Шепот волны. 38 Татьяна Дума

Татьяна Дума
 38
 
 Меня не покидало удивление. Я слушал Якова и с трудом его скрывал. Он был родным братом моего отца, младшим, но я не находил ничего общего. Внешнее сходство просматривалось, хотя сейчас он был значительно старше моего отца в год гибели. Я помню его молодым. У него был талант – он умел,  и рассказывать и слушать. Делал он все искренне, это вызывало доверие к нему. Яков был совершенно другим. Он был коммуникабельным, но не открытым. Любые воспоминания несут на себе отпечаток восприятия автора, которые зачастую меняют  акценты происходившего. Я помнил об этом. Это не было полным недоверием, но назвать наше общение в те дни легким было нельзя.

 Он это чувствовал и однажды, прервав повествование, неожиданно спросил:
- Миша, ты постоянно что-то обдумываешь. Не лучше ли спросить меня прямо?
- Вы очень разные с отцом. У меня не было брата, мне кажется это странным. У одних родителей такие разные дети.
- Спасибо за вопрос. В этом нет странности. Мы не будем обобщать тему, а поговорим о нас с братом. Миша с раннего детства вызывал большие надежды у родителей, чего нельзя сказать обо мне. Я не был глупее, нет. Возможно, дерзкий поступок брата повлиял и на мою судьбу. Мама считала, что в этом есть ее вина – она недосмотрела и вовремя не приняла меры. Такое повториться с вторым сыном не могло – каждый мой шаг, каждое увлечение, все было под ее контролем. Не подумай, меня не притесняли. Мама серьезно отнеслась к своей задаче. Метод кнута и пряника, слышал о нем?

- Да, что-то припоминаю.
- Меня поощряли за верные поступки, правильно выбранных друзей. Если что-то не совпадало с планами мамы – она находила способы это пресечь.  Я скоро усвоил плюсы ситуации и научился в этом жить не страдая. Мама, насколько я помню, была довольна и собой и мной. Сказать это и об отце не могу. Мы видели его не часто. Он получил назначение на более высокую должность,  она требовала его присутствия в городе. Он перестал приезжать на каждые выходные.
- Чем дед занимался?
- Если обобщить и выделить главное – он с молодости занимался финансами, позже - банковским делом, в разном качестве, естественно.
- С развалом Союза его профессиональные знания пригодились, я верно понимаю?
- Да, но это не так интересно, поверь. После гибели Михаила с женой он совершенно изменился. У нас была к тому времени устойчивая позиция, мы заняли свою нишу. Да, его знания очень пригодились. Но и я, поверь, уже имел определенный опыт.
– Ты оправдал надежды родителей и стал уважаемым человеком, как того хотела мама?

- Я стал обеспеченным  человеком. Только в глазах отца я не видел радости или гордости за меня.  Позже, уже в Швейцарии, он откровенно рассказал мне многое.  Его надежды я оправдал. Большего от меня он и не ожидал. Большего мог достичь только Миша, если бы его не убили те подонки.  Мне было больно это слышать, но я понимал, что в чем-то отец прав. Я вырос маменькиным сынком, за мной всегда стоял отец. Не думаю, что я осмелился бы на поступок брата даже ради большой любви. Кстати, жену мне подобрала мама. И вполне удачно, - он остановился,  я впервые увидел его без маски. В глазах промелькнула тоска, хотя, возможно, я ошибся.

 Я решил его прервать. Мне захотелось немедленно узнать – чем же им так была неугодна моя мама, если из-за нее они отказались от сына.