За что сражались советские люди. 75 лет Победы

Владимир Лях
     За время работы  директором Нижнепоповской школы,  растянувшейся без малого на 40 лет, мне довелось общаться практически со всеми ветеранами Великой Отечественной войны, живших на территории Нижнепоповского сельского совета.      Сейчас  на митингах в честь Дня Победы в хуторе Нижнепопов присутствуют, в основном, школьники, а когда-то здесь бывало многолюдно, и в центре внимания  были  десятки ветеранов, чьи лица теперь можно видеть на портретах «Бессмертного полка».  Конечно, мы много общались. С кем-то из этих заслуженных людей   встречались на свадьбах и прочих торжествах, как это бывает в небольшом населенном пункте, у кого-то я бывал в гостях, ну а многие защитники Отечества  сами бывали в школе на различных мероприятиях.
     Бывший шахтёр Иван Ефимович Писков много лет трудился в школе рабочим по ремонту здания. Военными дорогами он, молодой солдат, которого командир любовно звал Ванюшкой,  пешком добирался  с другими призывниками от Белой Калитвы до Сталинграда, а потом  от Сталинграда дошёл до австрийского города Граца. Побывал, как шутил иногда, в Европе. Какое-то время Иван Ефимович  оставался последним из   живых участников войны в хуторе. В мирной жизни он пробовал писать стихи, и это ярко его характеризует.
    Ивана Зиновеевича Буценко  военное лихолетье забросило в Китай, и он рассказывал мне об этой, мало кому известной странице войны.
     Потомственный казак, человек исключительно  уважительный, внимательный и имевший буквально «золотые руки» – Михаил Сергеевич Егоров, отец нашей учительницы начальных классов Нины Михайловны Буценко. Для него  война началась именно в 4 часа утра 22 июня на западной границе,  незадолго до этого   перенесённой на 300 километров западнее и ещё очень слабо  обустроенной.  Он со слезами на глазах   рассказывал мне о тех  поистине трагичных событиях,  и я мог сравнить это с рассказами своего дяди – лейтенанта особого отдела Константина Петровича Хандюкова, для которого война началась примерно там же, на бывшей польской территории в районе городка Августов.  Кстати, именно у Егоровых я впервые отведал настоящей донской ухи,  в былые времена называвшейся  щербой. Это было в один из Дней Победы, вскоре после митинга. Мы сидели во дворе под открытым небом, из нескольких мест хутора  доносились праздничные песни, а шёлковый майский ветерок, пахнущий сиренью,  то и дело набрасывал на стол  лепестки яблоневого цвета. Мы разговаривали, а  хозяйка Лидия Тихоновна,  в нарядном переднике, подавала уху. Эта картина мне буквально врезалась в память. Рыба, важно отметить, красовалась на  блюде, а наваристая «двойная» юшка с янтарными крапинами жира и манящим ароматом укропа – волновала взгляд в  отдельной супнице. На столе по давней традиции присутствовали  рушники и чашка с водой, чтобы можно было омыть руки. Рыбу на Дону всегда ели руками.
    Мне вспоминается Иван Михайлович Мытарев,  сосед по первому нашему жилью в хуторе –  танкистом он воевал под Сталинградом, был контужен и из-за этого  слышал не очень хорошо. Иногда, когда он шёл мимо нашего двора в магазин или обратно, мы разговаривали.
    Алексей Устинович Хоменко сорок лет назад был  отцом моей ученицы, ещё в бытность мою классным руководителем. Ну, конечно, братья Быковы:  Борис Иванович   –  Герой Советского Союза – и Алексей Иванович Быков – человек принципиальный,  бескомпромиссный,  умевший и не боявшийся «решать вопросы» с властью. Я предлагал в своё время назвать одну из улиц в их родном хуторе Верхнепопове именем братьев Быковых, но пока, к сожалению,  этого не случилось.
     Другие братья – Алексей Фёдорович и Николай Фёдорович Майборода – отец и дядя многолетнего завуча школы Людмилы Николаевны Кнурёвой.  Николая Фёдоровича военная судьба забросила  на Дальний Восток. Василий Степанович Ганощенко, работавший сварщиком в колхозе, мне, тогда начинающему учителю, много помогал и категорически  не брал денег за свою работу. Он, кстати, придумал обмазку для электродов из обычной стальной проволоки на основе силикатного клея и мела, и успешно использовал это «ноу хау». Как-то Василий Степанович  принёс в школьный музей завернутый в  бархатку осколок, извлечённый хирургом, когда этот зловещий  кусочек   металла стал подбираться к самому сердцу.
    Николай Алексеевич Ивашков – невысокий, подвижный, всегда пребывавший в хорошем настроении,  знал  множество прибауток и всегда был готов   к месту пошутить. Работал Николай Алексеевич шофёром на  самосвале ГАЗ-52. Впервые за руль Ивашков  сел на войне, возил грузы на «студере» – так на фронте называли американский  ленд-лизовский трёхосный полноприводный грузовик  «Студебеккер». Надо заметить, Николай Алексеевич, когда мы ездили с ним по школьным надобностям,  об «американце» отзывался в высшей степени похвально. А ещё он  был страстным любителем футбола, болел за «Спартак», который любовно называл «Спартачок». Это и стало его «улишной» визитной карточкой. «Спартак», «Спартачок»…
     На Дону испокон существовал такой обычай: почти у каждого жителя хутора было не только «ФИО», но и уличное «имя». Порой оно происходило от  фамилии, а иногда имело другое происхождение, часто обусловленное привычками или особенностями человека.
     Другой ветеран, тоже шофёр, мужчина весьма крупной комплекции,   ездил на  «газоне»  с высокими бортами. Эта машина была самой тихоходной в колхозе «Дружба», но и сам Алексей Иванович Терехов никогда никуда не спешил. Ездил он, как принято было говорить, «по месту», но  путь,  даже  в город и обратно, занимал у него продолжительное  время. Зато мы успевали в поездке обсудить множество  тем.  Алексей Иванович имел боевой орден, за мирный труд признавался ударником социалистического труда, и на одном из колхозных собраний ему повязали красную ленту с соответствующей надписью, выполненной  золотыми буквами.
    По соседству  жил другой шофёр, и тоже Терехов – Николай Антонович. Он был призван на службу  в самом конце войны и в боях непосредственного участия не принимал. На митингах  в День Победы Николай Антонович был всегда в военной фуражке, а также  был известен еще и тем, что  и машину, на которой работал, и своё домашнее хозяйство  всегда содержал в идеальном порядке.
     Можно продолжать  ещё очень долго.  Вспоминается, в частности, большой праздник в школе, посвященный 60-летию образования СССР, на котором присутствовала большая группа ветеранов войны. После окончания торжественной части, я пригласил их в учительскую, и мы (по секрету от посторонних глаз!) пообщались после « фронтовых»  ста граммов.
      Разумеется, я многое слышал и от своих земляков по приазовскому посёлку,  и от старших родственников, прошедших войну. Мой  дядя Николай Петрович Хандюков убежал из дома еще до войны – ему хотелось  стать  судовым мотористом. Работал  на рыболовном судне в Керчи, потом парнишкой воевал на Черноморском флоте, попал в плен в Турции, бежал, закончил войну в Одессе, а после этого еще служил срочную по возрасту. Домой вернулся только через 8 лет с женой-одесситкой. У дяди на груди красовались татуировки – портреты Ленина и Сталина, а также надпись «За нашу Советскую Родину!» На флоте тогда  татуировки были очень популярны. Флот  –  это флот, и у моряков  особенная гордость. 
    Другой дядя, которого я  не знал живым – морской пехотинец Фёдор Петрович Хандюков – погиб на знаменитой своим героическим десантом  Малой Земле в районе селения Станичка под Новороссийском.  Теперь в этом месте на берегу  Цемесской бухты  раскинулся  просторный красавец-город. Фёдор  был комсомольцем, активистом и заводилой. Своими руками, работая на рыбзаводе,  он  собрал из запчастей невероятно «крутую»  в то время  легковую  автомашину  «Эмку» (М-1),  и в перерыв лихо подкатывал на ней к дому, вызывая зависть друзей и приятелей. 
     Мы с сыновьями нашли  братскую могилу, где  покоится прах Фёдора Петровича, и там установили  небольшую памятную доску из чёрного мрамора, изготовленную в Белой Калитве.
     Добровольцем ушёл (хотя имел основания не ходить) на фронт муж моей мамы, фамилию и имя  которого я, по её воле, ношу, ибо мой отец, по фамилии Прокофьев, оставил её ещё до моего рождения. Мама была из числа тех гордых людей, которые предательства никогда не прощают. А братскую могилу, где похоронен мой достойный однофамилец, мы нашли на столичном Преображенском кладбище. Владимир Константинович  Лях погиб в 1942 году, защищая Москву. Я бывал там, а сыновья посещают это скорбное место регулярно.
     Ну, а теперь нужно  объяснить, зачем я это пишу.  Начну с того, что никогда, ни от кого из всех этих и многих других людей, прошедших войну, я не слышал осуждения  в адрес военачальников Красной Армии и лично генералиссимуса И.В. Сталина. Наоборот, все они, хоть и были чаще всего  весьма немногословны,  высказывали  уважение и благодарность к руководителям того периода.  Никто никогда не заикнулся даже, что воевал, дескать, не за Советскую Родину, а за какую-то абстрактную родину «вообще».
    Зато теперь находятся деятели,  решающие  за тех, кто ушёл уже в мир иной, за что  воевали  они – советские воины от рядового до маршала в те суровые годы. И вполне понятно, почему эти переписыватели  истории так долго «запрягали» свою позорную колесницу. Именно живые очевидцы и  участники  Великой Отечественной войны были  преградой,   не позволявшей  корёжить историю выстраданной советским народом Победы.
    Известно, как упорно добивались члены одной из фракций в Госдуме замены копии Знамени  Победы придуманным ими странным «символом» Знамени Победы. Проще говоря, пытались убрать со Знамени Победы серп и молот, как олицетворение  заслуг и подвига людей труда, а поместить вместо них бесполую белую звезду. Примерно такая есть у американцев. Новые господа по-прежнему хотят побольше белого!  Белых ленточек, белых пятен в истории, белых флагов перед теми, кто объявляет России новые и новые санкции. Ну, а как же иначе, если здесь они зарабатывают «непосильным трудом», а там учатся их дети и  живут их семьи.
    Именно ветеранские организации   в 2007 году   не дали изуродовать историческую реликвию,  и президент не подписал по-быстрому состряпанный закон. Но, тем не менее, этот странный «символ» и ныне можно видеть на Аллее Героев в парке имени Маяковского.   На  многих митингах, в том числе и в нашем районе, в 2019 году копия Знамени Победы отсутствовала, хотя никакого запрета в этом отношении не существует.  Кое-где над трибуной, правда,  реяли красные прапорцы без опознавательных знаков. Видимо, организаторы не в курсе дела, что красный флаг – это Знамя революции.
    Хорошо ещё, что нам не запретили пока иметь молотки и серпы  в домашнем хозяйстве. А в чём смысл этого, на первый взгляд, бессмысленного действа?
     Всё очень просто. Это одно из условий  легализации невиданного социального расслоения в нашей стране,  стремление «узаконить» существующее положение, принизив значение труда, как фундамента  развития страны. Никакого другого смысла в этом нет, кто бы что ни говорил, и нам всем это нужно хорошо понимать.
    Не так давно один мой знакомый, весьма молодой человек,  беседовал с большим городским   чиновником, и тот заявил, что воевали наши старшие поколения не за Советскую страну, а «просто» за родину. Просто!  Для него, молодого, преуспевающего,  явившегося на свет через много лет после 1945 года, всё  очень просто. Надо – что угодно нарисуем, не надо – уберём. Вы только прикажите…
    Но, поскольку речь шла о подвиге Аннаклыча Атаева, в 31 год отдавшего жизнь за освобождение Белой Калитвы, то давайте подумаем, насколько прав этот чиновник. Аннаклыч Атаев – командир эскадрона 294-го кавалерийского полка 112-й добровольческой Башкирской кавалерийской дивизии 8-го кавалерийского корпуса 5-й танковой армии Юго-Западного фронта, лейтенант, Герой Советского Союза (посмертно). 
    Родился Аннаклыч  в 1912 году в безвестном населённом пункте Бедиркент ныне Рухубелентского этрапа Дашогузского велаята Туркменистана в крестьянской семье. Туркмен.  Что ждало  этого паренька при царской власти? Стоит напомнить, что до 1917 года он  принадлежал к сословию инородцев.  Если грамотность  населения страны на начало XX века составляла по усредненным оценкам немногим более 20%, а среди женщин она была  примерно вдвое меньше, то  среди инородцев грамотных было,  по самым оптимистичным оценкам, всего  около 5%. 
    В тридцатые годы в СССР была ликвидирована неграмотность среди граждан социально активных возрастов, в первую очередь – среди молодёжи.  Это было время бурной индустриализации и связанной с ней коллективизации сельского хозяйства, без которых была бы невозможной Победа. Это было время бурного патриотического подъёма, энтузиазма молодых.  «Нам ли стоять на месте? В своих дерзаниях всегда мы правы. Труд наш есть дело чести, Есть дело доблести и подвиг славы», – такая песня звучала в предвоенном фильме «Светлый путь».
    Аннаклыч Атаев окончил Чарджоуский педагогический техникум, затем работал директором школы в посёлке городского типа Тахта, инструктором Ташаузского областного совета «Осоавиахима».  Советская власть не только обучила туркменского паренька грамоте, но и сделала офицером. Мог ли он даже мечтать об этом при царской власти?! Думаю, ответ на вопрос, за какую страну воевал Аннаклыч  Атаев абсолютно очевиден. Он воевал в Белой Калитве за свою родную Туркмению в составе большой Советской страны. Такова историческая правда.
    Нужно отметить, что самый высокий процент голосов за сохранение СССР в референдуме  17 марта 1991 года показали как раз жители Туркменистана, родины Аннаклыча  Атаева – 97,9 %! Самый низкий процент  был на Украине, но и он составил 70,2 %, немного  больше показали жители России – 71,34%.  Так за какую страну голосовали все эти люди??? И по какому праву нынешние чиновники маскируют их волю за иезуитскими придумками о «просто родине» и о победе «просто народа» без всяких заслуг в этом генералов, маршалов и Верховного главнокомандующего?!
    Таких, как Аннаклыч Атаев,  было очень много среди всех наций и народностей СССР. Невиданные ранее, как теперь говорят,  социальные лифты делали  выходцев из  бывших «подлых»  сословий  офицерами, инженерами, учёными, артистами. Так было.
    Могу привести ещё один пример. Иван Ильич Людников – уроженец хутора Кривокосского  Области Войска Донского, сейчас это посёлок Седово, относящийся к ДНР. Я родился там в 1954 году, через 52 года после своего знаменитого земляка, и в годы моего ученичества И.И. Людников много раз бывал в нашей школе.
    Под командованием  полковника И. И. Людникова 138-я стрелковая дивизия в составе 62-й армии в октябре 1942 – январе 1943 года героически сражалась с врагом в Сталинграде. Сто дней и ночей эта дивизия вела тяжёлые бои в районе заводов «Баррикады» и «Красный Октябрь». Территория 700 м по фронту и 400 м в глубину (позже названная «Остров Людникова») была с трёх сторон окружена немецкими войсками, с четвёртой стороны была река Волга. Позиции дивизии   обстреливались прямой наводкой  снарядами и минами. И всё-таки 25 января 1943 года части дивизии после долгой обороны перешли в наступление  и отличились при уничтожении северной группировки немецко-румынских войск из состава 6-й армии Паулюса.  Закончил войну Герой Советского Союза И.И.  Людников генерал-полковником.   Был начальником  Высших  офицерских курсов   «Выстрел»,  начальником  факультета Военной академии Генерального штаба Вооружённых Сил СССР.  А происходил Иван Ильич из многодетной, отчаянно бедной семьи, ютившейся  в крохотной землянке. Моя бабушка рассказывала, что время от времени посылала им крынку молока, чтобы хоть как-то поддержать.
    С 25 октября 1917 года Людников – доброволец-красногвардеец Юзовского отряда Красной Гвардии. В Гражданской войне участвовал с самых первых её боёв, воевал против донских белоказачьих войск генерала А. М. Каледина в декабре 1917 – январе 1918 года. В апреле 1918 года был пулемётчиком особой пулемётной команды красного партизанского отряда Абросимова. С мая 1918 года служил рядовым  красноармейцем и старшим пулемётного отряда С. А. Бондаренко, который вёл боевые действия против австро-германских оккупантов в Донбассе, а после создания Южного фронта в сентябре 1918 года вошёл в его состав. За какую родину воевал мой знаменитый земляк в годы Великой Отечественной войны, понятно без лишних слов.
    Не стояло  в стороне и казачество. Против немецко-фашистских захватчиков воевали  3 кавалерийских дивизии, 40 кавалерийских полков, 8  артиллерийских и минометных полков, 5 танковых и 2 зенитных полка. Это чистокровные казачьи части. Сколько казаков сражалось в составе обычных  армейских подразделений подсчитать невозможно, но ясно, что речь идёт о нескольких сотнях тысяч человек. 262 казака стали Героями Советского Союза, а сколько награждены орденами и медалями?!  Кроме непосредственного участия в боях, казачество самоотверженно, как и весь советский народ, трудилось в тылу. Этот вклад в Победу переоценить невозможно!
    «Отними у народа историю – и через поколение он превратится в толпу, а ещё через поколение им можно управлять, как стадом», – это слова  министра  просвещения и пропаганды гитлеровской Германии   Йозефа Геббельса.
   Для этого сейчас многое делается, ибо гордый, знающий свою великую историю народ-победитель  неудобен не только внешним врагам, но и внутренним. Гораздо удобнее обманутое, покорное  воле  «элиты»  сообщество потребителей или, как говорили раньше, обывателей. Этого в наше время и не скрывают: «Недостатком советской системы образования была попытка формирования человека-творца, а сейчас наша задача заключается в том, что вырастить квалифицированного потребителя». Эта циничная фраза принадлежит бывшему министру образования и науки РФ Сергею Фурсенко. Как видно, о «квалифицированном производителе» речь уже не идёт. А ещё Фурсенко  сказал, что высшая математика  убивает креативность!  Выходит, что в наше время умным быть – это не «креативно».  М.В. Ломоносов считал с точностью до наоборот: «Математику уже затем учить нужно, что она ум в порядок приводит».
   Но всё это ещё цветочки по сравнению с высказыванием небезызвестного и непотопляемого Анатолия Чубайса: «Что вы волнуетесь за этих людей? Ну, вымрет тридцать миллионов. Они не вписались в рынок. Не думайте об этом – новые вырастут». И эти либеральные «гуманисты»  рассказывают нам о сталинских репрессиях.
    Недавно в  Праге с издевательским комментарием, что «у него не было маски»,  снесли памятник освободителю этого города маршалу Ивану Степановичу Коневу, дважды Герою Советского Союза. Варварский демонтаж   памятника   вновь приковал внимание к монументам белочехам, во множестве установленным в России. «Благодарные» чехи избавились от монумента военачальника, который освободил их страну от фашистов в 1945 году, а у нас же почему-то считается нормальным существование памятников иностранным интервентам, развязавшим в стране кровопролитную Гражданскую войну. Весьма известные люди пытались даже мемориальную доску личному другу Гитлера фельдмаршалу Маннергейму повесить в городе на Неве, который с участием Маннергейма фашисты пытались стереть с лица земли и превратить в болото.
     Счёт снесённым памятникам советской эпохи в бывших странах народной демократии  уже давно идёт на сотни: Польша, Прибалтика, Чехия, Украина.  Нам есть о чём задуматься, отмечая очередной юбилей Великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Формальные, пусть даже и очень пышные церемонии, лишённые достоверного  содержания, на которых реальные исторические реликвии заменяются подложными «символами», где под запретом имена настоящих творцов Победы, имеют очень слабое отношение к патриотизму и исторической памяти. В самом начале Первой Мировой войны в России звучало очень много ура-патриотических лозунгов,  в ресторанах сиятельные господа провозглашали тосты за прошлые победы и «обожаемого» монарха, вспоминали,  возможно, даже печенегов и половцев, но мы помним, чем всё закончилось. Очень жаль, если правы те, кто утверждает, будто история ничему не учит.