Остаться человеком в любой ситуации

Владимир Павлов 3
               


     Работал я как-то в одном монтажном предприятии по ремонту лифтов. Нормальная такая работа, особо не перетруждались, но и выполняли порученную работу качественно и в срок. И  вот взяло наше предприятие подряд на монтаж козлового крана в одном из леспромхозов. Работа ответственная и соответственно денежная. Бригаду составили сборную, со всех филиалов набирали. И попал я в эту бригаду в качестве сварщика. Имел я на тот день удостоверение 6-го разряда. Парни подобрались молодые, веселые.
   И привозят нас на буферный склад леспромхоза. Вокруг тайга, снег по пояс и выше. Кочегарка, столовая и огромные штабеля хлыстов.
- А медведи тут есть? – бригадир наш, Саня, задал шутливый вопрос мастеру с нашей службу, который сопровождал нас до места временной дислокации.
- А как же, и медведи и рыси и зайцев завались – так же отшутился мастер.
   Расположились мы в бараке, примыкающем торцом стены к кочегарке и пошли знакомиться с объектом предстоящей работы. Между штабелей хлыстов, над одним из которых уже ходил козловой кран, лежала огромнейшая груда металлопроката, из которой нам предстояло скомплектовать и поднять козловой кран. Невдалеке в разной тональности звенели бензопилы, производя обрезку торцов хлыстов на прибывающих хлыстовозах. Которые после обрезки отправлялись, кто под кран, кто на выбраковку с последующим маршрутом следования на городской Лесопромышленный комплекс.
 -  Тебя, как сварщика сразу предупреждаю, - Иваныч, мастер лифторемонтной службы, сделал мне предупреждение, - Все швы будем проверять через просветку и не дай бог… - пригрозил он.
- Если в течение десяти лет по твоей вине выявится брак и что-нибудь случится, то без разговоров и оправданий пойдешь тоже на 10 лет в какой-нибудь леспромхоз, но только за колючей проволокой.
   Вот так начался наш первый вахтовый таежный день.
   - Где этот пигмей недоделанный! Я его сегодня придушу! - Как то утром взревел, Андрей, спавший у стены.
   - Они, что там очумели,  совсем не топят, - вопил он, кутаясь в овчинный полушубок. А ларчик то просто открывался, вчера леспромхозовским дали получку и как заведено испокон веков на Руси, кочегары перепились и не столько топили печи, сколько изо всех своих ползучих сил поддерживали горение, чтобы самим не замерзнуть и не загасить котлы. В комнатке у нас же шел пар из ртов и спины примерзали к кроватям. Так, что Андрюхино возмущение одобряли все. Впрочем, заглянувший к нам начальник лесоучастка, дал дельный совет:
   - А вы ребята почаще контролируйте наших кочегаров, иногда сами дежурьте в кочегарке, авось и не замерзнете. Совет оказался не таким уж и плохим. В дальнейшем мы так и делали, особенно в день получки или аванса.
   - Мужики, у кого-нибудь зеркальце есть? – Я оглядел бригаду, кутавшуюся в шубы поверх одеял. Мужики смотрели на меня как на полоумного, который сидел перед ведром горячей воды, принесенным из кочегарки. В одной руке у меня была безопасная бритва, в другой помазок.
   - Не, вы глянь те, Володька то наш совсем с ума сошел, бриться надумал, - понеслись из всех углов смешки. – Да кому ты здесь нужен, перед кем красоваться надумал, - изгалялся народ. – Перед медведицами и лисицами, - бригада уже откровенно хохотала, почесывая заросшие небритые щеки.
   -Не, мужики, вы не правы, оправдывался я, - человек должен оставаться человеком в любых обстоятельствах, независимо от того, где он – в тайге или в городе, есть рядом с ним люди или нет. Да и вообще, бреюсь я не для медведей и лис, а чисто для себя. Иначе я сам себя уважать не буду.
     В общем, еще немного похихикали и после завтрака отправились на свой участок.
Но этим происшествие не закончилось. Где-то, через день, кто-то попросил утром у меня лезвие, кто-то помазок. Никто больше не смеялся, все брились.

Познакомился я как то с одним местным, работавшим на приеме лесовозов. У них там перед выездом та трассу стоял вагончик с точковщиками и шлагбаум.
   - Приходи, Володя после работы в мою смену к нам в гости, посидим чайку попьем, анекдоты небось, в общаге надоели? С девчонками познакомишься. К слову сказать, на выпуске лесовозов точковщицами у них работали женщины.
   - Ладно, как-нибудь загляну, пообещал я. И вот в один зимний вечер, сижу я в гостях у приемщиков, пьем чай с домашними булочками и болтаем так просто, ни о чем. Вдруг, Люда, приемщица мне и говорит:
   - Вот, что вы мужики за люди, за водку поганую душу готовы отдать, как шлея под хвост попадет, так пьете и пьете, никак напиться не можете.
   - Помилуйте барышня, - я изумленно уставился на нее, - да где же здесь водку то найти? Вокруг тайга, до ближайшего населенного пункта никак не меньше 100 километров, а медведи ей вроде бы не торгуют.
   - А, - Люда отмахнулась, - Свинья грязи всегда и везде найдет. – Ну, как сказать, как сказать, - усмехнулся я в ответ. Посмеялись еще немного,  и отправился я отсыпаться перед трудовым днем.
   Незадолго до этого поселили в наш барак, в соседнюю комнату углежогов. Парни, недалеко от лесоучастка жгли на уголь оставшиеся после обрезки березовые чурки. Ходили с черными, закопченными лицами, ну что тут скажешь, одно слово – углежоги. Начальник у них был такой бравый мужичок, ездил на Лэнд-Крузере. Приезжал постоянно раз в неделю, привозил продукты, да и что попросят. В этот раз, похоже, попросили они водки. Ну, он, как я позже узнал и привез своим углежогам 2 ящика.
   Захожу я в барак, а навстречу мне в стельку пьян, Шурик-углежог.
   - Вовчик, привет! – И лезет обниматься, - пойдем выпьем. И тут меня, что-то осенило.
   - Шурик, пить я не хочу, а вот если бутылку подаришь, то премного благодарен буду.
   - Какой вопрос, - Шурик, шатаясь, зашел в свою комнату и вынес мне целую бутылку водки.
   - Для друга мне ничего не жалко.-  Отвязавшись от «друга», взяв бутылку, я отправился обратно на приемку.
  - Здравствуйте еще раз,-  я, глядя прямо на Люду, достал из кармана бутылку водки,- Вы, леди, прямо провидица, свинья грязи нашла, - и, смеясь, добавил, - даже в тайге и зимой.
Весь вагончик затрясся от смеха, хохотали даже шофера оформлявшие документы.

   Кран мы поставили и разлетелись кто куда. И где бы ни носила меня после этой вахты судьба, в каких бы переделках не оказывался, но всегда утром, если позволяли обстоятельства, я обязательно брился. Потому что, уважая в первую очередь себя, ты уважаешь окружающих и окружающий тебя мир.