Работа без прикрас

Константин Конышев
               


               
               
                Всё о чём пойдёт речь имело место быть. 
                Изменены некоторые фамилии и клички.
                Происходило всё в период май - октябрь               
               
                ДЕНЬ  ПОГРАНИЧНИКА

     Утром 29 мая 1977 года, а это было воскресенье, позвонил дежурный по РОВД. Извините, что повторяюсь, но так оно и есть. В рабочие дни и в рабочее время дежурный звонит в кабинет. Поздоровавшись, объявил:
« Белоусов приказал тебя поднять, утром обнаружен труп молодого парня». Валерий Васильевич Белоусов не так давно занял пост начальника уголовного розыска. Он заменил Корнеева, который стал заместителем начальника РОВД по оперативной работе.
Собравшись, поехал в отдел, благо жил не так далеко, всего пять остановок на автобусе. Белоусов сидел у себя в кабинете и когда я вошел, объяснил мне суть дела:
«Рано утром на тропинке (тогда еще пустыря), на четной стороне улицы 50 лет Октября, был обнаружен труп молодого человека. Видимых следов насильственной смерти, при  осмотре на месте не выявлено, но личность установлена это Николай Петров, живший на проспекте Мира. По всей видимости, он вчера вечером был в кафе «Лель», отмечал «День пограничника». Так пояснили его родные, которых опросил дежуривший вчера от УР Володя Хохлов. Сейчас подойдет машина, она ушла на заправку, и поедим в морг на вскрытие, туда я уже позвонил».
«Я сейчас вернусь, схожу и захвачу папку с бумагой» сказал я и вышел из кабинета Белоусова и направился в свой. Когда я вернулся Валерий Васильевич, сидя за столом, откупоривал бутылку «Портвейна».
«Не люблю я эти морги, да и праздник вчера был, давай по стаканчику пропустим». Пока ждали машину, бутылка опустела. Да и что там пить то, двум молодым мужикам. Белоусов был не на много старше меня, к тому же до назначения работал в нашем отделе, поэтому мы были на «ты», так дальше я и буду его называть. Валера был личностью «легендарной», его «легендарность» заключалась в том, что родился он на «зоне». Отец его там работал, а «зона» находилась у черта на куличках, поэтому роды принимали, не отходя от «зоны». Был он среднего роста, плотного телосложения с копной рыжих волос и когда «колол» подозреваемых упоминал о своём «происхождении» и просил не гнать ему «порожняк», следить за «базаром» и не строить из себя, скажем так – «девственницу».
Приехав в морг, а он тогда находился на улице Партизанской, в цокольном этаже, прошли в  секционный зал. Там  нас уже ждал дежурный судебный медик.
«По сто грамм?» задал он вопрос, увидев нас. Мы оба отрицательно покачали головой.
«Как хотите, а я приму». И он принял, потом повернулся к двери ведущей неизвестно куда и крикнул:
«Семён, где труп?». Из комнаты вышел парень моего возраста.
«Так в холодильнике, я один то не вынесу».
«Иди, помоги ему» обратился ко мне эскулап.
Вдвоём мы прошли в холодильник. Трупы лежали на полках, кое - где друг на друге. По бирке на ноге Семен нашел нужный, и мы понесли его в зал. Сняв с трупа одежду и положив его на стол, судмедэксперт приступил к осмотру тела, мы с Валерием стояли рядом и тоже внимательно наблюдали, я ещё и делал пометки на листе бумаги. Экспертиза будет готова дней через несколько, а предварительные данные нужны сейчас. Ссадины были видны на предплечьях и в области живота, и была гематома, но не большая в районе левой скулы. Закончив осмотр, эксперт взял ампутационный  нож и прямым разрезом вскрыл грудную клетку.
«Органы мы исследуем позже, а сейчас посмотрим, что у нас в голове» обратился он к нам.
Не буду описывать всю процедуры вскрытия черепа, это зрелище не для слабонервных.
«Так, обширная гематома слева, повреждена оболочка мозга, это и стало причиной смерти, но это предварительно», констатировал эксперт.
«Сейчас проверим, был ли он в нетрезвом состоянии, просто понюхаем мозг», предложил он и нам поучаствовать и понюхал первым, Валерий тоже понюхал. Я решил отказаться,  во - первых - так как они оба  сказали, что запаха спиртного нет, а во - вторых что мы учуем, когда сами то не совсем трезвые.
Немного отвлекусь – вот такие экскурсы на вскрытие помогли мне в дальнейшем проводить эксгумации трупов во время первой командировке в Чечню, когда нашей группе разыскников приходилось заниматься и этим, чтобы составить подробную карту неопозноного трупа.
  Подробная экспертиза подтвердила  насильственную смерть Петрова и наличие алкоголя в крови на уровне средней степени опьянения.
В понедельник я получил отписанные мне, первоначальные материалы по Петрову, переговорил с Володей Хохловым – уточнил некоторые детали. И начал я «плясать от «печки», то есть от кафе «Лель». Как было установлено, Петров именно там, провел вечер 28 мая. Поработав с имеющимися у меня в производстве материалами, отправился в кафе, как раз к открытию. Более года назад мне довелось принимать участие в раскрытии кражи из сейфа в этом кафе, поэтому и я знал работавших там и меня знали.
Кражу ту мы раскрыли довольно быстро, пришлось повозиться с задержанием злоумышленника. На похищенные деньги, а это более восьмисот рублей он, прихватив с собой подругу, укатил на рижское взморье. Это оказалась его последняя поездка «на отдых», дальше он отбыл на лесоповал.
Опросив официанток и установив круг посетителей кафе, которые могли что – то пояснить, а там, в основном, «отдыхали» жители близлежащих домов, которые примелькались официанткам, отправился по месту жительства Петрова. Надо было уточнить кое, какие детали.
Первоначальная картина вырисовывалась таким образом. Петров действительно отмечал "День пограничника". Был он один и сидел за столиком один. Правда, как бывает в таких заведениях, расположенных в микрорайоне,к нему подходили, здоровались и даже присаживались выпить, но никаких конфликтных ситуаций в кафе в тот вечер не возникало. Ушел Петров уже перед закрытием, был, выпивши, это и понятно – за вечер бутылку водки уговорил. Да ещё и с пивом. Следующий этап моего расследования – уточнение, кто конкретно присутствовал в тот вечер в кафе. Для этого прошелся по тем, кого мне указали официантки. Народу, по моим подсчетам, было человек тридцать, тридцать пять. Суббота, на улице конец мая, праздник. Не всех посетителей кафе опрошенные знали, но вот двое меня заинтересовали. Братья Володины. Жили не далеко от кафе. Но, самое главное, не отличались законопослушанием и имели приводы в органы внутренних дел. Но это ещё не факт. В Советском районе того времени таких можно было встретить где угодно и, желательно не в ночное время.
Дней десять ушло на установление и опрос посетителей кафе. Опросил и братьев Володиных, которые подтвердили сам факт нахождения там и то, что знали Петрова и общались с ним. Пришло заключение вскрытия и гистологическая экспертиза. Уголовное дело было квалифицированно, как тяжкие телесные со смертельным исходом. Статья 108 часть 2 УК РСФСР.
Вскоре удалось найти свидетеля, который видел, как Петров шел домой по тропинке, а за ним шли двое. По описанию похожие на братьев Володиных. Какая ни какая, а зацепка. Её надо было либо опровергнуть, либо закрепить доказательствами. А для этого нужно было время, а его – то и не всегда хватало. У меня в производстве были, если и не подобные дела, но тоже не терпящие отлагательства. Но о них позже.
Не раскрою тайну, если скажу, что при отработке всех версий они отрабатываются параллельно. Во - первых, так тратиться меньше времени и во - вторых картина случившегося вырисовывается быстрее. В данном, конкретном случае, я искал и подтверждение причастности братьев и  отсутствии таковой. Но, как часто бывает, помогает французская аксиома – «ищите женщину». В моём случае к этому можно еще добавить – "язык мой, враг мой".  Братьям,  как большинство им подобных, выходцы из «бакланов»  то есть хулиганов, имели подсознательное свойство – бахвалиться. Или ещё – «гнать картину». Думаю, большинство из вас видели таких «ухарей». Так вот пришло и это время и та, которой было рассказано, не всё, но многое. Мне просто удалось найти эту особу в окружении братьев и получить нужную  информацию. Более месяца понадобилось, чтобы закрепить и уж потом предъявить  обоим братьям, правда,  по отдельности, факты их причастности к преступлению.
В тот вечер им было скучно. Зашли в кафе, выпили, потолкались среди знакомых, в  том числе подошли и к Петрову. Уже потом, когда вышли на улицу увидели, как тот перешел дорогу и направился в сторону своего дома, решили его догнать и «поговорить». Естественно двоим против одного «говорить» проще. В итоге, просто привязались из-за  какого – то пустяка и избили парня, да еще и попинали по голове, когда он упал. И пошли домой. Вот так «бакланы» стали «мокрушниками».
     Где – то через месяц в дверь кабинета постучали.
«Войдите» громко сказал я.
 Вошел мужчина.
«Вы меня не помните? Я отец Виктора Петрова»
Я не успел ответить, как он продолжил:
«Спасибо Вам, что Вы нашли этих подонков».
Что я мог ответить, я просто качнул головой (Пожалуйста).