Метро. Часть 3

Григорий Аванесов
ПЕРВАЯ ОЧЕРЕДЬ (1941-1955), Пилонная станция, Колонная станция, «ВЛАДИМИРСКАЯ», «ПЛОЩАДЬ ВОССТАНИЯ», «ПУШКИНСКАЯ», «ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ», «БАЛТИЙСКАЯ», «НАРВСКАЯ», «КИРОВСКИЙ ЗАВОД», «АВТОВО».

                ПЕРВАЯ ОЧЕРЕДЬ (1941-1955)

Проектом было предусмотрено строительство линии общей протяженностью 16,5 км из двенадцати станций глубокого заложения («Автово», «Кировский завод», «Сад 9 января», «Площадь Стачек», «Балтийский вокзал», «Технологический институт», «Витебский вокзал», «Площадь Нахимсона», «Площадь Восстания», «Кирочная», «Финляндский вокзал») и одной станции мелкого заложения («Бабурин переулок»), за ней предполагалось строительство электродепо. Была идея связать все железнодорожные вокзалы и крупные промышленные предприятия.

Из двенадцати станций в довоенном проекте осталось десять – исчезли станции «Бабурин переулок» и «Сад 9 января» (из-за близости к станции «Нарвская»). Первая очередь включала 8 станций: «Автово», «Кировский завод», «Сталинская» («Нарвская»), «Балтийская», «Технологический институт», «Витебская» («Пушкинская»), «Владимирская» и «Площадь Восстания». Станцию «Владимирская» решено было не сооружать, а оставить под нее задел. Станции «Чернышевская» и «Финляндский вокзал» планировалось построить в составе второй очереди.

Все станции первой очереди кроме станции «Автово» предполагалось построить на большой глубине.  Станции «Площадь Восстания», «Владимирская», «Витебская» («Пушкинская») и «Нарвская» были запроектированы пилонными, а станции «Технологический институт», «Балтийская» и «Кировский завод» - колонными.

                Пилонная станция

Пилонная станция — разновидность станции метрополитена, находящейся на большой глубине. Основная отличительная особенность пилонной станции — взаимная непересекаемость обделок центрального зала и станционных тоннелей. Это самый старый тип станций глубокого заложения. http://proza.ru/2020/04/20/121

                Колонная станция

Колонная станция глубокого заложения — разновидность станции метрополитена, находящейся на большой глубине. Представляет собой центральный и два боковых зала, взаимопересекающиеся разомкнутые кольца обделок которых опираются на общий для каждой пары залов конструктивный элемент — колонну. http://proza.ru/2020/04/20/126

Линия №1 Кировско-Выборгская – красная. Отдельно были объявлены конкурсы на лучшие проекты станций «Пушкинская» и «Владимирская».

                «ВЛАДИМИРСКАЯ»

Станция «Владимирская». Открыта 15 ноября 1955 года. Первоначально станция Владимирская не входила в состав первой очереди, но затем в 1951 году была  добавлена в проект. http://proza.ru/2020/04/20/2171

Тема оформления станции «Владимирская» — «Рост благосостояния советского народа». В эскалаторном зале над балюстрадой стену украшает мозаичное панно «Изобилие». Панно изображает уголок Кузнечного рынка. Сочные плоды, улыбающиеся смуглые к румяные лица, яркие одежды радуют богатством красок.

Белый мрамор облицовки станции «Владимирская», оттененный бронзовой полоской, контрастирует с темным гранитом пола и массивными люстрами, соответствующими общему строгому стилю станции. Светлый, чуть холодноватый уральский мрамор «Коелга».
 http://proza.ru/2018/08/10/588

                «ПЛОЩАДЬ ВОССТАНИЯ»

Станция «Площадь Восстания». Тема оформления – Исторические и революционные события в городе. Облик станции должен был подчеркивать значение Ленинграда как колыбели Октябрьской революции. http://proza.ru/2020/04/20/2290

«Площадь Восстания» — пилонная трёхсводчатая станция. Пилоны станции украшены шестью литыми медальонами с барельефами с изображениями революционных событий, два из которых повторяются. С обеих сторон станции, слева от входа, на втором пилоне находятся барельефы, на которых остались единственные уцелевшие и доступные для всеобщего обозрения изображения Сталина в Санкт-Петербурге.

Цоколь пилонов и путевых стен облицован красным уральским мрамором, высота цоколя — около метра. Своды центрального зала богато украшены лепниной и увенчаны светильниками, образующими световые арки. Боковые залы освещены люстрами, похожими на люстры на станции Новослободской Кольцевой линии в Москве.
 http://proza.ru/2018/08/10/588

                «ПУШКИНСКАЯ»

Станция «Пушкинская». Тема оформления – строительство первой железной дороги в России. Станция располагалась у Витебского вокзала, откуда в сторону города Пушкин была проложена первая России железнодорожная линия, давшая начало развитию этого вида транспорта в стране. В 1949 году в связи с празднованием 150-летия со дня рождения великого поэта, тема оформления была изменена и посвящена А.С. Пушкину. http://proza.ru/2020/04/20/2340

Внутреннее убранство станции «Пушкинской» выдержано в популярных в 50-е – 60-е года XX века традициях помпезности и торжественности. В противоположном эскалатору конце главного зала расположен памятник А.С. Пушкину – «солнца русской поэзии».

Оформление главной части решено в яркой пространственной манере: беломраморные пилоны, гранит пола бордового колера с чёрно – белыми окантовками, хрустальные светильники на чёрных с золотой отделкой основаниях в виде копий и щитов.

Отделка боковых залов поддерживает богатство декора главного зала: светлый мрамор изящных колонн, лепнина и бело – чёрная плитка на станционных стенах, ажур вентиляционных решёток.
 http://proza.ru/2018/08/10/588

                «ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

Станция «Технологический институт». Станция должна была освещать развитие науки и техники, так как была расположена напротив одного их старейших высших технических учебных заведений в стране. http://proza.ru/2020/04/20/2359

Стены, колонны и арки подземного зала станции «ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ» отделаны светлым с нежными прожилками уральским мрамором "Коэлга". Пол выложен полированным черным габбо со вставками из жежелевского гранита.

Над колоннами в центральном зале станции «ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ» - скульптурные бронзовые медальоны с портретами выдающихся русских и советских ученых от Ломоносова до Павлова и Мичурина (24 портрета). Портреты чередуются с венками из латуни.

Свод среднего зала обработан каннелюрами. Вдоль свода протянут декоративный фриз, в котором чередуются «золотые» вентиляционные решетки и лепные факелы, окаймленные бронзой.

Во фриз вмонтированы стеклянные светильники. Источниками света служат хрустальные светильники, венчающие бронзовые факелы, из которых состоит фриз.
 http://proza.ru/2018/08/10/588

                «БАЛТИЙСКАЯ»

Станция «Балтийская». В оформлении станции господствовала морская тематика, расположение Ленинграда на побережье Финского залива Балтийского моря. Станция так же посвящалась Балтийскому военно-морскому флоту, портам Советской Балтики. http://proza.ru/2020/04/21/47

Тип станции «Балтийская»: колонная трёхсводчатая. Проектное название: «Балтийский вокзал». Тема архитектурно-художественное оформления станции: «СССР - великая морская держава».

Оформление станции «Балтийская» менее помпезное чем у других станций первой очереди, основная тема решается преимущественно средствами архитектуры, здесь нет скульптур и минимум декоративных деталей.

Своды станции «Балтийская» опираются на два ряда тяжёлых дорических каннелированных полуколонн, облицованных серо-голубым уфалейским мрамором Нижне-Шелеинского месторождения из Челябинской области. Этим же голубовато-серым камнем с тёмными и светлыми прожилками облицованы и стены станции. Такое сочетание цветов должно напоминать свинцовые воды Балтийского моря.

Завершает художественное оформление центрального зала станции «Балтийская» прямоугольное мозаичное панно «1917 год» с полукруглым завершением, расположенное в торце станции.
 http://proza.ru/2018/03/18/631

Для меня Ленинград стал начинаться с станции Балтийская. Я приезжал на электричке и сразу "нырял" под землю.

                «НАРВСКАЯ»

Станция «Нарвская». Тематика оформления – революционные движения пролетариата исторического района Нарвской заставы. http://proza.ru/2020/04/21/84

Тип станции «Нарвская»: пилонная трёхсводчатая. Проектные названия: «Площадь Стачек», «Нарвские ворота». Бытует распространённое мнение о том, что станцию хотели назвать «Сталинской».

Мнение основано на том, что торец станции «Нарвская» изначально был украшен мозаичным панно с изображением Сталина, демонтированным в 1961 году, и горельефом со Сталиным в наземном вестибюле станции. Официально «Сталинской» станцию никогда не планировали называть. Название «Сталинская» не фигурирует ни в одном из документов станции.

Тема архитектурно-художественного оформления станции «Нарвская» - «Трудовая слава советского народа». На двадцати четырех пилонах помещены сорок восемь барельефов с двенадцатью повторяющимися сюжетами, изображающие советских людей разнообразных профессий.

Пилоны украшены коваными позолоченными вентиляционными решётками. В оформлении интерьеров доминируют два цвета – белый и красный, в сочетании с позолотой они создают торжественное и праздничное впечатление.

Своды пересечены рядами хрустальных дуг-светильников, которые сливаясь в перспективе, создают впечатление сплошной светящейся поверхности. Пол станции «Нарвская» выложен плитами красного Лезниковского гранита Бордюр – красный и серый украинский гранит.
 http://proza.ru/2018/08/10/588

                «КИРОВСКИЙ ЗАВОД»

Станция «Кировский завод». В оформлении этой станции необходимо было отразить развитие и мощь советской тяжелой промышленности. Свое название станция получила благодаря одноименному мощному и важному машиностроительному предприятию. http://proza.ru/2020/04/21/94

Тип станции «Кировский завод»: колонная трёхпролётная. Темой архитектурного оформления станции стало развитие социалистической индустрии. На станции «Кировский завод» впервые в метрополитене применено «люверсное освещение». Люверс представляет собой сквозную решетку.

Вершину каждой колонны со стороны центрального зала станции «Кировский завод» украшает отлитый из алюминия горельефный картуш с индустриальной эмблемой.  32 пары картушей (первая от входа на станцию установлена на краю стены) посвящены четырём основам тяжёлой индустрии:

 Колонны и стены подземной станции облицованы светло-серым с голубыми прожилками кавказским мрамором «Верхняя Сванетия». В верхней части колонны украшены декоративным рельефным фризом. Капители противоположенных колонн соединены по своду лепными дугами, на которых изображены буквы «К», эмблемы Кировского завода, в окружении венков листьев и звезд. Арки и стены центрального и боковых залов завершает декоративный лепной карниз.

В торце станции станции «Кировский завод», в декоративной нише на постаменте из красного украинского гранита установлен бронзовый бюст В.И. Ленина — Вождя Пролетариата. Первоначально, на этом месте планировали установить бюст С.М. Кирова, согласно названию станции и завода.

 К бюсту от эскалаторов через всю длину зала ведет своеобразная «дорожка» из бордового гранита Лезниковского месторождения, чёрно-белая окантовка которой выполнена из светлого уральского мрамора Прохорово-Баландинского месторождения и тёмного карельского гранита Габбро.

Рельефные путевые стены станции «Кировский завод» повторяют силуэты колонн и арок и также облицованы светло-серым мрамором «Верхняя Сванетия». Цоколь путевых стен облицован плитами тёмно-серого уральского мрамора «Каркадино».
 http://proza.ru/2018/08/10/588

                «АВТОВО»

Станция «Автово». Тип станции «Автово»: колонная трёхпролётная мелкого заложения. Тема оформления – прославление защитников Ленинграда в годы войны. Район Автово был передним краем обороны Ленинграда во время Блокады. http://proza.ru/2020/04/20/1967

Станция «Автово» построена в характерном монументальном стиле, являющимся воплощением идеи величия и мощи советского государства. Плоское перекрытие зала поддерживают 46 колонн, из которых только 16 облицованы декоративным стеклом. Остальные колонны облицованы мрамором «Коелга».

Пол станции «Автово» выложен из красного Лезниковского гранита, а также серого и чёрного полированного гранита с Украины, образующих строгий геометрический рисунок. Потолок собран из декоративных кессонов, богато украшенных лепниной.

Главная «изюминка» станции «Автово» — стеклянные колонны, которые впервые решили использовать для колонн перронного зала рельефное прессованное стекло, чем-то напоминающее хрусталь, чтобы станция выглядела как подземный дворец. Путевые стены, облицованные во всю высоту белым мрамором «Коелга».

«Автово» первая станция Петербургского метро получившая себе в имя ойконим (название населённого пункта) местности в которой расположена, причём финского происхождения. От финского «аутто» — «пустынный». Император Александр I после наводнения приказал (в 1824 году) на казённые деньги сделать насыпи высотой 4-5 м, а затем выстроить новую деревню и назвать её «Афтово».

Появление в 1801 году в окрестностях Автова чугунолитейного завода, который был переведён сюда из Кронштадта, к концу XIX века в корне изменило судьбу местности. Центральным стержнем района является Петергофское шоссе (проспект Стачек).

Отделка колонн стеклянными панелями с обратным рельефом на станции «Автово» стала новаторским приемом. Создаётся ощущение что колонны полностью созданы из стекла. Рельефное прессованное стекло напоминало хрусталь, за что станцию даже называли «хрустальным дворцом».

На рельефном стекле особенно выделяются пятиконечные звезды — символ Советского Союза и веточки дуба, олицетворяющие силу государства. Стеклянные детали укреплены на специальном каркасе и обвивают колонну спиральными лентами, разделёнными тонкими жгутиками покрашенных «под золото». Барельефы поддерживают общую милитаристскую тематику оформления станции.

По первоначальному проекту предполагалась отделка всех колонн стеклом, кроме того также предусматривалась и внутренняя подсветка всех колонн. Колонны временно облицевали камнем. После постановления № 1871 ЦК КПСС и СМ СССР от 4 ноября 1955 года «Об устранении архитектурных излишеств в проектировании и строительстве», завершилась эпоха советского монументального классицизма.

Орнаменты вентиляционных решёток украшены лавровыми ветвями, золочёными мечами и другими эмблемами воинской доблести. Торец подземного зала станции украшает яркое, золотистое мозаичное панно из смальты «Родина-мать». Женщина с младенцем на руках символизирует мир, завоеванный в тяжелой борьбе с фашизмом, а сверху развивается лента с надписью «Миру — Мир».

Обращают на себя массивные люстры, добавляющие станции помпезности. Люстры, одна в центральном зале и две над платформами, не сохранились до настоящего времени. В 1970-х по неизвестным причинам они были сняты и якобы утеряны. К огромному сожалению, до настоящего момента люстры дошли не в первоначальном виде. В начале 1970-х годов, нижний ряд плафонов-«стаканов» был демонтирован.

Колонны в аванзале, где расположены турникеты, облицованы уральским мрамором «Коркодино». Освещение зала осуществляется круглыми люстрами в виде дубовых венков, с шестью светильниками. Стены в круглом (кассовом) зале и подходном коридоре облицованы мрамором Прохорово-Баландинского месторождения и цветным мрамором «Газган».

При входе на станцию в подземном кассовом зале пассажиров встречает панно «Защитники Ленинграда», на котором изображены солдат, моряк и рабочий в окружении знамен и ордена Победы. Стены лестничных проходов облицованы красным Нижнетагильским мрамором, ступени — гранитом Лезниковского месторождения.

Светильники-бра освещающие винтовые лестницы. Внутрение стены наземного вестибюля выполнены из искусственного мрамора. Полы покрыты гранитом «Тераццо».

Наземный вестибюль станции напоминает церковь: Восьмиколонный дорический портик, купол, апсида. В советском понимании тех лет первое такое монументальное сооружение и есть храм, посвящённый защитникам Отечества.

В наземном вестибюле напротив входа планировалось создать большой витраж из цветного стекла, посвященный И.В. Сталину (сейчас на его месте пустующее углубление в стене, отделанное тёмным мрамором).

Окружность купола предполагалось опоясать четырежды повторявшаяся надписью: «Слава Великому Сталину — организатору побед над врагами Советской Родины». Но в процессе оформления станции текст надписи изменили: «Доблестным защитникам Ленинграда, в битвах отстоявшим город-герой, слава в веках!».

Купол поддерживают 8 дорических канелированых колонны, по бокам стены украшены пилястрами. По карнизу, опоясывающему основание купола выбита надпись: «Доблестным защитникам Ленинграда, в битвах отстоявшим город-герой, слава в веках!» (в первоначальном варианте «Великому Сталину слава!»).

 Предполагалась, что по обеим сторонам путевых стен будет написано «Слава великому Сталину». В торце по первоначальному проекту должен был быть барельеф со Сталиным. Существует мнение о том, что станцию хотели назвать «Сталинской». Поэтому не жалели денег на украшение.
 http://proza.ru/2018/08/10/588

Первая очередь была примечательна и с архитектурной точки зрения, каждая станция была богато отделана и имела свою тему оформления. Метрополитен был оформлен в стиле Сталинской архитектуры. Это не просто метро – это был памятник народу победителю.

На метро (первой очереди) можно добраться до Московского и Варшавского, Балтийского и Витебского вокзалов. В 1958 году первая линия метрополитена была продлена на север и открылись станции «Чернышевская» и «Площадь Ленина», где расположен Финляндский вокзал.

Мы с братом почти весь день "катались" - подробно изучая каждую станцию метро. Народ ликовал, всем было весело.

БОЛЬШОЕ спасибо руководителю Ленметростроя опытному инженеру Ивану Георгиевичу Зубкову!

Огромное спасибо главному инженеру метростроя Б. М. Гуревичу!

Рецензия на «Метро. Часть 3»

Здравствуйте, Григорий!
На мой взгляд, Автово — одна из самых красивейших станций нашего метро. Жаль, что удалось только часть колонн выполнить в стекле. Но несравнимо большее сожаление вызывает всё, что происходило начиная с 1990-х годов и наблюдается по нынешнюю пору. В угоду добыванию денег любым способом сюда нахраписто влез рекламный бизнес, которого все эти архитектурно-художественные изыски не волнуют ни в какой мере. Теперь имеем мраморные стены, изуродованные многочисленными дырами от креплений рекламных щитов, а в довершение — совершенно не нужные цветные полосы во всю длину платформы. (Впрочем, кое-кому очень даже нужные — как очередной повод заработать копеечку, хоть и на вандализме). Огромные щиты на стенах с названиями станций на двух языках, абсолютно не соответствующие общему стилю, в отличие от тех шестиугольных табличек, которые устанавливались при строительстве.
В порядке вещей стало перекрытие проходов между перронами и центральной частью платформы для размещения там всякого инвентаря.
Да, тогда это были памятники народу-победителю, а потомки не нашли ничего лучшего, как всё, что можно, "монетизировать" (и ещё неизвестно, сколько натурального цветного металла в интерьерах теперь заменено на крашеное дерево).

Большое спасибо за столь интересный материал!

С уважением,

Андрей Девин   13.02.2022

Рецензия на «Метро. Часть 3»

Спасибо за интересную публикацию!
На Нарвской живет моя двоюродная тётушка, пережившая блокаду!
В этом году ей будет 88 лет!

С уважением,

Лана Сиена   06.04.2022

Рецензия на «Метро. Часть 3» (Григорий Аванесов)

Приятно вернуться в прошлое, спасибо.

Стоит вспомнить, что стеклянные колонны станции Автово освещались изнутри лампами. Странно, что этого не воспроизвели при недавних занятиях с ней.

Я с отцом был там в первое воскресенье после общего открытия. Огромное количество народу каталось туда-сюда, часто выходя посмотреть каждую станцию. На платформе Автова усатновили посредине ограничительный канат, так что приходилось подниматься, платить снова 5 коп, получать билетик - пошире трамвайного - и снова спускаться.

Со станцией Пушкинская слегка задержались - то ли ее проезжали поначалу мимо, то ли был прикрыт памятник, это скорее.

Николай Старорусский   31.10.2022