Только смерть не страдает

Руслан Зариев
Все утро меня мучил вопрос: ехать или не ехать, ехать или не ехать. Это не давало покоя. Только в одну сторону у меня уйдет час, потом обратно час. Не знаю, стоит ли оно того.

Пришло сообщение «еду. ты вышел?», тут же пишу, что вышел и уже еду. Трясусь в этом вонючем вагоне, как же я не люблю метро. Не просто жарко, а душно. Вроде зима и не должно быть так, но я еду в вонючем старом вагоне, где не работает вентиляция. Летом в таких вагонах хочется сдохнуть, зимой тоже, есть только небольшие промежутки весной и осенью, когда в них комфортно и можно дышать.

Чувствую, как уже капля пота скользит по спине. Нет бы снять эту куртку, но нет – еду и парюсь. Никогда не понимаю, что меня останавливает снять куртку в метро, ведь жарко. Ни то гордость, ни то глупость… скорее глупость. Выхожу, ищу глазами на станции, его нет. «Блять, он опять опаздывает, ну на кой я опять заранее выехал» - выругался про себя. Смотрю куда сесть, благо на этой станции есть скамейки для таких ожидающих как я.

Достал книгу, читаю, но наушники не вынул, музыка все еще играет. Понимаю, что настроения читать нет. Меня раздражает, что он опять опаздывает. Меня вообще раздражают опоздания. Но его то я знаю уже много лет и знаю, что он всегда опаздывает, так что начинаю ругать себя. Убираю книгу обратно в рюкзак, закрываю и оставляю одну лямку на плече, а рюкзак на пузе, положа руки на него. Смотрю. Вглядываюсь. Если бы на меня так смотрели, то… да ничего бы не сделал, но всегда напрягает пристальный взгляд незнакомого человека.

Подъезжают новые вагоны, люди бегут, перебегают, кого-то ищут и ждут. Вот женщина вся такая… как бы сказать дорогая фифа, вся из себя такая дорогая, но явно пустая, не умнее пробки от вина, белого вина, она явно пьет именно белое вино. В каком-то полушубке или пушистой жилетке, не знаю, как это называется. Вышла и пошла так уверено. Смешно: останови такую на улице и спроси, представившись журналистом или, еще лучше, блогером: «сколько вы зарабатываете? сколько стоит ваш прикид?». Она точно начнет заливать про сотни тысяч рублей, что все заработала сама. И никто ей не поверит, такие не ездят в метро, такси – да, метро – нет. Она в это не верит, зритель в это не верит, никто ей не верит, но это некая договоренность. А на самом деле она поест с такой же подружкой дешевых суши и поедет обратно в обшарпанную бабушкину квартиру где-нибудь в Свиблово.

Мужик со спортивной сумкой. Самый обычный русский мужик. Явно из провинции, в Москве либо проездом, либо работает здесь на стройке. Скорее всего вахтовик, проездом в Москве, решил заехать к своим родственникам, которых видит не более 1 раза в год. Такой обычный мужик, Степаном зовут. Жена Ирка, дети пару штук, видящие отца на новый год, но знающие, что папа где-то на Севере качает нефть. В таких семьях праздник не раз-два в год, а каждый месяц – деньги от папы с Севера. Пришли деньги, значит мамка закупится в магазине и можно выпросить чипсы, жвачку и 2 литра колы, а еще новый пистолет в местном сельпо.

— ты скоро? – пишу своего другу.

— да, еще минут 5 и буду.

— хорошо.

Куда идут все эти люди? Спешат. Бегут. Я все сижу и жду. Как мне надоело всех ждать.

Открыл книгу. «Любая эмоция – это страдание». Мда, ну не любая же. Есть же и хорошие эмоции, как они могут быть страданием. «Даже положительная эмоция заканчивается страданием». Да, что ж такое. Пытаешься думать позитивно, что за книга… Хорошо… любовь – это приятное чувство, нечто возвышенное, да, оно может закончиться страданиями, но не всегда же. Есть дружба, она может быть на всю жизнь, а может и быть преданна, но не всегда же страдание. Страх, гнев, горе – страдание. Но любовь и дружба разве могут вести всегда к страданию? Ты можешь быть преданным в любви и дружбе – страдание. Но ты можешь прожить с человеком всю жизнь любя его, ты можешь иметь друга, с которым тебе всегда весело, всегда есть о чем поговорить, всегда есть куда поехать и всегда есть о чем поржать. Где же страдание?

— и сколько еще ждать? – в ответ тишина.

Дружба и вправду может быть страданием. Друг может не просто предать – это нечто объективное, он может умереть и какой бы он не был замечательным, он мертв. Однозначно мертв. На сердце остается новый шрам, точно так же и с женщиной – ты можешь ее любить всем сердцем, она тебя, прожить лет 30 вместе, а потом она внезапно мертва. Ее больше нет.

Стоит ли дружить и любить? Все эмоции – это страдание. Я кажется начинаю понимать эту простую буддистскую истину. Стоил ли миг любви и дружбы страдания, которое, в любом случае, придет вслед за смертью? Но можно умереть раньше друга и любимой женщины, обмануть тем самым не просто страдание, а саму смерть, несущую за собой страдание. Мне не будет больно, но страдание как константа придет, не ко мне правда, а к тем, кто любил меня и ценил дружбу. Но знаете, как можно обмануть смерть, несущую страдание? Не любить и не дружить абсолютно ни с кем. И фифа, и Степан с Иркой и детишками страдают. Каждый по-разному, но страдают.

— знаешь, я прождал тебя полчаса. Я пошел. Увидимся как-нибудь.