Примерно, точно, на глазок

Анатолий Бызовской
.
Был у меня хороший товарищ, охотились мы с ним в основном, в зимний период по боровой дичи. В этот период глухари, тетерева, уже ложились на ночёвку в лунки под снегом. А также и после дневной кормёжки, падали в снег, выбирая более или менее открытые места, в берёзовых перелесках, где до этого кормились.

Часто найдя такие лунки, с лежащими под снегом птицами, мы спокойно подходили на ружейный выстрел. В отдельные дни птица очень плотно лежала на лунках, только ударом ноги с лыжей, по снегу, издав хлопок, поднимали птиц с лунок и стреляли влет.

 После чего птицы, довольно далеко улетали и рассаживались по деревьям. И подойти на ружейный выстрел, было уже почти не возможно. Пуганная и осторожная птица, к себе уже не подпускала. Стреляли птицу в этом случае, охотники, с малокалиберных винтовок на приличном расстоянии. У нас с Александром, так звали моего товарища, такой винтовки не было, а имели мы ружья двенадцатого калибра, с таких ружей можно стрелять пулей только по очень крупному зверю.

 И Александр, долго вынашивал мысль, купить самое маленькое по калибру, гладкоствольное ружьё и попробовать стрелять пулями по птице, хотя бы метров с семидесяти - тетерева, глухари на такое расстояние к себе, иногда подпускали.

Стоило такое одноствольное ружьё тридцать второго калибра, по тем временам довольно дёшево, всего шестнадцать рублей и специального разрешения на покупку не надо было. Но не всегда они были в наших магазинах.

И вот как-то, перед выходными днями, иду к Александру договориться о выходе на охоту. А он лежит в постели с синим, расцарапанным, распухшим лицом и подбородком. Правая рука, перевязана - не поднимается, плечо опухшее, с огромным синяком. Спрашиваю, что случилось? Помолчав, а потом выругавшись в свой адрес, он начал своё повествование.

Александр дождался, в магазин ружья поступили, и он купил, как и задумал, новое ружьё, тридцать второго калибра.
 Одностволка - бескурковка, казённая часть, ствол, отдавали своей чернотой и блестели смазкой.  Приклад, цевьё светились  желтизной лака, не ружьё - игрушка.

И Александр, не удержался, тут же уселся заряжать патроны - гильзы, пыжи, капсуля проблем нет, а вот пули такого калибра, промышленность не выпускает. Но он недолго думая,выковал  свинец примерно по диаметру патрона, нарезал квадратики, взял две сковородки... откатал круглые пули, которые получились на загляденье.

Пули впритирку входили в патрон, и он залил их стеарином  со свечки. С нетерпением  вышел из дома, пришёл на берег, встал на лыжи и пошёл через реку к лесу.

 Погода стояла изумительная, лес стоял притихший, укрытый белым снежным покрывалом. И он на кромке этого леса, выбрал понравившуюся полянку,  отсчитал восемьдесят шагов, решив попробовать бой ружья на таком расстоянии, повесил мишень, принесённую с собой. И стал устраиваться для стрельбы, первый выстрел решил сделать с положения, стоя, но положив ствол ружья для упора в развилку дерева.
 
 Как метился, как нажимал, убирая слабину спуска курка, это он хорошо помнил.

 Но очнулся и пришёл в себя, почему-то лёжа в снегу. Страшно болело плечо, скула, в голове сплошной звон, и он сел в снегу,  стал вспоминать, что было?
-
 -Где ружьё?  С трудом встал, обыскал место, где стрелял - ружья он не нашёл, а искать, где-то дальше не было сил. Встал на лыжи, держа больную руку, другой рукой и медленно побрёл домой, соображая, что же такое произошло с ним.

 Охотник со стажем, около двадцати лет, он всего несколько раз стрелял пулями и то заводского изготовления. А с ним произошло следующее: 

Изготовив пули для своего нового ружья, которые впритирку, входили в патрон, он не удосужился проверить и попытаться пропустить их через ствол, а ружьё и этого калибра имеет дульное сужение, о чём он забыл видимо прочитать в паспорте ружья.

Весов для взвешивания пороха у него не было, и он отмерил его – «примерно точно» - на глазок! Используя самодельную мерку, для дымного пороха, но засыпал – бездымный порох, которого  по количеству заряда, надо в два раза меньше.  Вместо пыжей, пошла в ход газета, забитая в патрон под молоток. Так, что, «снаряд мести», был изготовлен своими руками.

В результате этого выстрела - разорвало патронник ружья – пуля,  застрявшая в канале ствола, улетела вместе со стволом,  куда-то вдаль. А удар прикладом в плечо и скулу был такой силы, что откинул Александра в снег, скользнув вдоль лица, и исчез в снежном покрывале. 

Сколько Александр пролежал без сознания, он не знает, но добравшись, домой, желание стрелять глухарей пулями с такого ружья, пропало навсегда. Можно сказать, что Александр родился  -  «в рубашке», в этом случае ему - здорово повезло.