Виктор Исаев Мы начинали жизнь с нуля

Стас Тимофеев
Он вписал свое имя в историю футбольного «Иртыша», как автор первого гола в официальном матче павлодарской команды.  Случилось это более полувека назад, а именно в далеком 1965 году. Но даже ветераны футбола, спортивные журналисты не знали где, в каком городе живет, как сложилась его после футбольная судьба и жив ли он? Мне удалось с помощью друзей разыскать внезапно исчезнувшую легенду павлодарского футбола. И за год до смерти побывать у него дома в Аксу и побеседовать с Виктором Исаевым, который откровенно и с юмором рассказал о том времени, когда играл и чем занимался после завершения карьеры. 


На два фонаря меньше, чем в Ленинграде!
- Город, в котором я начинал играть в футбол, сейчас бомбят, - с досадой начал свои воспоминания Виктор Федорович. – Первый удар по мячу сделал в Коммунарске или Алчевске (Луганская область, Украина – С.Т.). А назван он в честь русского промышленника и банкира Алексея Кирилловича Алчевского, который построил еще в начале ХХ века металлургический комбинат. Футбольный клуб «Сталь» был основан в 1935 году, игроков так и называли: «сталевары». В последствие команда получили название «Металлург» и с 14 лет я играл за юношескую команду. А затем получил приглашение играть за луганские «Трудовые резервы», которую тренировал Виктор Сидорович Порохня. И когда он уезжал в павлодарский «Строитель» меня стал уговаривать поменять прописку. Я вначале упирался и на кой ляд мне нужен Павлодар, когда в Луганске у меня замечательно все складывается. Порохня был настойчив и настолько красноречив, что не поверить ему не было сил. А когда он сказал: «Да что ты Витек ерепенишься, ты, что в Павлодаре же на два фонаря и на дом меньше, чем в Ленинграде! Культурная столица степного края…!» Можно сказать, этими словами он меня убедил, что я живо собрал чемоданчик. Приезжаем в Павлодар, выходим на вокзале, углубляемся в город там кругом мазанки и голая степь. Я за голову схватился, спрашиваю: «Сидорович, а где дома, ты, куда меня привез…!?». А как увидел стадион «Трудовые резервы» («Жулдыз») и вовсе расстроился. Вместо травы чуть ли не щебёнка, вместо трибун лавочки, но народ во время футбольных матчей забивал все вокруг. И куда только шпана не залазила – и на заборе устраивались, и на деревьях, как гирлянды на ёлке висели.   
Вернулся «дедом» СА и списали, как старика
- Два сезона 1963-64 годы за «Строитель» отыграл – продолжил свой рассказ ветеран. - Не помню, с кем играли, пошел угловой подавать, так одна бабка меня чуть камнем не убила. До того яростные и душевные болельщики раньше были. На третий год павлодарская команда «Иртыш» получила статус команды мастеров. И болельщики с нами повсюду мотались в Караганду, Целиноград, только что на Дальний Восток  не сопровождали. А туда мы ездили не за очками, а за икрой. Засуживали там беспощадно. Если одно очко привезем уже герои. Только центральную линию пересек тут же свисток.  Но болельщики нас любили - в выходной день по городу так просто не пройдешь. Затем призвали в армию, и я два с половиной года в целиноградском «Динамо» провел. Болельщики Павлодара считали дни, когда меня демобилизуют. Начальник штаба Песков жаловался на павлодарцев, заколебали меня своими письмами и телефонными звонками, будь моя воля, я бы тебя хоть сегодня отпустил на все четыре стороны.
Вернулся, пришел на стадион, как раз собрание команды проходит. Тренер меня в сторонку отозвал и говорит, знаешь Виктор, ребята решили, что ты уже староват. Мне как раз 19 августа 27 лет стукнуло бы….
Поехал в кокчетавское «Торпедо». И когда к нам приехал играть ермаковский «Металлург» его тренер, мой бывший одноклубник Готагожев, предложил, давай перебирайся к нам, подъемные получишь, квартиру сразу дадим. И дураком надо было быть, чтобы от такого предложения отказаться. Директор ЕЗФ В.В.Боровиченко благоговейно относился к своему детищу, а на футболистов можно сказать, чуть ли не молился. Как-то перед важной игрой, закрывают нас на базе, приезжает директор видит, что мы ходим понурые, как в воду опущенные. Он едет в Павлодар и привозит гастролировавший московский эстрадный ансамбль. После концерта все повеселели, стали шутить, подтрунивать и в результате с подъемом провели игру, выиграв у сильного соперника. Вот тебе и мотивация…!
 Я еще три сезона за Ермак играл, пока в 1971 году ногу не сломал, и мне пришлось завязать с футболом. У меня свои болельщики были. И со стадиона один никогда не уходил.
…С Эдиком Боярским дружил крепко. Я в Ермаке играл, он тренировал «Трактор». По окончанию сезона он, Вася Солопов, Александр (Юсуп) Балаев мы на нашем стадионе зарубы до крови устраивали и на последнем автобусе часиков в восемь они в Павлодар возвращались.

Севидов не был зазнайкой

- В «Металлурге» всегда не плохие футболисты играли,- не без гордости говорит мой собеседник, - омич Щегольский, Хисамутдинов, Терещенко, Цыбулько, Шаропут, Буяльский, Люблянский – настоящий орёл, Серик Капрбаев, а позже Пасюк, Касенов, Давыдов, Романовский, Жан, Кот….  Один сезон в воротах стоял впоследствии ставший таким известным человеком как Валерий Иванович Кабурнеев. А были и такие игрочища о которых «Трактору» только мечтать приходилось. Сразу после освобождения из мест заключения за алматинский «Кайрат» играл Юрий Севидов. Получил он срок за то, что сбил профессора, Героя Соцтруда, который под шафе переходил дорогу по мостовой в не положенном месте. Дедуля резко свернул с тротуара под севидовскую «Волгу», но Юра успел среагировать и по тормозам. Переехать его, не переехал, а вот с переломом ноги пришлось Севидову везти профессора в больницу.  А там хирург практикант, что-то не правильно сделал, и старик умер, а Юру на пять лет отправили на нары. Сейчас за такое не сажают и даже условный срок не дают. Выйдя из зоны, он играл по провинциальным командам. В Алма-Ате он долго не задержался, что-то там набедокурил и в середине сезона 1971 года Каретников его в Павлодар привез. Но партийное руководство встало на дыбы: как зэка, «гусара» такого сякого в «Трактор» - нет, ни за что на свете! Но через два года он приехал в трико и тапочках в Ермак. И в «Металлурге» он всю погоду делал. Команда тогда лучший свой результат показала за всю свою историю. Павлодарские болельщики ездили на Севидова. И по жизни он был простым, как хозяйственное мыло. Никакого зазнайства или высокомерия. Он мог на память цитировать «12 стульев» Ильфа и Петрова. А жили они в клубной квартире с Юрой Стуловым бывшим кайратовцем, за олимпийскую сборную СССР поигравшим, прошедшим высшую лигу и потом он здорово помог «Трактору». «Дедушка» Петров (тренер «Металлурга») к ним с уважением относился. Многое прощал, но и спрос был по гамбургскому счету.

Утки из морозильника
- У меня было оригинальное увлечение  – загадочно улыбается Виктор Федорович. - По-моему никто кроме меня этим в стране не увлекался. А началось все с того, что в юности в своем родном  Коммунарске я дружил с Володей Белоусовым – мастером спорта СССР по пулевой стрельбе. Он собирал вино марочное. Но, у меня таких денег не было, и я стал коллекционировать винные этикетки. Сейчас таких вин не пьют. Лучшего вина, чем «Жемчужина России» я не пил. По Крыму на машине с семьей путешествовали и мне в одном винодельческом совхозе предложили купить. С этим хобби доходило до курьезов. С Дальнего Востока возвращаемся, а я опаздывал на самолет и мою сумку прихватил администратор команды, а в ней штук пять бутылок вина. Он ворчит, что этот козел туда положил…!? Юра Еремин ему и говорит: «Да ты же знаешь Исаев придурок, качается, гантели с собой в поездки таскает…».
Есть еще одна у меня слабость: охота и рыбалка. Это днем и ночью, зимой и летом и в снег, и в дождь! Однажды приходит ко мне сосед и говорит: «Ты же охотник, давай куда-нибудь съездим, не обязательно охотится, просто посидим, расслабимся». Выехали на природу, сутки просидели, не стреляли, а когда домой возвращались, он вдруг всполошился: «А я же своей дамочке сказал, что на охоту поехал….!» Я его успокоил: «У меня есть парочка уток, я тебе дам». А утки не ободранные в морозильнике лежали. Я ему отдал этих уток и не успели мы поужинать, как влетает сосед: «Ты, че не сказал, что они мороженные! Жена, как схватила и этой уткой меня по морде отходила…».

Меня друзья не забывают

- Зарплата у нас в команде была 200-350 рублей. На уровне высококвалифицированного рабочего. Премии за победу 40-50 рублей, в зависимости на каком месте шла команда – соперница. Иногда доходило до сотни. Вообщем нам хватало, и никто не роптал по поводу денег. Сейчас разница в зарплатах между футболистами и рабочим не сопоставима. Говорят, что нынешние футболисты профессионалы, работа - сопряженная с большим риском для здоровья и поэтому им надо заработать на черный день. С одной стороны это правильно, а с другой не совсем справедливо. В наше время тоже калечились и некоторые покидали футбол инвалидами, а по завершению  карьеры шли работать на производство. Начинали жизнь с нуля и не раскисали. Ничего зазорного в том не видели. Меня, к примеру, друзья помогли устроиться на ЕЗФ. Зимой в цеху, летом физруком в пионерлагере. Работал мастером в ГПТУ. Но в футбол всегда тянуло. Хотел я мальчишек собрать потренировать. Но вначале, как-то руки не доходили, а потом руководители и на заводе и в городе сменились, которым уже стало не до футбола. Команду мастеров «Металлург» разогнали и о возрождении, по-моему, надо забыть. А Лобановский говорил: «Разрушаете клубы, разрушаете сборную…» - палка о двух концах. Хорошо меня ребята не забывают и Задат Хаергельдинов и Женька Скоробогатский с Экибастуза заезжают. Он же здесь у нас в Аксу с 14 лет начинал тренировать пацанов. Это его заслуга, что в нашем футболе появились такие футболисты, как Виталий Спарышев, Руслан Гумар, Андрей Барсуков, Азамат Аубакиров, Куаныш Бегалин, Дмитрий Шомко, Руслан Есимов. Моя беда же в том, что я детским тренером так и не поработал. А в остальном на жизнь мне грех жаловаться….