Аттестация, оптимизация и не только...

Валентин Дрягин
В жизни каждого человека бывают разные истории, многие из которых забываются. А бывают такие случаи в жизни, которые будоражат память. И появляется желание поделиться этими историями…

Александр Васильевич, одинокий учитель-пенсионер, преподавал русский язык и литературу в сельской школе не один десяток лет. Он по привычке утром встал рано, побрился, умылся и пошёл на кухню. И тут он вспомнил, что ему торопиться не надо. И не потому, что в июне в школе дел немного – ведь дети на каникулах, а потому, что его вчера уволили.  Хотя он был ещё крепкий мужчина, которому чуть за шестьдесят. Он хотел ещё поработать годика два-три и потом уж пойти на заслуженный отдых. И тут на вот тебе - уволили…  Вопреки его желанию. Значит, это кому-то было нужно. Значит, это произошло не случайно. Вспомнились ему мелочные придирки по работе. Вспомнились педсоветы, совещания, собрания в большинстве своём бесполезные, о чём он в учительской неосмотрительно говорил не раз и не два. И кто-то об этом доносил куда надо. Вспомнилась странная позиция директора при подготовке к аттестации. Словно директор не хотела, чтобы Александра Васильевича аттестовали. Вспомнилась и сама аттестация, неудачная и унизительная для пожилого опытного учителя. Комиссия не обсуждала материал аттестации. Возможно, даже и не читала его. Создалось именно такое впечатление. Словно решение было принято заранее. Просто заслушали учителя, посмотрели его презентацию и всё. Всё да не совсем. Когда учитель вышел из кабинета, он услышал смех членов комиссии. Это насторожило его. Он почувствовал неладное. И не ошибся. Возможно, смех был по другому поводу. Но если кому-то смешно после только что принятого постыдного решения, которое вскоре надо будет сообщить учителю, это выглядит совсем не смешно. И вот его пригласили в кабинет, председатель комиссии зачитала какую-то анкету и будничным голосом сообщила, что ему отказано в аттестации.  И он понял, что это не случайно, что всё шло именно к этому.
Ведь он имел до пенсии первую категорию. Его ученики  показали хорошие результаты по ЕГЭ, за что он получил благодарность и подарок от администрации района и начальника управления образования. И вдруг стал не соответствовать даже второй категории. И это уже не сон, а жестокая реальность. Шок. Да, это был для него шок, потому что он понимал всю несправедливость решения аттестационной комиссии.
А на такое решение комиссии, кроме прочего, повлияла и оптимизация школ. В районе в результате оптимизации много школ закрыли; учеников стали возить на автобусах в другие школы,  туда же надо было трудоустроить и учителей. Но в школе, где работал Александр Васильевич, вакансий для учителей не было. Что делать? Да всё просто. Надо уволить учителей-пенсионеров и других неугодных педагогов, что и было сделано. Такая вот оптимизация… В числе уволенных оказался и Александр Васильевич.  Но чтобы придать видимость законности увольнения, ему предложили поработать… в городской школе. Где логика? В сельской школе  работать ему нельзя, а вот в городской – пожалуйста!

  Слово-то какое подобрали - оптимизация! То есть вроде бы в интересах людей, чтобы всем было хорошо, а на деле всё обернулось против учителей, родителей, учеников. Да их никто и не спрашивал.
Неприятные воспоминания долго давали о себе знать. Он иногда проходил мимо школы, вспоминал свою работу, учителей, учеников. Ему даже снились сны о школе, правда, чаще всего неприятные, но чтобы такое…
В общем, Александру Васильевичу однажды приснился странный сон про дырку на брюках, которую он будто бы хотел зашить, но всё откладывал на потом и которая, как ему казалось, никому не заметна. Заметили, и на заключительном педсовете ему одна учительница в резкой форме сделала замечание, перед этим недвусмысленно посмотрев на директора.
- Александр Васильевич, вы взрослый мужчина, почему вы за собой не следите, у вас дырка на брюках.
Александр Васильевич смутился. Он думал, что другим дела нет до этой самой дырки. Тем более что в школе детей не было, учителя одевались по-рабочему, наводя порядок в кабинетах. Все учителя посмотрели на него, глазами искали эту дырку, чем еще больше смутили его. Тем не менее, Александр Васильевич, человек не конфликтный, всё же ответил на замечание.
- Вы бы за собой лучше смотрели, Анна Павловна, за своим внешним видом, а не на дырку в штанах мужчины.
Учителя засмеялись и теперь уже посмотрели на учительницу, которая была неопрятно одета. Учительница покраснела. «А ведь не случайно она заговорила про эту проклятую дырку, - подумал он.- Выслужиться хочет перед директором». Между тем педсовет, долгий, нудный и бесполезный, подошел к концу. Все, облегчённо вздохнув, отправились по своим кабинетам.
Странный сон. Александр Васильевич долго не мог прийти в себя от этого сна. Он снова и снова воспроизводил в памяти увиденное и ещё больше убедился, что эта история с дыркой не что иное, как результат его переживаний и размышлений по поводу аттестации. И память, которая не давала ему покоя уже долгое время. Не только наяву, но даже и во сне.  И вдруг его осенила мысль, что об этом он должен написать: и про сон, и про аттестацию, и про оптимизацию, и ещё про кое-что…
Между тем учительница, пенсионерка  по выслуге лет, которая стала работать вместо Александра Васильевича,  на новом месте чувствовала себя неуверенно. А тут ещё один ученик пригласил Александра Васильевича на урок. Учитель не мог отказать бывшему ученику, договорился с учительницей и пришёл на урок русского языка в девятый класс. Лучше бы не приходил.
Учительница волновалась, ученики не слушались её, а тут ещё завуч совсем некстати пришла в класс в середине урока. Это ещё больше обеспокоило учительницу. В общем, урок не получился. Учительница и сама это поняла, кое-как довела урок до конца,  в перемену пришла в учительскую и расплакалась.
 - Александр Васильевич,  выходите на работу вместо меня, не могу я больше.
Но это же нереально. Просит его учительница, но не завуч и тем более директор.  А сам  он напрашиваться не будет. А то, что учительнице тяжело работать в новой школе, кого это волнует?..  Директору дано указание трудоустроить учительницу, указание она выполнила, а дальше…
Александр Васильевич кое-как её успокоил, а про себя подумал: «Ну, зачем же ты пришла в нашу школу. Ты же знала, что в нашей школе нет вакансий. И, конечно же, знала, что в новой школе будет нелегко. К тому же  тебе скоро будет пятьдесят пять, могла бы досрочно уйти на пенсию по возрасту». А в это время в кабинете директора отчитывали того самого ученика, который пригласил учителя на урок.
- Ты зачем пригласил Александра Васильевича на урок? Ты понял, что из этого получилось? – сразу спросила завуч тоном, не терпящим возражения.
- А что получилось? – ответил вопросом ученик. Он  искренне не понял, зачем его пригласили и о чём с ним хотят поговорить воинственно настроенные педагоги.
- Как что? Учительница плачет, успокоиться не может. Это ты во всём виноват!- решительно включилась в диалог директор.
- Да в чём же я виноват? – удивился ученик.- В том, что я пригласил учителя на урок?- наконец-то он понял, из-за чего отчитывают его руководители школы.
- Да!- вместе ответили возмущённые педагоги.
И так далее в том же духе долго отчитывали они ученика. Без вины виноватого.
Домой Александр Васильевич пошёл в расстроенных чувствах. На пути встретил этого ученика, который и рассказал ему о «воспитательной беседе» в кабинете директора.
  Время сглаживает жизненные неприятности. Душевные переживания уступили место житейским будням. И тому, чем увлекался учитель не год и не два, - литературному творчеству. Размышления и воспоминания побудили его написать о том, что сохранилось в памяти и не давало ему покоя. К тому же остался интересный материал по аттестации. Не пропадать же ему.  И появилось неодолимое желание поделиться этой информацией с другими. А может, и помочь  кому-то в работе своим аттестационным материалом. И, конечно же, проверить истинную ценность этого материала.  Работа началась: творческая, интересная, вдохновенная. И по этому материалу получилась интересная статья, которую Александр Васильевич отправил в авторитетный журнал, без особой надежды, что статью опубликуют. Каково же было его удивление, когда он получил журнал со своей статьёй. Это вдохновило его на дальнейшую работу. Надо ли говорить, с каким чувством писал он вторую статью, третью, стихотворную сценку о словосочетании… И все эти творческие работы были опубликованы в журнале. По тому самому материалу, который аттестационная комиссия посчитала плохим. Но если материал плохой, то почему его опубликовал достойный доверия журнал? А может, районная аттестационная комиссия предвзято оценила этот материал?..
Ещё больше учитель убедился в ценности своего материала, когда получил просьбу от редактора журнала прислать ещё статьи. К сожалению, весь аттестационный материал был уже опубликован в виде статей, другого материала не было, но не прошло вдохновение. И Александр Васильевич написал большую статью о своей учительской работе, и она была опубликована в трёх номерах этого журнала.
Но это ещё не всё. Появилась душевная потребность и даже необходимость сатирически  описать аттестацию. Но как это сделать? Александр Васильевич, творчески увлечённый учитель, умел писать стихи и прозу. Он даже учил этому своих учеников. Их стихи и сказки тоже появлялись на страницах того самого журнала, что и статьи Александра Васильевича. Учитель продолжается в учениках. И в литературном творчестве. А события прошлого и время настоящее вдохновили его написать басню. И словно сами собой родились первые строчки басни «И снова горе от ума»:

Пять рыжих Куриц и Свинья
Как главный спец и всем судья
Аттестовали для властей
Домашний скот и всех зверей…

Затем ещё и ещё. Творческое вдохновение легко создавало строчки и события, появились весьма запоминающиеся  образы членов аттестационной комиссии: глупых рыжих Куриц и наглой упитанной Свиньи. И тех, кого они аттестовали. Это Корова, Коза с Козлом,  Лиса и Барсук. Все, кроме Барсука,  легко прошли аттестацию. Но их аттестовали далеко не за деловые качества. Вот, например, Лиса. Она «им льстила очень мило. И вся комиссия решила: аттестовать! А в честь чего?» Или Корова и Коза с Козлом. Они  были не лучше Лисы и непристойно, зато оригинально впечатлили комиссию. И, тем не менее,  весьма успешно прошли аттестацию. Настала очередь Барсука. И седой умный Барсук, понадеявшийся на справедливую аттестацию, услышал приговор, что он «не аттестован, его учёность не нужна»!  Ему дали понять, что он излишне «умён - и в том его вина». «Для власти умный как чума, ему лишь горе от ума», - делает вывод автор и в качестве морали добавляет:

А судьи кто? Всё те же типы,
Как наши Куры и Свинья.
Но есть у них и прототипы
Среди особого Зверья…

Явный намёк на районную аттестационную комиссию. По этой и другим басням был написан сатирический сценарий, который был опубликован в одном художественном журнале. Самолюбие учителя было удовлетворено. А как восприняли творчество Александра Васильевича те, кому был адресован этот материал и которые, надо полагать, с ним познакомились, можно лишь догадываться. И если этот материал навёл читателей на размышление, то это уже хорошо. Для читателей, для учителей и для автора.