, но в содержании жизни общества что – то остаётся.
      Рассмотрим,  как меняется смысл жизни человека с возрастом. В детском возрасте потребности ребёнка в большей степени замыкаются на жизненно – необходимые  потребности,  главные из которых – пища. Сознание ребёнка ограничивается пониманием своего места в семье. Если семья  дружная, где все уважают и любят друг друга, то ребёнок испытывает чувс-тво спокойствия и счастья. Дополнительного смысла жизни ему не нужно. Сегодня в воспита-нии ребёнка все больше оказывает влияние общество за счёт информационных технологий. Родителям приходиться подчиняться этому влиянию.
      Когда ребёнок становится совершеннолетним, получает паспорт, он приобретает      права и обязанности, что требует формирования гражданской позиции, и это требует обретения смысла жизни. Это находит отражение при выборе профессии, работы, общественной деятельности. Проявляется  склонность  к творческой деятельности (живопись, музыка и пр.), что часто и принимается за смысл жизни. Читатель может напомнить, что творческие люди, политические деятели оставляют след в истории общества своим творчеством, и это было их смыслом жизни. Их  выдающееся  роль в жизни общества проявляется и оценивается в процессе жизни конкретного общества. В другом обществе, в другое время такой оценки могло и не быть. Поэтому творческая личность проявляет свои врождённые способности как потребность, не ожидая реакции общества. Смысл жизни человека является более общей оценкой всех способностей человека. Поэтому в полной мере смысл жизни проявляется как необходимость образования семьи.
       Живая природа нашла решение для существования в течение тысячелетий.  Одно поколение сменяет другое, предыдущее поколение даёт начало следующему. В этой непрерывности заложен смысл существования живой природы в каждом её виде (растения, животные и т.д.). Человек, обладая познанием, смысл существования также видит в продолжении своего рода. Ежедневные, сиюминутные заботы и радости порой затемняют эту основную цель. Твёрдое, осознанное понимание приходит с возрастом, когда каждый человек, глядя на своё потомство, начинает находить своё место  в этом непрерывном движении жизни. Таким обра-зом, смысл жизни человека заключается в максимально благоприятном рождении, содержании и воспитании своего потомства. Народная мудрость говорит: «Мужчина должен посадить дерево, построить дом, вырастить сына». Народная мудрость давно определила смысл жизни.
      Человек не может жить вне общества, у которого есть своя история и содержание. Человек, начиная со школы, изучает историю общества, этические нормы (уважение к старшим и т.д), идеологические установки, религиозные догматы. Всё это определяет поведение человека в семье, ближайшем окружении. Если общество живёт по законам индивидуализма, т.е. главное – моё личное положение в обществе, общие интересы остаются в стороне, то и смысл жизни имеет индивидуалистическую окраску. Каждый реализует свой смысл жизни в одиночку. В обществе коллективизма смысл жизни дополняется намерениями взаимопомощи и поддержки. Общество коллективизма  в нравственном плане сильнее, каждый чувствует себя увереннее в завтрашнем дне. Общество коллективизма устойчивее при неурожаях, болезнях и прочих природных катаклизмах.
      Все религиозные учения смысл жизни человека усматривают не в продолжении  рода новыми поколениями, а в уповании на божественную силу, которая продолжит жизнь человека в раю. Такая идеалистическая трактовка жизни  ослабляет человека в его текущей жизни, в борьбе за существование. Религия всегда была далека от реальности, и в этом содержится её сила, привлекательность для людей. Сегодня приверженность к ведущей в обществе религии становится очевидной. Как это объяснить, если учесть, что технически грамотный человек заведомо является  атеистом. На наш взгляд, человек как представитель живой природы устаёт от засилия техники, особенно источников информации, от вынужденного общения с техникой. Человеку необходимо общение с людьми. Человек ищет хотя бы моменты, когда он наедине сам с собой, с живыми людьми. И часто находит это в храме. Смысл жизни в храме, конечно  не найдёшь.
      Замечено, что в технически развитых, благополучных обществах сегодня меньше многодетных семей. Взрослое работоспособное население не отягощает себя семейными трудностями, больше времени уделяет развлечениям. Интересы семьи подменяются  интересами общества. Например, строительство высотных многоквартирных домов обществу выгоднее. Это прямой результат технического прогресса, достигнутый человеком. Смысл жизни в продолжении рода не пропадает, но трудности жизни всё более перекладываются на технику, даже в быту. Нагрузка на психику человека с развитием прогресса увеличивается. С каждым поколением этот крен в сторону техники всё больше. Как это скажется на человеке как представителе живой природы, трудно предвидеть. Большая наука должна углубиться в эту проблему.
      Человечество находится в постоянном развитии в части освоения энергии, использования ископаемых природных ресурсов, что всё больше отдаляет его от живой природы. Смысл жизни человека, конечно, остаётся, но на первый план всё больше выделяется смысл существования общества. Начало 2020 года (пандемия короновируса) со всей очевидностью показало ущербность развития человечества в направлении глобализации, т.е. объединения всего и всюду. Это не вписывается в систему живой природы, развитие которой построено на естественном отборе, на существовании разных, различимых организмов. Человек разумный должен ограничить свои потребности, остаться гуманным по отношению к живой природе, друг другу и тем самым сохранить смысл жизни в появлении новых поколений.

Шулепов В.Г, апрель, 2020г.
г. Калининград, тел. 8-(4012)-91-94-79