Оперетта. Учебник музыки

Наталья Александровна Рябова
Что такое оперетта? Оперетта - это особый жанр театрального искусства. Ее
можно определить как музыкальную постановку, которая гармонично
сочетает в себе вокальное мастерство артистов с их сценическими
диалогами и танцевальными номерами. Оперетта - слово итальянское и
означает в буквальном переводе «маленькая опера». Еще в средние века в
Европе странствующие артисты исполняли веселые куплеты и острые
песенки, высмеивающие вельмож-аристократов и церковнослужителей.
Их выступления сопровождались танцами и акробатическими номерами.
Так зарождался жанр оперетты. В 1855 году композитор и дирижер Жак
Оффенбах открыл свой собственный театр. Он был основоположником
жанра классической оперетты. Первые оперетты Оффенбаха «Двое
слепых», «Прекрасная Елена», «Орфей в аду» оказались очень
современными, хотя и были написаны на мифические и сказочные
сюжеты. Действующие лица в опереттах были хорошо знакомы зрителям.
Они узнавали в героях своих современников. Величие и блеск венской
классической оперетты начинаются с Иоганна Штрауса. Штраус впервые
обратился к музыкально-театральному жанру в возрасте 46 лет (как
говорят, по совету Жака Оффенбаха), будучи уже всемирно известным
композитором, автором бессмертных вальсов. Вальсы Штрауса уже тогда
были известны и любимы всеми. После двух успешных, но не слишком
выдающихся опытов Штраус создал настоящий шедевр, высочайшее
достижение в жанре оперетты — «Летучую мышь» (1874). Краткая
биография Штрауса. Иоганн Штраус родился в Вене 25 октября 1825 года.
Его отцом и полной тезкой был известный австрийский композитор.
Штраус-старший не желал для сыновей музыкальной карьеры, запрещал
им сочинять музыку и учиться играть на скрипке. По иронии судьбы, все
трое его сыновей стали композиторами, несмотря на его яростное
сопротивление. Так, маленький Иоганн втайне от отца, часто
гастролировавшего за рубежом, брал его скрипку и самостоятельно учился
на ней играть. Мать поддерживала увлечение сына. Даже поступив в
Высшее коммерческое училище и подрабатывая счетоводом, Иоганн не
прекращал учиться музыке.. Чтобы влиятельный отец не смог
воспрепятствовать карьере сына, Анна подала на развод – к тому времени
у Штрауса-старшего уже несколько лет была вторая семья. На фоне этой
драмы Иоганн собрал свой собственный оркестр, а когда 5 лет спустя отец
скоропостижно скончался, пригласил к себе работать его музыкантов.
Гастролируя по Европе со своими произведениями, Штраус становится
очень популярен. С 1856 года он постоянный гость в России. Становятся
традиционными его летние вступления на Павловском вокзале. С нашей
страной связано и первое серьезное чувство композитора. Детей у
композитора не было. Умер маэстро в 73 года, причиной тому послужила
пневмония, которой он заболел, простудившись по дороге с чествования
25-летнего юбилея «Летучей мыши». На этом памятном спектакле он в
последний раз стоял за дирижерским пультом. 3 июня 1899 года короля
вальсов не стало.
Имре Кальман- венгерский композитор, один из выдающихся
композиторов в жанре оперетты. Пытаясь издать свои симфонии и в
очередной раз получая отказ, Кальман сильно расстраивался. "Выходит,
мои симфонии не нужны миру? Дело кончится тем, что я решусь на
отчаянный шаг, возьму да и сочиню оперетту!" - с досады острил Имре и
сам смеялся громче всех. Опуститься до оперетты! Однако обстоятельства
сложились так, что вскоре Кальман "докатился" до оперетты. И мировую
известность ему принесла именно оперетта. Произведения Имре
Кальмана сегодня известны по всему миру. Хотя он написал всего 17
оперетт. Из них 9 стали частью репертуара музыкальных театров Европы.
Лучшими творениями Кальмана считают оперетты « Цыган-премьер»,»
Сильва», « Графиня Марица», « Принцесса цирка», « Фиалка Монмартра».
Интересные факты из жизни композитора: еще в 4 года Имре Кальман
увлекался музыкой, он часами просиживал под окнами у профессора,
скрипача, когда тот занимался. Позже он тренировался в игре на рояле по
16 часов в день, что и привело к травме. Интересно, что Кальман был очень
здравым и рассудительным человеком. Но панически боялся пятниц и
числа "13". Он никогда не назначал премьеры на 13-е число, считал, что его
счастливое число – "17", и старался, чтобы его оперетты показывали в
первый раз именно в такие дни. Также он считал, что оперетты должны
носить женские имена, только тогда им обеспечен успех.