Про сериал Зулейха открывает глаза

Ильхам Ягудин
      
           Про сериал "Зулейха открывает глаза"
   
  Редко смотрю всякие сериалы по телевизору.  Не нахожу в них для себя  ничего познавательного, обогащающего кругозор. В основном все эти телеявления  имеют одинаковые сюжеты и в каждом сериале мелькают одни и те же лица актеров. Они буквально   кочуют по этим фильмам.  Есть даже заметная  «узкая специализация» в среде исполнителей ролей.
 
  Есть «специалисты»  по исполнению ролей генералов, маршалов и всякой другой начальствующей братии.  Некоторые артистки из сериала в сериал играют наивных девушек из провинции, через год превращающихся в весьма успешных городских «штучек».  Дюжина сериальных «бабушек», где-то полсотни экранных «бандитов» и прочих уголовных персонажей, милицейские и полицейские герои может, и действительно,  помогают укреплению веры обывателя на торжество справедливости.  Короче, у детей свои любимые сказки, у взрослых - свои.
 
  Уже несколько лет слышим, что есть писательница Гузель Яхина и она написала роман «Зулейха открывает глаза».  Во всех газетах пишут, телевизор и радио вещает. Интернет также внес свою лепту по раскрутке этого сочинения.
 
  Я, будучи  большим любителем  художественной и исторической литературы, взялся читать этот роман. Тем более, заходя в книжные магазины, стал замечать всюду на переднем плане книгу Яхиной. Это наверно был такой удачный маркетинг. При чтении  не очень увлёкся и решил отложить чтение на более свободное время. Читать запоем по ночам не получилось. Если честно – то роман мне показался плоским, с не очень живыми персонажами,  с прерывистым повествованием.
 
  Итак, по фильму. Понравилось звучание татарской народной песни «Ай,  былбылым».  Песня старая. Её часто поют и татарские артисты, и простой народ. Мне она нравилась в исполнении народного артиста России Рената Ибрагимова в сопровождении инструментального ансамбля.  А вот божественный голос заслуженной артистки Республики Татарстан Дины Гариповой придал этой песне более лиричное звучание. Вообще, музыкальное оформление сериала, думаю, многим понравилось.  Тут использована различная музыка и удачно подобрана к эпизодам.

  Понравилась игра актеров. Участие в роли главной героини Чулпан Хамматовой по моему мнению является удачным ходом создателей сериала.
 
  Хотя фильм и не снимался в Сибири, хорошо показана природа, мощь реки.  Впечатляют осенние и зимние пейзажи.
 
  В сериале удачно использована художественная графика.  Использованы элементы татарского национального орнамента.
 
  Вот собственно все положительное для меня после просмотра нескольких серий.
 
  Теперь о неувязках и отрицательных моментах.
 
  По правде,  Яхину  нельзя в полной мере считать татарским национальным автором и причислять к местным писателям, ведь всю сознательную жизнь она живет не в Татарстане. Прочитав не очень доброжелательную  критику по роману, считаю, что людьми не движет зависть к большущему  успеху писательницы. В менталитете татарского народа нет такого качества. То есть нет зависти к творческим успехам и к успехам представителей своего этноса в глобальном масштабе.  Татары очень гордятся своими выдающимися представителями. А в данном случае наши  многие соплеменники  недовольны в основном тем, что нарушен образ «правильного» татарина или татарки. Это устоявшееся мировоззрение, своего рода коллективное бессознательное, а Яхина этого не учла.
 
  В самом начале  муж Зулейхи выставлен изувером, потом она связывает себя порочной связью с его убийцей…   Нет такого у татарских женщин в крови! Считаю, что автор книги  создала не правильный образ татарской женщины тех лет.
 
  Сценаристы со своей стороны еще более создали странную ситуацию. Так, когда на вокзале зачитывают список осужденных ссыльных, в перекличке называют имена мусульманских деятелей уже много веков назад ушедших в мир иной.  Послышались и имена некоторых ныне здравствующих деятелей. Те же вопросы к показу откровенных сцен с чекистом Игнатовым в мечети. Допускаю, что такое могло быть, но зачем смаковать? Для чего это? Чтоб сыпать соль на рану? Чтоб взбудоражить чувства верующих? Или для того чтоб показать еще более изуверским действий представителей органов внутренних дел тех лет? По-моему, мы насмотрелись фильмов с таким идеологическим замыслом ещё в конце восьмидесятых, в протяжении девяностых годов прошлого века.  Зарубежные спонсоры и свои толстосумы тогда не жалели финансов для очернения нашего советского прошлого.  Может и этот сериал снят по чьему-то заказу извне?
 
  Вместе с  главной проблемой фильма  в отсутствии историзма, психологического осмысления эпохи удивляют не соответствующее применение реквизитов. Казалось бы, мелкая деталь, но для меня смешно выглядело одеяние мужа Зулейхи Муртазы.   Во-первых, при работе во дворе он носит неудобный для работы санный тулуп. Во-вторых, в трескучий мороз на улице и даже при поездке на дальнее расстояние он носит одну тюбетейку, а не шапку из овчины.  И Зулейха поехала в кожаных сапогах,  как будто едет на праздник! В январский мороз пренебрегла валенками. 
 
  Топор Муртазы чего стоит! Как будто он его купил вместе с топорищем в современном ОБИ или ИКЕА. Топорище лакировано, а сам топор в свежей заводской краске.
 
  Очень неправдоподобно, что хозяин,  будучи вполне трезвым, разрубает  топором скот, после этого спокойно моется в бане. Потом ещё зверски обращается со своей женой.  Хорош образ татарского мужчины несправедливо пострадавшего от советской власти!  Настоящее действие по искажению прошлого в пользу татарофобов и  лютых врагов советской власти!
 
  В Татарской АССР даже в те годы гонений на религию не позволяли держать в мечетях скотину.  Мечети использовались тогда как школы, клубы или библиотеки. 
 
  Неуклюже выглядит катер-теплоход на котором бороздит речные дали чекист по фамилии Кузнец, надев в мае-месяце  меховую шубу.  Для несведущих сообщаю, что в те годы и даже вплоть до семидесятых годов прошлого века по рекам ходили пароходы.  Такие шикарные белые теплоходы с дизельными двигателями «Шкода» не были и в помине.
 
  Нелепо смотрится  и эпизод, снятый на фоне амбаров какого-то современного хозяйства. В тридцатый год двадцатого века в татарской глубинке ещё не было таких
 высоченных многоэтажных зерносушилок с шиферными крышами. Их повсеместно в колхозах и совхозах начали строить только с середины семидесятых годов  двадцатого века. Они во многих местах до сих пор стоят и используются. Кто консультировал режиссёра телефильма по таким сценам?   
 
  В эпизоде с встречей коменданта Игнатова с одиноким волком опять неувязка с природой. Волки в зимнюю стужу голодные и рыскают стаями.  Абсурден зимний эпизод с одиноким волком.
 
  А пиршество со съеданием  лосятины! Надо же хотя бы знать, что голодавшие люди при внезапном употреблении   большого количества пищи запросто скончались бы поголовно!
 
  Мне было стыдно по таким промашкам за автора романа и за сценаристов сериала.   А ведь для производства этого фильма  истрачены не мало рублей.
   
  Вот такие вот мысли возникли при просмотре. Никому не навязываю свое мнение. Посмотрим дальше – может там не так огульно искажают нашу историю.