Славяне! Сказ третий

Серж Пьетро
      Перун.
   Перун является богом молнии, грома и покровителем славянских воинов - всех.
Он защитник, заботящийся обо всех.
По воззрениям славян, по весне Перун приходил со своими молниями из туч,
Оплодотворяя землю проливными дождями, выводя тёплое Солнце из-за туч.
Его творческая сила пробуждала природу к жизни, он как бы снова созидал Мир,
Поэтому он и творец, и производитель, Земли и Неба кумир!
   Но при этом Перун является грозным и карающим божеством.
Явление его возбуждает трепет, страх.
По преданию, Перуну посвящен был дуб, откуда добывался живой огонь -
Во всех прошедших  веках!
   Поклонение Перуну в христианскую эпоху перенесено на Илью-пророка.
Именем Перуна произносились торжественные клятвы,
Особенно при заключении важных договоров.
Его изображали в виде немолодого мужчины,
Который всех, не выполнявших договора, карал молниями – мир договоров был суров.
   Согласно летописному древнерусскому описанию дел, свершённых божествами святыми,
Голова его идола была серебряной, усы – золотыми.
   По сведениям иных индоевропейских традиций,
У громовержца ключевое мифологическое значение имела его борода,
Что косвенным образом отразилось в фольклорных формулах,
Которые относятся к «бороде Ильи», которого во время двоеверия заменял Перун всегда.
    Основным оружием громовержца были топор, стрелы да камни,
Которые считались предметами культа у язычников того времени.
   Хоть Перун и относился к холоду, поскольку в первый зимний месяц рождён был матерью,
Однако его пора и деятельные дни начинались лишь 20 июня, а завершались в августе, почти осенью.
В это время славяне активно справляли тризны* в честь убитых в боях воинов -
Собирались на красных горах, курганах - проводить пиры в их честь,
Проводили ратные потехи, мерились между собой силой в бегах, конных скачках, в плавании,
В метании оружия, тяжёлых камней, коих рядом было не счесть.
   Распивали под славянские тосты медовуху, квасы из круговых чаш и старинных  ковшей.
Также в это время проводилось посвящение в воины молодых юношей.
Для этого им предстояло проходить серьёзнейшие испытания, все их с честью пройдя,
Опоясав оружием Рода себя.
   У славян всегда хватало внешних врагов, поэтому регулярно за вольную жизнь велись войны.
Меч со щитом почитались в качестве символа Перуна самого,
Считались своеобразным подарком мужчинам от него,
Славяне поклонялись оружию, боготворив его.
    Однако в смертельные бои ходили не только сильные мужчины,
Сражавшиеся на конях иль на земле крепко стоя.
Частенько среди убиенных враги с удивлением обнаруживали и хрупких женщин на поле боя,
Которые наравне с собственными мужьями сражались с лютым врагом в дни бед.
Покровительствовал женщинам-воинам также златоусый Перун, его всегда славили в дни побед.
   Кроме этого, Перун властвует над природными стихиями
И целыми сферами славянской жизни. Прежде всего, он - бог -
Бог грома, грозы, продолжения жизни исток.
    По весне в грозе наши предки усматривали обновление природы, животворящий источник,
Именно отсюда у Перуна первостепенная роль и жизнеутверждающий, справедливый лик!
Он вооружался топором, палицей, луком с быстрыми стрелами, кого наказывать – знал,
Под стрелами подразумевались молнии, которые он во врагов метко метал.
   Но одним из ключевых знаков Перуна был топор, не щадивший врагов снова и снова.
Перун весьма тесно помимо огня связан с культом камня, воды, живого дерева.
  Его же считают родоначальником огня с небес,
Который, опускаясь на землю, дарует жизнь для родных ему сердец.
Огонь могуч!
По весне он оплодотворяет почву обильными дождями,
Выводит ласковое Солнце из-за туч.
    Усилиями Перуна каждый раз мир рождается снова в начале каждого года.
Молнии у Перуна, по некоторым легендам, были двоякого рода:
Золотые – «живые», пробуждающие плодородие земли, оплодотворяющие
И лилово-синие – разящие, разрушающие.
  Славяне рисовали громовержца в виде мужчины в годах,
Каковыми были все мудрые и сильные славяне сами - 
С серебряной головой, золочёными бородой, усами.
    Иногда в народных легендах Перун представлялся в образе грациозного всадника,
Который скачет по небесам на лихом коне, либо едет быстро на колеснице, аж не видно лика.
А громовые раскаты славяне принимали за грохот от той колесницы, звучавшей часто с рассвета.
Иногда Перуна рисовали в виде разгневанного старого мужчины -
С клубящейся бородой огненно-рыжего цвета.
   Кстати, рыжая борода – непременная черта громовержцев у народов различных нравов.
Рыжебородым считался громовержец Тор у скандинавов.
Доподлинно известно, что у Перуна волосы были не рыжие, не льняные,
А будто туча грозовая - чёрно-серебряные.
Его колесница запряжена крылатыми жеребцами, чёрными, белыми –  противоложного окраса.
Кстати, сорока является птицей, посвященной Перуну, благодаря чёрно-белому окрасу она - леса краса!
    Имя Перун весьма древнее и в современном языке  значит - «разящий».
Но был он и правду жизни дарящий:
Этого Бога славяне считали основателем нравственного закона:
У жены должен быть один муж, у мужа дожна быть одна жена – иное вне закона!
Славяне верили, что, разгуливая по свету, Перун принимал облик быка Тура,
Именно поэтому этого быка и считают животным Перуна.
   Светло-синий ирис является его священным цветком,
А шесть лепестков ириса лилово-голубого цвета – громовым знаком, славянам он был знаком.
   Святилища громовержца всегда устраивали под открытым небом. Их делали в форме цветка.
В святилищах, которых уже удалось раскопать археологам, «лепестков» было обычно восемь,
Их было видно издалека -
Собой эти лепестки представляли ямки, где горели неугасимые священные костры,
Словно источники священного огня.
В середине стояла скульптура Перуна, перед ним – алтарь в виде кольца из камня.
    Перун – бог плодородия, власти,
Грозы, войны, закона, оружия, жита,
Покровитель воинов, боевого искусства, урожая, дождя, податель благ –
Всё в легендах о нём воедино свито.
  Перун - сын Сварога и соперник бога Велеса – своего брата,
Муж Додолы, отец Крышня, Дивы, Ситиврата.
   Деревьями Перуна являются граб, дуб, а птицей – орёл, эта птица у славян высоко чтилась!
В некоторых договорах славян с греками говорилось,
Что порой князья-воители клялились самим Перуном,
И лишь на вторых позициях в договорах был Велес. Невозможно не верить таким рунам!
   Яркой чертой ритуалов, которые связаны с Перуном,
Являлось их соотнесение с дубовыми рощами, дубами, возвышенностями,
На которых в древности ставили статуи громовержца, а также его святилища –
Высшими древнейших родов ценностями.
   По легенде Перун в левой руке держал колчан стрел, в правой – лук.
Его стрелы, которые он лихо пускал, поражали противника, делали пожары у врагов вокруг.
Палица Перуна, как символ карающего орудия Бога, олицетворяет древнейшую власть.
Потом её функции перенеслись на скипетр царя, судейский и жреческий жезлы – более позднюю власть.
    Те, кто верит в покровительство Перуна, верят в свою силу,
У них - сознание справедливого воина,  они готовы ответить на удар более сильным ударом
И упреждающей умной силой - на их грубую силу.
    Умные люди склонны к договорам, сотрудничеству, делают к этому первый шаг,
Предупреждая, что «принцип громовержца» единственно справедливый, если воевать захочет начать враг!
Перун и ныне, возможно, следит за исполнением справедливости из далей Вселенной свысока.
Но почитание умного Огня и мудрого Солнца –
Это почитание мудрейших законов язычества, как символа сохранения справедливости на века!
______
* Тризна - часть языческого погребального обряда у восточных славян, состояла из песен, плясок, пиршества и военных состязаний в честь покойного.