Серафима

Людмила Зрелик
   Серафима была двойняшкой Марии. Девчонки ничего общего не имели ни внешне, ни в характере. Слабохарактерная, трусливая, но послушная Мария, оказалась во время войны у дяди в Карелии. Серафима,энергичная,решительная,взяла судьбу в свои руки. Окончив курсы бухгалтеров работала учётчицей на лесозаготовках. В Архангельске было очень голодно, а после смерти отца ( он утонул на корабле), мачеха решила избавиться от неродных детей. Стало невыносимо.
   Друзья отца помогли оформить командировку Симе в Мурманск. В семнадцать лет Серафима устроилась в Ленд-лиз. Эта организация получала грузы  от союзников: Великобритании и США. Помимо танков,автомобилей,судов,боеприпасов,станков,
получали  и продовольствие. По сравнению с Архангельском, здесь не было так голодно. Поставки продолжались до сентября одна тысяча девятьсот сорок пятого года.
  В восемнадцать лет, за два месяца до окончания войны Серафима вышла замуж за Константина, который работал там же. Случилась неприятная история: разбился ящик с  шоколадом и грузчики решили съесть расколотую шоколадку,в это время зашел "особист" - Константина и других посадили. Сима была беременной,  знакомые ей посоветовали уволиться и уехать в область, от греха подальше. Родившийся мальчишка умер.
  По работе, ей пришлось приехать в Тюва-губу. Там на Серафиму обратил внимание Александр. Мужчина, вернувшись с войны в семью, помимо родных детей, увидел маленькую болезненную девчонку. Мария - первая жена Александра, пыталась вывести плод,но девочка родилась глупенькой и с псориазом по всему телу.
 Александр сделал предложение Серафиме. В Загсе они решили скрыть её замужество, наверно из боязни, что бывший муж - уголовник. Когда история раскрылась,их оштрафовали, но всё обошлось. Второго августа сорок шестого года они расписались, а в конце июня сорок седьмого родилась Тамара. Виктор, сын от первого брака ушел жить с отцом, и помогал нянчится с сестрёнкой. Через два года родилась Люся, она умерла от менингита. Еще через два года появился на свет Борис, и последней, в одна тысяча девятьсот пятьдесят третьем году родилась Людмила. Серафима всегда работала, Александр в Тюва-губе работал мастером по изготовлению тралов, а в Ура-губе уже числился в Мурмансельди. Не знаю что за должность была у него, но орден " Трудового красного знамени" он добавил к своим боевым наградам. Муж был старше Симы, на тринадцать лет и относился к ней с нежностью и любовью. Приличное воспитание, грамотная речь,энергичность,аналитический склад ума, женственность- очень притягивали.Даже в такое сложное время она умудрялась одеваться со вкусом.
  Серафима, я думаю, была счастлива: муж работал,не пил, был спокойным, добрым. Для младшей дочки взяли няньку, от домашних дел Сима была освобождена.
 В одна тысяча девятьсот пятьдесят восьмом году Александра назначили прорабом строительства пионерского лагеря - для детей севера. Всей семьёй они отправились в Джемете, это недалеко от Анапы. Через год, муж Серафимы, умер от рака желудка.
  В тридцать два года она стала вдовой с тремя детьми на руках, в чужой стороне.
 Старшая сестра Нина, забрала шестилетнюю Люду к себе в Дагестан.
  Серафима собрала нехитрый скарб, и старших детей и вернулась на север. Благодаря заслугам мужа, ей дали жильё в полуподвале. По тем временам: отдельный вход, две комнаты - не худший вариант, правда в соседях были, наглые, голодные крысы. Входную дверь заметало снегом, и сыну, частенько, приходилось вылезать в форточку и откапывать выход.
 Я не помню последовательность, где и кем Серафима работала, но чаще всего это были руководящие должности: старший ревизор, заведующая магазином, директор швейной фабрики, начальник отдела снабжения мебельной фабрики. На должности директора швейной фабрики ей пришлось изучить язык глухонемых. Она хорошо справлялась, вот только в партию не хотела вступать, "зубы" руководству города показывала, и ей нашли послушную замену.
   Прошло чуть больше года, и Серафима  приехала в Каспийск за младшей дочкой. Нина прикипела к племяннице, и не хотела отдавать девчонку. Мать уговорила Люду поехать к брату и сестре. Сестрёнки даже поссорились. Нина плакала, уговаривала оставить племянницу, у девчонки были больные почки, но Серафима забрала дочь.
  Сима собрала всевозможные справки: вдова ветерана войны,вдова депутата областного совета, мать больной дочери,и умудрилась получить двухкомнатную квартиру.  Не хочу сказать что это было не справедливо, просто, в то время,было очень трудно получить благоустроенное жильё.  Серафима старалась чтобы дети были сыты и одеты, ничего лишнего у них не было, но всё необходимое было. Тогда все жили тяжело, но я помню что кое-что из наших вещей бесплатно  перепадало детям соседки сверху. Когда дети были в пионерском лагере, Серафима к их приезду умудрилась обставить квартиру, в серванте появилась посуда - её неуёмной энергии хватало на всё.

  Я долго не решалась писать о матери, у меня не было общения с ней, я помню её строгий взгляд, но не помню чтобы меня обнимали и целовали.  Обиды и непонимание остались в душе. Многое я узнала от сестры, с ней мама была откровенна, всё таки шесть лет разницы. Теперь, я понимаю, как тяжело остаться вдовой с тремя детьми на руках еще очень молодой женщиной.
   А тогда... нашим воспитанием занималась старшая сестра, стирка и готовка, тоже были на ней, моей обязанностью была уборка квартиры. За продуктами ходили тоже мы. А мама? Она зарабатывала деньги. Я не помню её за домашними делами.
  Появился мужчина, вдовец с ребёнком, звал её замуж, но помня свою мачеху, она побоялась стать такой же.
   Когда  маме исполнился сорок один год, она вышла замуж. Валентин был бездетным, и по тем временам обеспеченным. Он её любил и баловал. Но мы ему мешали. Мы были с братом подростками, и принять что нас променяли на какого-то недостойного дядьку, было выше нашего разума.
   Началось противостояние.
 Сестрёнка зашивала ему штанины, братишка подсыпал отчиму пурген в чай,ночью привязывал его ногу к стулу... Однажды, за то что отчим отхлестал меня болоневым плащем когда я гладила его портки и мешала ему с гостем выпивать, братишка подговорил друзей выбить ему зубы, а сам после этого пришел угощать  семечками. Мать еле отговорила мужа не заявлять в милицию,обещая новые красивые зубы, но драку между братом и мужем остановить не смогла, после этого Борис ушел из дома. Валентин не мог, да и не хотел находить с нами общий язык.
  Вся неуёмная энергия матери пошла по другому руслу. Надо достать спальный гарнитур, большой холодильник,обставить зал шикарной мебелью,купить красивый телевизор.Накормить любимого всякими деликатесами.
 Старшая сестра ушла с грудным ребёнком на квартиру,когда муж был в море. Борис в шестнадцать лет устроился пожарником, там при пожарке дали комнату. Меня, через год отправили в Архангельск, учиться на товароведа, хотя, я прилично училась  и мечтала о другом. Потихоньку, как я считала, мама избавилась от нас. Когда меня отчислили по состоянию здоровья, отчим пытался убедить мать, что я лентяйка и тунеядка. Не хочу описывать всю гадость происшедшего, много чего было...
   Холодильник был перенесён в спальню, спальня была под замком. Вечерами, за столом появлялись дорогие закуски, коньячок, только не было детей. Когда-то, стройная, активная, справедливая мама, стала  полной, бесхарактерной тёткой, но с престижной дорогой обстановкой, с машиной.  Пошла на поводу у мужа? Понравилась красивая жизнь, знакомства с большим начальством.
   Два года брака закончились плачевно. Первого февраля одна тысяча девятьсот семидесятого года, в сорок три года мама умерла после операции по удалению камней из желчных протоков, от отёка лёгких. Мне было шестнадцать,братишка вернулся из общаги домой, ему было восемнадцать. Старшая сестра была замужем, и понемногу помогала нам.
  Сравнивая судьбу матери с её сёстрами, удивляюсь на сколько насыщенней и короче была её жизнь.