Нептунов угодник

Вячеслав Прытков
                НЕПТУНОВ      УГОДНИК.


«Spe  fretus.»    «Верю  Надежде»    
                Девиз  рода  Крузенштернов



Севастополь. База  Бригады  подводных  лодок  Чёрного  моря  в  далёком  1915  году. Лодки  часто  совершают  походы, выполняя  боевые  задачи  против  немецко – турецкого  флота. С  каждым  выходом  в  море  первого  в  мире  подводного  минного  заградителя  «Краб»  обнаруживаются  новые  конструктивные  недоработки, устраняемые  на  территории  Лазаревского  адмиралтейства  в  Мортоновом   эллинге.
У  старшего  офицера  «Краба» - лейтенанта  Владимира  Валериановича  Крузенштерна  забот  на  берегу  хватает: распоряжения, проверки, наблюдения  за  доводкой  корабля. Короткий  отдых, встречи  с  друзьями  и  снова  в  эллинг, задерживаться  с  ремонтом  не  приходится: командование  торопит.

Недавно  он  встретился  с  бывшим  командиром  «Краба» - лейтенантом  Константином  Григорьевичем  Люби, ведь  ещё  осенью  1914  года, ещё  совсем  недавно, Крузенштерн  был  назначен  на  «Краб»  ему  в  помощники. Зря, конечно, Константин  выступил  со  своим  рапортом – предложением  о  переделке  «Краба»  в  обычную  подводную  лодку, думая, что  это  сократит  срок  готовности  заградителя, предлагая  полностью  убрать  минное  вооружение  корабля, оснастив  его  дополнительными  торпедами. Начальству  это  не  понравилось, и  результат – Люби  убрали  с  «Краба», назначив  командиром  старой  подводной  лодки  «Карп».

Нынешний  начальник  В. Крузенштерна – подводник  с  1907  года – Лев  Константинович  Феншоу, пришедший  на  смену  К. Люби.
Вспомнился  первый  боевой  поход  «Краба»  на  постановку  минного  заграждения  у  Босфора. Связано  это  было  со  вступлением  в  строй  нового  линкора  «Императрица  Мария», для  защиты  его  во  время  перехода  из  Николаева  в  Севастополь  от  быстроходного  немецкого  крейсера  «Гебен», чтобы  преградить  тому  минами  выход  из  Босфора.
«Краб»  ушёл  в  море  25  июня  1915  года в  сопровождении  подводных  лодок  «Морж», «Нерпа»  и  «Тюлень». На  борту  корабля – начальник  Бригады  капитан  1  ранга  В. Клочковский, командир, старший  лейтенант  Л. Феншоу, флагманский  штурман  Бригады, лейтенант  М. Паруцкий, инженер – механик, лейтенант  В. Лукьянов, унтер – офицеры, кондукторы  и  матросы. Задача  не  из  лёгких: скрытно  установить  почти  шесть  десятков  мин  на  протяжении  одной  мили.
Во  время  следования  к  месту  установки  экипажу  пришлось  столкнуться  с  целым  рядом  непредвиденных  неполадок  в  работе  механизмов, которые  приходилось  устранять. При  постановке  мин  вдруг  внезапно  повысилась  сила  тока  главного  устройства  корабля – элеватора, от  чего  могли  перегореть  предохранители цепи, в  результате – остановка  заградителя  и  укладка  мин  прямо  под  корму  лодки, грозящие  гибелью. 
Он  тогда  не  растерялся  и  сразу  отключил  элеватор. Принятые  меры  позволили  продолжить  опасную  работу. «Краб»  возвратился  на  базу, однако, путь  следования  домой  стал  полным  испытанием  для  всего  экипажа: при  продолжительном  движении, даже  переходя  на  электромоторы, керосино-моторы  сильно  нагревались, выделяя  пары  масла  и  керосина. Личный  состав  испытывал  признаки  удушья, спасались  выходом  на  воздух  при  всплытии. Они  выполнили   поставленную  задачу.
Наградой – вручение  ордена  св. Анны  3 – й  степени, а  позже -  Георгиевского  оружия, о  чём  в  приказе  Командующего  флотом  упоминалось: «… за  своевременно  принятые  меры, предотвращающие  опасную  гибель  подводной  лодки  во  время  постановки  минного  заграждения  в  Босфоре».

С  тех  пор  прошло  два  года. В  1917  году  В. Крузенштерн  командует  подводной  лодкой  «Нерпа». С  Константином  Люби  они  встречаются  на  базе  или  в  гостях  друг  у  друга.

«Что, Крузен? (так  обычно  называли  Владимира  соплаватели) Как  служба?» -  обращался  к  нему  К. Люби.

«Знаешь, Костя, если  честно, отдыхаю  от  «Краба»  после  его  сюрпризов, хотя  и  «Нерпа»  бывает,  попадает  в  переделки. Тут  вот  недавно  обнаружили караван  турецких  парусников  и  стали  отрезать  его  от  берега, выскочили  на  мелководье. Вдруг  батарея  открывает  огонь, деваться  некуда, но  турки  на  шхунах  начинают  размахивать, кто  руками, кто  фесками, мол  прекратите. Батарея  замолкает. Немедленно  уходим  от  берега, срочно  погружаемся. Спаслись.»

Это  была  их  последняя  встреча. Вскоре  В. Крузенштерн  ушёл  на  «Нерпе»  в  Николаев  для  ремонта. А  дальше  волна  революционных  событий  разметала  подводников. К. Люби (1888 – 1957)  покинул  Крым, командуя  канонеркой  «Страж», затем  оказался  во  Франции. В. Крузенштерна  занесло  ещё  дальше, в  Тегеран, где  и  закончилась  его  короткая  жизнь.
До  конца  своих  дней  он  верил  в  надежду, что  ещё  наступят  для  его  Родины  светлые  дни, а  в  будущем  русский  подводный  флот  станет  самым  сильнейшим  в  мире.
КРУЗЕН. КРУЗЕНШТЕРН  ВЛАДИМИР  ВАЛЕРИАНОВИЧ (1888 – 1938) – НЕПТУНОВ  УГОДНИК.

Приложения:  Минный  заградитель  «Краб»  -  первый  в  мире  минный  заградитель, построенный  по  проекту  талантливого  изобретателя, техника  путей  сообщения  М. П . Налетова  (1869 – 1938).
                Мортонов  эллинг – сооружение  для  подъёма  на  берег  судов, назван  по  имени  шотландского  инженера  Мортона, построившего  в  1818  году  первый  эллинг  в  Лейте.  Эллинг  -  сооружение  для  постройки  или  ремонта  кораблей.

18  апреля  2020  г.                Вячеслав  Прытков.