Жизнь маленького немецкого города

Валерия Демидова
Жизнь маленького немецкого города в эти дни. Рассказывает Валерия Демидова

 Апрель 19, 2020 сергей барков https://www.idelreal.org/a/30559063.html

Самарская писательница Валерия Демидова сейчас находится на учебе в Германии, в городе Клеве. Она рассказала "Idel.Реалии", как живут в ФРГ во время коронавируса россияне, как немцы борются с вирусом и как пандемия изменила менталитет европейцев.
— Как давно вы приехали из Самары в Германию и что там делаете?
— Перманентный переезд из Самары у меня начался еще в 16 лет: короткие вояжи в Москву, потом в Питер, затем в Грецию, и, наконец, в Германию.
 В августе 2018 года, получив красный диплом бакалавра по лингвистике и переводу с английского и немецкого языков в Самарском международном институте рынка, я поехала во Франкфурт-на-Майне по программе "au pair". Там работала няней с шестилетним мальчиком по имени Тор в немецкой семье. Водила своего воспитанника в детский сад, спортивную секцию, на детскую площадку, готовила еду, читала сказки, а также ухаживала за пожилым котом староанглийской породы по кличке Эрни. За это время успешно сдала языковой экзамен IELTS. Это позволило поступить в университет города Клеве на факультет международных отношений, где занятия проходят на английском языке. Учеба началась 1 октября 2019 года. Университетский город прекрасен: современные корпуса, все компьютеризировано, большая библиотека, отличная студенческая столовая, где великолепный обед стоит около 2 евро. Студенческий билет дает право бесплатного проезда во всех видах транспорта по всей Северной Вестфалии, а также в значительной части  Нидерландов. Лекции по всем предметам выложены в интернете. Преподаватели направляют студентов изучать первоисточники. Каждый выбирает свой список экзаменов, который будет сдавать в зимнюю и летнюю сессии. Экзамены проходят в письменном виде, за списывание выгоняют из университета. Результаты сессии можно узнать лишь через месяц. Удивительно, но никто не объясняет, почему получилась та или иная оценка, и в чем ошибки.
— Живя в Германии, вы успели понять характер немцев? Какие качества немецкой нации проявились во время пандемии коронавируса?
— Характер немцев я поняла еще, поработав au pair. Граждане Германии, на мой взгляд, заформализованы и потерялись в собственных правилах, которые сами же не могут или забывают исполнять. Все должно быть in Ordnung (в порядке), но только не для них, а для нас, приезжих. Это касается, в первую очередь, славян. Отношение к выходцам с Востока и из Африки достаточно снисходительное. Чтобы закрепиться в Германии, лучше всего найти мужа-немца, и тогда все трудности будут решены. Однако, имеется проблема. У славян и германцев разные менталитеты и социокультурные нормы. У немцев трудно найти такие качества, как сопереживание, сочувствие, сострадание, взаимопонимание, т.е. все то, чем богата русская душа. Жители Германии рассыпались по своим уютным комфортабельным домикам и живут психологией бюргеров. Это значит: четко очерченная высокооплачиваемая работа от сих до сих, специализация в конкретной узкой сфере, остальное мало интересует. Надо отметить, что в стране отлажен досуг, качественный отдых, вкусная еда. Восхищают социальные программы по поддержке граждан Германии, особенно молодежи. Они могут взять ипотеку под 1 процент, дешевый кредит на автомобиль, беспроцентную ссуду на время обучения в высшем учебном заведении. Само образование бесплатно. После школы девушки и юноши стремятся поступить в техникумы, потому что там учат конкретной прикладной специальности и платят хорошую стипендию. Такие выпускники не имеют по окончанию обучения проблем с работой. В этой материальной обеспеченности молодежь хочет самовыражаться, многие занимаются творчеством, особенно музыкой. Почти каждый учится играть на гитаре или барабанах, стремится войти в какую-нибудь группу. Удивительно, что много встречается вегетарианцев и зожевцев.
 Молодежь обычно коротает вечера в пабах и музыкальных клубах. Городские районы четко делятся на элитарные, где собираются и живут носители языка, а также места скопления беженцев, выходцев из Азии и Африки. Там криминальный градус резко возрастает. Люди в рваной одежде вымогают деньги, тут же предлагают наркотики, под ногами, порой, валяются уже принявшие дозу. Местные жители брезгливо переступают через неподвижные тела и движутся дальше, делая вид, что ничего не замечают. Турки, арабы, африканцы, индийцы прочно вошли в органику немецких городов. Многие из них живут обособленно, отрицают местную культуру, не работают и существуют на пособия.
Жители в условиях пандемии становятся все более агрессивными по отношению друг к другу. Люди жестко соблюдают дистанцию. Один старик чуть не ударил меня сумкой, когда пробегала мимо, возможно, слишком близко. Немцы разделились на две четко очерченные группы: одни, а таких большинство, выполняют все инструкции точно до каждой точки и запятой; другие делают вид, что ничего не происходит и пытаются жить как всегда. Молодежь стремится уйти гулять на природу: в лес, в поле, к реке.
 — Вы ощутили на себе отношение немецких преподавателей и работодателей из-за коронавируса? Расскажите, вы работаете вне
учебы и сколько вам платят за работу?
— В связи с коронавирусом занятия в университете отменены, а с 20 апреля должно начаться онлайн-обучение. До карантина я трудилась в сосисочной и получала 10 евро в час. В круг моих обязанностей входило: работа на кассе, приготовление пищи, мытье посуды, полов и т.д. Кафе посещало много голландцев и пришлось параллельно осваивать и этот язык. Во время коронавируса в сосисочной остались работать только те, у кого есть немецкое гражданство. Мне пришлось взять неоплачиваемый отпуск на время пандемии. Граждане Германии и Евросоюза имеют право оформить дотацию на время карантина. Мне это как гражданке РФ недоступно. Иностранные студенты, которые снимают жилье, писали коллективную просьбу о компенсации за снимаемое жилье в условиях карантина. Пока ответа от администрации нет.
— Какие меры безопасности из-за коронавируса действуют в вашем городе? В чем они проявляются и отличаются, на ваш взгляд, от российских? Работают ли торговые центры, рестораны, театры, музеи, парки, учебные заведения?
— Коронавирус изменил обычное течение жизни: закрылись все увеселительные заведения, отменены концерты, по улице можно ходить не более, чем по двое. В магазины пускают лишь по одному покупателю. Кафе работают только на вынос. В ресторанах действует система доставки еды. Продуктовые магазины открыты, но с полок исчезли оливки, консервы, вермишель. Возникла проблема с тележками, без которых в магазинах брать продукты нельзя. Порой злосчастных тележек не хватает и возникают суматоха, толкотня и очередь. Сотрудники торговых точек обязаны дезинфицировать ручки тележек, но не всегда успевают это делать и поэтому покупателям самим приходится осуществлять обработку. Дезинфицирующие препараты подорожали и стоят 17 евро за банку.
 Иногда на улице встречаются люди, одетые в полный антивирусный костюм, напоминая тем самым инопланетян или космонавтов. В масках ходят в основном одни китайцы. Их сторонятся, вспоминая про город Ухань, с которого все началось. В целом, маски носить никто не заставляет, все зависит от желания горожан. О том, как происходит карантин в России, смотрим по интернету. Моих знакомых картинки из Москвы просто шокируют. Они не понимают, зачем государство осуществляет такую жесткость, переходящую в жестокость. К чему патрули, штрафы, электронные пропуска. В Германии считают, что надо опираться на самодисциплину, а государство для них друг, который протягивает руку помощи в беде.
— Педантичность, которой славятся немцы, помогает им в борьбе с коронавирусом? Как простые немцы ведут себя во время пандемии, они следят за ситуацией с заболеваемостью в других странах?
— В Германии опущен железный занавес на въезд и выезд во все страны. Город Клеве находится на границе с Нидерландами, где карантин не объявлен. На границе выставлены полицейские посты и проверяется температура у переезжающих из одной страны в другую. Если со стороны Германии выявят неполадки со здоровьем, то посадят на 14 дней жесткого карантина и оштрафуют на сумму до 20 тысяч евро. Как выживут иностранные студенты в этих сложных условиях никого не интересует. Каждый спасается как может. Исходя из всех обстоятельств рекомендуется иметь запас продуктов первой необходимости, а именно: вермишель, крупы, консервы, соки, овощи, мед, орехи, печенье.
 Немецкие средства массовой информации постоянно сообщают, как развивается пандемия по всему миру, но все живут надеждой, что к июню весь этот кошмар закончится, и люди начнут работать в обычном режиме. А пока в Клеве, где 49 тысяч жителей, около 300 заболевших и 6 умерших.
— Какой ваш режим дня во время коронавируса? Вы скучаете по Самаре?
— У меня полностью сбился ритм. Если раньше много работала и училась, то теперь предоставлена сама себе. Могу лечь спать, когда хочу и проснуться во сколько угодно. Спасают от безделья поездки на велосипеде, бег по парку и в поле, а также прогулки по лесу и вдоль реки. Прекрасно уединяться на природе, которая здесь восхитительна: в озерах плавают дикие утки и гуси. В лесной чаще можно встретить оленей, косуль и даже кабанов. В условиях пандемии все чаще вспоминается Самара и родители, по которым скучаю. Окружающая жизнь иногда кажется сном или фантастическим фильмом, в котором я оказалась действующим лицом. Несмотря на неудобства и реальные трудности я все больше чувствую себя гражданином мира, будто лечу в космос и Земля становится маленьким круглым шариком, где не должны существовать границы и межэтнические противоречия. 18 марта отмечала свой день рождения, на который пришли друзья из Албании, Нидерландов, Шри-Ланки, Нигерии и русская девушка Оля, четыре года назад покинувшая Санкт-Петербург. Каждый принес свое национальное блюдо, особенно понравилась жареная шриланкийская курица со специями и овощами. Из русского магазина я принесла водку и сибирские пельмени. Было весело.
 — Германия и Россия, на ваш взгляд, сильно отличаются друг от друга?
— Это две разные исторические эпохи, закрученные в машину времени. В России царит премодерн, а в Германии хозяйничает постмодерн. Наши страны как две разные судьбы, два противоположных духа. Немцы никогда не станут русскими, а русские не превратятся в немцев. В этом и есть прелесть межкультурных коммуникаций, когда социумы познают и в чем-то дополняют друг друга. У каждого народа имеются свои проблемы. В России все время возрождается авторитаризм и самодержавие, делаются попытки возвращения к духовным скрепам средневековья. В Германии целенаправленно активируется чувство вины за нацизм и Вторую мировую войну. Здесь немцы боятся сказать, мол, я люблю свое Отечество, свою Германию. За такие слова сразу записывают в неофашисты. В идеологии доминируют глобализация, мультикультурализм и толерантность, доведенная до абсурда. Во всем нужна золотая середина, а ее нет.
 Мне кажется, что коронавирус, как Третья мировая война, которая изменит все вокруг. Мир должен принять новые морально-нравственные ценности. Общество потребления канет в Лету, как система себя изжившая и дискредитировавшая. На первое место выйдут интеллектуалы, ученые, изобретатели, властители дум цивилизации. В этом направлении пойдут денежные потоки и начнется быстрое развитие ультрасовременной генной медицины. Информационная революция приведет к созданию искусственного интеллекта, который встанет на защиту человечества от жестоких природных вызовов XXI века. В этих условиях особенно странно слушать пропагандистов, вещающих с российских телеканалов об ультразвуковых цирконах, армиях и ракетных комплексах, нацеленных на уничтожение себе подобных. Пандемия показала, что люди — маленькие и слабые. Их надо не убивать, а спасать.
Бойтесь равнодушия — оно убивает.