2-Вечные бабушки Золотой Орды

Эмиль Гузаиров
Вечером следующего дня старик Бурьян слез с печи и важно уселся во главе стола. Он взял свою большую кружку, бросил пригоршню сухих листьев и налил кипяток из самовара. Затем он накрыл кружку глиняным блюдцем и поднял вверх палец.
- Это было, когда я проживал десятое лето своей жизни, - прохрипел дед, - тогда мы тоже любили в лес ходить, только не в тот, о котором рассказала ты, внучка, а другой, под названием Ордынский лес. Считалось, что там до сих пор живут две очень древние бабки Бигума и Бумая. О них ходили легенды и истории страшные, но в реальности никто их не видел.
Надо сказать, что это голодные годы были. Череда нескончаемых войн привела страну на грань разрухи, а село наше повергла в состояние нищеты. А семья у нас большая была: пять братьев, три сестры, отец, матушка, да старики. Иногда кушать было совсем нечего и все питались, чем придется. Родители тяжело работали в поле у помещика, хотя дела у того тоже были не ахти. Братья старшие подрабатывали в городе, а дети помладше кормились в лесу кислицей, орехами, сладким мхом и ягодами. Конечно, собирали грибы и уже дома обрабатывали, сушили и засаливали в больших бочках.   
Да... помогал огород. На наших грядках росли репа и морковь, редька, лук и забытый теперь овощ - корнивец, похожий на редиску, но намного по размеру больший.
Дед Бурьян подошел к Красному Углу и перекрестился на иконы, - а знаете ли вы детки, что такое Орда Золотая? Нет, милые, никто не может этого помнить, потому что такое царство-государство было, а потом исчезло назад много лет. Армия ордынская охраняла наши границы и собирала налоги, а мужчин забирала в свою рать, за их хана воевать. Сборщики налогов - баскаки, вот по этой нашей речке Улинке на лодках своих плыли и приготовленные для них дары по селам и весям собирали. А если кто дань не платил, тех забирали для отработки, а бывало и совсем убивали. Вот так... да!
И вот когда Димитрий-князь ордынского хана с русской-то земли прогнал, а потом Тимур Железный их столицу Хан-Сарай разорил, то рассеялись ордыне кто куда, да по всей Руси Великой. То сказывал дед мой, а ему его дед, что и в нашем селе Ильинском жили тогда несколько семей ордынских, избежавшие горестной участи погибели лютой. А иные жили в лесах дремучих и в степях диких, но вскоре вымерли, рассеялись все.
Так вот вернусь в детство мое далекое, - дедушка Бурьян отпил чай из своей кружки и задумчиво посмотрел в окно, где закатное солнце багряным заревом отражалось в медленных водах глубоководной и чистой речки Улинки.
Ходил я в тот Ордынский лес собирать ягоды особые, которые назывались «бусы травы». Были они все разного цвета и по вкусу тоже различались. Ходило поверье в народе нашем, что лес тот заколдованный, а ягоды чудесную силу имеют, некоторые полезны от хворей врачевать и при увечьях помогать. Но иные ягоды ядовиты и злой  мощью обладают.
Так-то по зову сердечному я питался там один, ибо никто не хотел со мной ходить. Боялись люди чащи непролазной, топей болотистых, да зверей невиданных, по слухам живущих в местах тех. Так меня с тех пор Бурьяном-то и прозвали.
Присел я однажды в чаще леса того на моховую мягкую кочку под деревом отдохнуть, и дух перевести, потому что голова болела сильно. Слышу вдруг, кто-то вздохнул вроде. Не поверил я ушам своим и сижу, орешки щелкаю... как вдруг вновь звук человеческого голоса донесся до меня. Вскочил я, огляделся и вижу - внутри дерева, как бы сросшись с корой и стволом древнего дерева, сидит сморщенная старуха, вся как древесная кора мхом и травой поросшая. Испугался я было, но сдержался и говорю: - кто ты бабушка старинная, живая... али дух мертвый? Видение ты, или человек душою обличенный, ответствуй именем Бога нашего Иисуса Христа, или исчезни в Геенну преисподнюю.
Сказал так, перекрестился и крестик наперсный поцеловал.
- Ой, какой парнишка молоденький, да смелый, - весело проговорила старуха, тонким, почти юным голосом, - но ты не бойся меня. Ведь я Бигума - лесная жительница и дубовая обитательница. Другими словами леснИца я и добрая лечебнИца. От хворей исцеляю и в невзгодах помогаю. 
- А как бы ты мне от боли головной помогла бы, - не растерялся я и подошел поближе к чудной бабушке, - да и хорошо бы покушать чего-нибудь.
- Бигума как-то выскочила резво из своего убежища и присела в траву посреди поляны. И тут я разглядел, что ее одежда состоит из необыкновенно красивых тканей шелковых по расцветке действительно похожих на древесную кору покрытую мхом и лишайником. Кроме того старуха имела множество серебряных украшений и амулетов, во множестве висевших у нее на шее и украшавших ее руки и чело. Необычной формы головной убор венчал ее голову и был похож на многоярусный войлочный дворец.
- Необходимо отсчитать тридцать восемь ягод черного цвета, красных восемь и две желтые. Следующие четыре синие ягоды снимут твою головную боль навсегда, дадут тебе уникальную память и острый ум. - Старуха Бигума пошарила в траве и протянула мне четыре синие прозрачные ягоды.
- Перекрестив ягоды, я проглотил их одну за другой, тем более что они оказались очень вкусными, - старик Бурьян прикрыл глаза и начал бормоча, загибать пальцы. - Еще три красных, сорок одну белую и семь зеленых ягод я отсчитал по ее указанию. И одна следующая фиолетовая ягода предназначалась для утоления голода.
- Чтобы быть сытым не обязательно много есть, - Бигума взяла маленькую красную ягоду и посмотрела сквозь нее на солнце, - посмотри, какая мощь в ней сосредоточена. Там целый мир - радость, сила, красота и гармония. Научись пользоваться малым и будешь всегда доволен. И это касается не только еды, а всех сторон нашей такой хрупкой жизни.
- Прости, добрая бабушка, а можно я возьму таких ягод для семьи? - я протянул ей свое лукошко, - мы там голодаем, и многие люди болеют зело.
- Знаешь сынок, это во многом вопрос веры, понимания и доверия. Поэтому мой совет - уповать только на Господа Бога. Не волшебство и не магия, но понимание растительных законов и природных циклов.
- А ты можешь меня научить законам этим и рассказать, как пользоваться дарами леса?
- Милый мальчик, меньше всего мне хотелось бы, чтобы ты превратился в угрюмого шамана и лесного знахаря-колдуна, - Бигума вздохнула и развела руками, - к сожалению, на этом поприще бродят злые силы и алчные незримые существа. Вступивший на этот путь становится воином, но далеко не каждому бойцу удается побеждать. Самый верный способ - постараться победить зло внутри себя, найти собственное ничтожество и добраться до корня своей немощи. Но именно этому учит Христос из Назарета. Верь ему, и будешь сыт душей и телом.
Вдруг я услышал хруст и скрежет у себя за спиной и обернувшись, увидел пробирающуюся сквозь бурелом вторую бабушку. Ветви расступались перед ней, а стволы деревьев кланялись и освобождали тропу.
- Узри мою сестру, которую со времен Бухан-хана зовут Бумая. Вот она знает вселенские события и видит человеческие сроки, -  Бигума протянула руки навстречу старухе.
- Ты такая доверчивая и неосторожная сестра, - проворчала старая Бумая, неуклюже опираясь на крючковатую палку, - вспомни, как сюда приходил еще мальчишкой Зольбастр. Научился, приобрел бессмертие и уехал в большой город проповедовать новое ученье. В результате вступил в схватку с коварным Оренаду, потерял тень и теперь скитается где-то в лабиринтах вертикального города.
- Ну что ж теперь, вообще с человеками не общаться и тропы сюда затворить? - с досадой ворчала Бигума, - наивный парнишка к нам забрёл, голодный и болящий, и я помогла ему немножко...
- Да... а потом они все узнают про бусы травы и орехи бессмертия, про входы в подземные океаны и полеты к озерам туч. Ты хочешь, чтобы они взглянули в очи леса и услышали зов реки. А затем эти простые люди осквернят мысли облаков и слух полей. Они ведь могут вырубить деревья и вытоптать траву, отравиться грибами и завязнуть в болоте, могут поссориться с лесным народцем и разозлить незримых великанов. Да, добрая моя Бигума, тебе всего семьсот пятьдесят лет отроду, а наивность как у девчонки. 
- Тогда давай одарим его хоть чем-нибудь и отпустим с миром.
- Можешь подарить ему ковер-самолет или шапку невидимку. Или наделить его даром перемещения во времени или различения невидимых духов? А может отдать ему цветы вечной молодости и бразды управления ветром? Ага, подари ему кристалл силы и ключ от кладезя бездны. Но лучше всего, сестренка отдай этому недалекому мальчику свой браслет безупречной мудрости и амулет сбывшихся помыслов. Я думаю, он сумеет удачно применить дары и вскоре всё это станет достоянием человечества. Действуй, безумная, если хочешь нарушить плавное течение человеческой истории и дать людям мощный рывок в развитии.
Бигума пожала плечами, - а что? Я бы подарила ему маленькое нечто, а почему нет? За последние триста лет он единственный, кто зашел к нам в гости. Я считаю, это надо оценить. Не обязательно сразу отдавать аккумулятор пустоты и фиксатор мыслей. Достаточно... например... вот... я подарю ему кольцо удачи. С помощью удачи можно добиться всего, победить, выиграть, выздороветь и помочь всем.
Подойди сюда, умный мальчик! Вот! Получи мое волшебное колечко и возвращайся домой. К сожалению, ты забудешь дорогу в этот лес и никогда больше не увидишь нас, но кольцо береги и сумей воспользоваться своей удачей.

Старик Бурьян поежился на стуле и снял с пальца серебряное кольцо с агатовой геммой на лицевой поверхности.
- Вот это самое кольцо, оно приносит удачу, и мне действительно везло на протяжении всей долгой жизни. Я был здоров, обеспечен, имел любовь и семью большую. Мои дела шли хорошо, и счастье никогда не переводилось в нашем селе. Я не стал миллионером и не завоевал полмира с помощью кольца этого, но научился реально оценивать свои возможности и сражаться со своими немощами.
И теперь вот хочу удачу передать старшему правнуку для дальнейшего хранения, управления и преумножения.
- Спасибо, дорогой дедушка, - старший правнук по имени Валён надел кольцо на палец, - я буду как и ты, делиться удачей со всеми. И тоже хочу рассказать об одном случае, произошедшем со мной совсем не так давно.

Продолжение следует