Разрушение идеалов

Олег Виноградов 2
     Для того, чтобы описать метаморфозы российской цивилизации, начавшиеся в начале прошлого века и еще не подошедшие к полному завершению,  я вынужден был прибегнуть к тезисному описанию процесса. Собственно другого пути у меня не было.
 Излишние подробности могли усилить теоретическое обоснование позиции, но наверняка отпугнули бы читателя. Мне хотелось, чтобы была понятна тенденция.
 Совсем не жду большого числа сторонников. Достаточно желания задуматься. Остальное не в моей власти.

   Напомню, что векторы развития российской государственности, начиная с 1917 г, были заданы двумя руководителями страны: Сталиным и Хрущевым. Это были разные векторы, очертившие две различные стадии.
 Одна - сталинская характеризовалась жестокостью, переходящей в террор, как средства утверждения безраздельной политической власти. Однако целью этой власти стало раскрепощение народной массы, максимальное широкое вовлечение ее в творчество.
 Общность стала опорой власти и о ее благополучии она пеклась, всячески ограничивая  эгоизм отдельной личности. Справедливость была возведена в норму жизни.
 Основными чертами этой стадии стали: сплоченность большинства народа вокруг власти; невиданный творческий энтузиазм масс, гигантский скачок в развитии индустрии, науки, образования, социальной сферы. Все это определило величие государства.
 Вместе с тем в это же время в фундамент строя было заложено то, что впоследствии его и разрушило. Это превращенный в государственную идеологию интернационализм. Русские с их религией и образом жизни больше не рассматривались в качестве цивилизационной основы государства и были растворены  других нациях и народностях. Сталинское государство сложилось на отказе от преемственности с тысячелетней русской цивилизацией, предпочитая строить свое благополучие с чистого листа. Это было сильное дерево, но, как выяснилось спустя недолгое время, без корней.

 Хрущевскиий период существования обнажил эти слабости, опорочив идеологическую опору власти открытой ложью и заставив партийный и советский аппарат служить уже не идее, а ее эрзацу. Идея была заменена ритуалом. Он был обязателен и внешне ничем не отличался от самой идеи. Однако в него никто больше не верил. Ритуал служил пропуском во власть, открывал карьерные возможности. В этот период сложился и даже разросся до численного большинства слой партийных и советских работников лишенных всякой веры во что либо не имеющее личного прагматического применения. Наверное это естественное развитие всякой искусственной идеологии, не уходящей глубокими корнями в прошлое. Она не может служить в долгую, потому что рождается сиюминутными потребностями и затухает по мере отмирания этих потребностей.

 Преемники Хрущева, а среди них наиболее заметным был Л.И.Брежнев, развили экономическую и военную мощь государства, укрепили его международный вес, но уже ничего не могли поделать с безыдейным, карьеристки настроенным аппаратом власти. Он настолько овладел техникой политической мимикрии, что мгновенно подстраивался под любые идейные развороты, с таким же заученным энтузиазмом тиражируя любую установку власти. Так же не веря ни в одну из них и рассматривая каждую как возможность продвижения по служебной лестнице.
 
 Леонид Ильич Брежнев был, при всех его чудачествах, одним из тех кто в идею верил. И руководителем был хорошим. При нем жизнь простых людей, несмотря на проблемы торгового дефицита, была наполнена добротой и светом.
 Разумеется мировоззренческая основа советской жизни нуждалась в обновлении. Идея служения неким абстрактным ценностям, к тому же вконец опороченным его жрецами, больше не двигала жизнь вперед.

 Есть два горьких урока происшедшего с нами. Первый в том, что окончательно выродившийся партийный аппарат выдвинул на роль реформаторов тех, кто на эту роль никак не годился. Какова среда обитания, таковы и ее выдвиженцы. Один ради своего  мелкого тщеславия, предал все и всех.  Другой, еще в период нахождения на должности первого секретаря обкома, прославился безудержным пьянством и крайне низким интеллектом. И вот эти люди были допущены до самых высот власти, одного из наиболее сильных государств мира!

 Второй урок в том, что в результате реформ было уничтожено то единственное, что было самым главным завоеванием советской власти и что при любых обстоятельствах мы обязаны были сохранить - справедливость. Вокруг нее можно было выстраивать любые социально-экономические конструкции, и все они были бы пригодными для житья. Думаю даже красивыми и уютными.

 Но именно она и была уничтожена без остатка. Все что выстроено на руинах СССР пронизано чудовищной несправедливостью. Сегодня она основа жизни.

 Вернуть справедливость в жизнь значит сохранить страну.