Вместе и в горе, и в радости

Иван Деревянко
При венчании в церкви священник желает молодоженам дожить до старости и быть вместе и в горе, и в радости. Мы с женой выполнили этот завет полностью: прожили вместе более пятидесяти лет. Переживали вместе и горе, и радость. А начиналось все с одного случая.

В молодости у меня была бурная личная жизнь. Я любил, меня любили, но взаимностей не было. Но вот однажды в январе, когда я ехал из своего первого отпуска в Сыктывкар на экзамены, случилась встреча, которую, видимо, Бог мне устроил.

Сижу я в поезде в вагоне с креслами, как в самолете, и рассматриваю пассажиров. И вдруг понимаю, что все места заняты, а рядом со мной свободно. До отправления буквально минуты. Думаю, сейчас появится опаздывающий пассажир и сядет рядом со мной. Интересно, кто же это будет?

И вот в дверях появляется девушка с оригинальным чемоданчиком и ищет свое место. А свободно только одно, рядом со мной. Ёкнуло мое сердце. Ночь ехать с приятной попутчицей. Естественно, она села рядом со мной. Поздоровались. Зовут ее Таня. Слово за слово разговорились.

Оказалось, что она собиралась поехать в Москву просто так с подругой. Каникулы ведь. А подруга передумала. Таня сначала решила не ехать. В Москву первый раз одной все-таки страшновато ехать. Но потом решилась. Только потом я сообразил, что это судьба. Видимо, Боженька решил, что девушке надо встретиться со своим будущим мужем, вот и надоумил.

Я предложил ей свои услуги. Ведь мне все равно болтаться по Москве до одиннадцати вечера. Она согласилась. Поболтали. Оказалось, что она родом из деревни рядом с тем городом, где я учился в техникуме, а она там десятилетку кончала примерно в то же время в школе недалеко от техникума. Это обстоятельство как-то сблизило нас. Она потом мне говорила, что ей очень не понравилось, что у меня рукав в пиджаке по шву разошелся.

В Москве куда идти, если по магазинам не надо, если не на выставку. Вот мы туда и отправились. Долго бродили, устали. Увидели какой-то кинотеатр. Идея, пойдем кино посмотрим и отдохнем немножко. Оказалось, это круговое кино, котором никаких кресел нет. И ноги не отдохнули, и шея заболела: приходилось все время вертеть головой.

Вышли. Куда дальше? Надо где-то отдохнуть. А я обещал другу, что заеду в Павлов Посад к его матери. Вот я и предложил проехаться в электричке. Заодно и отдохнем.  Поехали. Нашли квартиру, где мать живет, а ее дома не оказалось. Была его сестра и старенькая соседка, подруга матери. Они обрадовались, накормили нас. Соседка тихонько отозвала меня и говорит:
- Ванечка! Ты смотри, не бросай эту девушку. Очень хороший человек для жизни.
- Да, что Вы такое говорите? Мы ведь только первый день знакомы. Мало ли что в жизни будет.
- Нет, нет, ты не бросай ее. 
Разглядела старая. Так и оказалось. Я до сих пор вспоминаю ее слова.

А сестра друга пригласила Таню переночевать, и повела нас к себе, потом к другой сестре. В общем загостились мы и опоздали на последнюю электричку, которая успевала к моему поезду. Что делать? У меня же билет на руках.

Зять друга спрашивает Таню.
- Таня у тебя есть деньги? Я не взял из дома, а ты будешь ночевать у нас, и я тебе отдам.
Деньги у Тани оказались, и мы на такси едем в Москву. А зять друга предупреждает водителя, что, если мы не успеем на поезд, платить не буду. Мчим на всех парах. И вдруг нас останавливает гаишник. За превышение скорости платите штраф. Я билет показываю, что это я его просил побыстрее ехать. Ладно, езжайте. Но права у водителя забрал. На обратном пути заедешь за правами.

На поезд я успел, но сильно переживал, отдадут ли Тане деньги. Только потом из ее письма я узнал, что отдали. И про продолжение тоже написала. Так завязалась переписка.

Перевелся я с заочного обучения на очное как раз в тот институт, где училась Таня на строительном факультете. Она уже была на втором курсе, а я зачислен на первый, и на технологический факультет. Мне общежитие не сразу дали. Брат жил на квартире, вот мы с ним на одной кровати и спали.

Стоим мы как-то с ним на троллейбусной остановке, смотрю Таня с подругами садится в троллейбус. Мы за ними. Она страшно удивилась: как я тут оказался. Я рассказал. Она обрадовалась, что вмести учиться будем. Приходи в общежитие, комната такая-то. Начали встречаться. Я, как состоятельный студент, и стипендия повыше, поскольку по направлению предприятия, и с производства подбросили три премии, приглашал ее то в кино, то в кафе мороженного поесть. Она соглашалась, только при условии, что платить будем пополам. Меня это возмущало, но делать нечего, условия были жесткие.

Еще на втором курсе, она занималась в парашютном кружке, но при первом же прыжке подвернула ногу. Перелома не было, но долго хромала. Я ей искренне сочувствовал. Так и закончилось ее увлечение парашютами. А еще она хорошо бегала на лыжах. Второй разряд имела. А я по физкультуре с трудом зачеты сдавал. Но на
лыжне иногда встречались.

Однажды я сидел у нее в комнате в общежитии, и в это время к ней зашел одногруппник. Они очень мило общались. Я и решил, что это ее парень, и не стал им мешать. Перестал с ней встречаться. Так, иногда при встречах здоровались, интересовались как дела, но не более. Так прошло около двух лет. А потом я вспомнил про ту бабушку, что советовала мне не бросать Таню. И я решил восстановить отношения.

Пошел к ней в комнату. Поговорили. Вспомнили тот случай, из-за которого расстались. Она от души посмеялась. Мы снова начали встречаться. Вскоре она уехала на практику, мы переписывались, а когда она вернулась, наши отношения приобрели уже серьезный характер. Я видел, что я ей нравлюсь, и мне она нравилась, чего уж голову друг другу морочить.

Дело запахло свадьбой. Но только запахло. До свадьбы было далеко. Я уже несколько раз бывал у нее дома. Договорились ехать к моим родителям. В тот день я должен был лететь в Белую Березку на комбинат. Туда можно было только "кукурузником" долететь. У меня заканчивалась производственная практика. Утром шел дождик, и молил Бога, чтобы самолет из-за непогоды не прилетел. Так мне хотелось лететь. Но самолет прилетел, и я улетел.

 Через несколько дней вернулся, договорился с другом, что я переночую у него, а завтра с Таней мы уедем к моим родителям. Подхожу к дому, и неприятное предчувствие охватило меня. Таня сидит с подругами на скамейке, голова забинтована. Она все время от меня отворачивается. На все мои вопросы отмалчивается. И тут выходит ее мать.
- Расскажите хоть Вы, что случилось.
- Пошли в дом. Расскажу.

Стала она рассказывать сквозь слезы. В тот день, когда улетел на комбинат, Таня рубила топором какую-то палку. А как девушки умеют рубить, известно. Одна из палок отскочила и острым концом рассекла ей под глазом лицо. В больнице несколько швов наложили.
- А с глазом что? Цел?
- Да, глаз цел, а как жить девушке с такими шрамами.
- Шрамы – это ерунда. Вон я как-то поранил ногу. Без всяких зашиваний заросло. Зарастут и эти. Припудрит, и не видно будет.

Смотрю, мать повеселела. Значит, свадьба не отменяется. Это уже хорошо. Вышел я на улицу к Тане. Уже стемнело, и мы остались одни. Она по-прежнему сторонится меня. Ситуация серьезная, надо что-то думать. И придумал.
- Таня, у меня проблема. Мне ночевать негде. К другу гости приехали, моя кровать занята.
- Ну и что ты будешь делать? В гостиницу пойдешь?
- Так гостиница в центре города. Пока я туда дойду ночь будет. Кто меня ночью селить будет?
- Что ты предлагаешь?
- Спроси родителей, может они разрешат мне у вас переночевать?
- Хорошо.
Пошла и быстро вышла.
- Мать удивительно быстро согласилась. Обычно она у меня строгая на этот счет.

Я внутренне улыбнулся: понял в чем тут дело. Переночевал, а утром напоминаю, что мы должны ехать к моим родителям. Они предупреждены, волноваться будут. Какое там! И слышать не хочет.

Таня закончила институт раньше меня, и должна была ехать по распределению в Донецк. Повязку уже сняли, но синячина на поллица. Припудривание не помогает. Но ехать надо. Поехала. Пишет письма, рассказывает, как устроилась. Вроде все нормально.

Получаю очередное письмо, на лекции читаю. О, ужас! Нам не надо встречаться. Забудь меня, и все такое. Что, почему? Совсем непонятно. Показываю другу письмо, тот удивлен. Что делать? Друг старостой в группе был. Прошу его прикрыть мое отсутствие - ехать надо. Заказываю гостиницу в Донецке, беру билет, пишу телеграмму, дескать, встречай тогда-то, таким-то поездом. Сам не уверен, что встретит. Найду по адресу. Мне не впервой по незнакомым адресам ездить.

Приезжаю в Донецк, выхожу на перрон. Нету. Не удивился. Вышел на площадь, узнал в справочном бюро как доехать, и стою на остановке троллейбуса жду. Подъезжает троллейбус, разворачивается, и я вижу в заднем стекле ее с подружками. Извиняется, говорит с подружками заболталась. Не поверил. Я знал в чем дело. В последний момент решилась. Это на нее похоже.

Устроился в гостиницу. Гуляем по городу, выясняем отношения. Она гнет свое, а я возмущаюсь. На другой день она объявляет, что на работе взяла отгулы и едет к сестре на день рождения. Едем вместе. Договариваемся заехать к моим родителям. Только она заедет к своим родителям, а потом она приедет одна к моим родителям. Твердо пообещала. Я почему-то не смог поехать с ней, а через день поехал домой, чтобы там ее встретить. Однако никакой надежды не было, но на всякий случай родителей предупредил.

Дома я что-то делал во дворе, и вдруг вижу идет по направлению к нашему дому. Радости не было предела. Стою, как дурачок, и улыбаюсь. Запомнилась ей эта улыбка. Побыла немножко, и засобиралась обратно на последнем автобусе. Родители в штыки. Как же так? Зима, на ночь глядя ехать опасно. Оставайся ночевать, а завтра первым автобусом и уедешь. С трудом уговорили. Она потом рассказывала, что тот автобус, на котором она не уехала, действительно, сломался на полдороге. Пассажиры ночевали в соседней деревне. Родители не зря возмущались.

Таня уехала, а я к родителям с вопросом:
- Ну посмотрели мою невесту?
- Да, посмотрели.
- Понравилась?
- Да, вроде хорошая девушка.
- Значит, буду жениться.
- Женись.

Встретились в Брянске. Я незаметно вытащил у нее паспорт. А сам предлагаю пойти в ЗАГС, заявление подать. Да, может рано, давай попозже и т. д. Я ей показываю ей ее паспорт, и говорю:
- Вот если ты не согласишься, мне обещала моя одногрупница пойти с твоим паспортом подать заявление.
Долго думала, но потом согласилась. Как это с моим паспортом кто-то в ЗАГС пойдет? Нет уж сама пойду. Подали заявление.

Она поехала в Донецк, а я в очередной выходной дома объявил, что мы подали заявление. Встретили мое сообщение положительно. А когда свадьба? Двадцать первого марта. Мать запричитывала:
- Ой, Боже ж ты мой. В пост же нельзя делать свадьбы.
- Извините, не учел этот момент. Мы могли бы и на более поздний срок назначить, но совершенно упустили это из виду. Теперь уж ничего не сделаешь. Да и свадьбы, как таковой не будет. Будет просто вечеринка с друзьями.
- А ее родители будут?
- Скорее всего, не будут.
- Ну и мы не будем.

Раз дело идет к свадьбе, надо Таню из Донецка вытаскивать. Пишу письмо главному инженеру на ее работу. Так, мол, и так. Мы расписываемся, а я заканчиваю институт, и должен ехать на работу на Север, так ка учился по направлению. Жена должна ехать с мужем. Поэтому отпустите ее с миром. Подействовало. Отпустил. А пока я еще институт не закончил, ей надо было где-то поработать.

Устроилась она в строительную школу преподавателем. Года полтора работала пока я закончил институт. Преддипломную практику я проходил в своем отделе. Меня на работу оформили, но к работе практически не привлекали - делай диплом. а когда мне понадобилось конструкторскую часть делать по станку, в москву командировку оформили.

А в это время наше управление заканчивало стрительство большого пятиэтажного дома. Мне и подсказали мои друзья соратники. Сходи, говорят, к начальнику управления, квартиру попроси. однокомнатную может дать. Я и пошел. Пообещал начальник. Я говорю, что надо бы заявление оформить. Зачем, говорит, раз я сказал, квартира тебе будет. Я и уехал заканчивать институт.

Диплом я защищал в первый день защиты. В тот же день получил письмо от своих друзей. Пишут, что дом сдается и идет распределение квартир. Желательно, чтобы ты был здесь.Поскольку защита дипломовдлится больше двух недель, время есть, можно съездить. Приехал. Иду к начальнику.
- Ты чего приехал?
- Так дом сдают, квартиру хочу.
- Недоделки усранят и будем заселять А квартиру ты получишь, я же обещал.
- Ну я, с Вашего позволения, пару недель побувду, пока в институте защита.
- А что ты тут болтаться без дела будешь. Время отпусков, людей не хватает. Иди работай.
- так у меня жнет никаких документов.
- А что, мы тебя не знаем, что ли.

Проработав две недели, уехал дхиплом получать и жену забирать.  Квартиру нам сразу по приезду дали. Дать то дали. А что дальше? Пустая квартира и два нищих студента. Конечно родители дали немного денег, но только на самое необходимое. Вот мы и пошли покупать это самое необходимое.

Купили кое-что из продуктов, какую-то кухонную утварь, обеденный столик и две табуретки. Не забыли и про электроплитку. Газа–то в нашем доме еще не было. Готовить надо было на дровяной печке, а дров тоже пока не было. А спать тоже на чем-то надо. На кровать денег не хватило. Купили два обычных ватных матраца, пару подушек и простыни. Постелили матрацы на полу, да так и спали, пока кровать не купили.

Спим, а ночью просыпаемся от того, что солнце в глаза светит. Жена забеспокоилась, проспали. Пришлось ее успокаивать. На Севере в это время ночей почти не бывает.

Назавтра пошли в управление на работу Таню устраивать. У меня работа уже была, а ее на работу тоже в управление обещали взять. В ОКСе вакансий не оказалось. Поработай, говорят, пока в политотделе, а появится вакансия, перейдешь туда. Вижу  не хочется ей в политотдел. Сидим у меня в отделе, думаем, что делать.

И тут заходит к нам в комнату начальник отдела. Познакомился с женой, а я ему по привычке рассказал о своей проблеме. Подожди, говорит, у меня жена работает в Молдавском леспромхозе. Мне кажется, что она говорила, что у них в ОКСе вакансия есть. Сейчас узнаем. Звонит жене. Да, есть вакансия. И ее взяли туда на работу.

Пообвыклась немного, дочку родила. Тогда декретные отпуска были небольшими, поэтому временное ее отсутствие на работе не отразилось. Дочку устроили в наши управленческие ясли, которые далековато от дома. Кто жил на Севере, тот знает, как по глубокому снегу ребенка в коляске возить. Помучились пару дней, а потом я сообразил, как на саночки прикрепить кузовок коляски. Совсем другое дело. Буквально через неделю другую полгорода возили детей на таких кибитках.

Сестра Тани где-то видела детскую кроватку со столиком для пеленания и шкафчиком для пеленок-распашонок на одной спинке кроватки. Я нарисовал такую кроватку, и сделал заказ на местном лесозаводе. Там ее изготовили, получилось хорошо. Потом появилась идея изготовить шкаф-кроватку. Нарисовал, сделали. Не понравилась. Учел недостатки. Нарисовал, сделали. На этот раз то, что надо. Долго она была у нас. И сыну досталась. Очень удобная была. И шкафчик для пеленок, и ночной столик типа секретерчика с подсветкой, и ящик для игрушек.

В семье всякое бывает. А когда муж и жена практически несовместимые знаки зодиака, то без ругни не обойтись. Поругавшись, бежишь в город пар выпустить.  В небольшом городе и побегать-то негде. Пробежишь пару тройку магазинов, на витрины поглазеешь, а возвращаться-то все равно домой надо. Вот и идешь домой, как ни в чем не бывало. Конечно, если бы жили недалеко от родителей, то жена давно бы к матери сбежала. А тут деваться некуда, надо как-то жить. Вот она и не выясняла отношений. Разбора полетов у нас никогда не было. Так и жили.

Я все время мечтал об аспирантуре. Надумала и она. Стали вместе готовиться. Я мог подольше посидеть, а она засыпала. Ей тяжелее было. Работа, ребенок и домашнее хозяйство отнимали много сил. Вот она и не выдержала. Давай, говорит, ты один поступай, а я буду тебе помогать. И неплохо помогала.

Вскоре начальник Тани ушел на пенсию, и ее назначили на его место. А начальнику надо быть членом партии. К молодым было благосклонное отношение, поэтому со вступлением в партию у нее проблем не было. В райкоме партии при утверждении был вопрос, поедите ли Вы на новое место в связи с переездом конторы леспромхоза. Таня затруднилась с ответом, но выручил начальник политотдела нашего управления, член бюро райкома.
- Чего она туда поедет? У нее муж у нас работает, что мы ей работу у нас не найдем?

К счастью, с переездом конторы вопрос затянулся, и Татьяна доработала на этой должности до увольнения в связи с переездом в Киев. Ну, а в Киеве ей досталось. Назначили ее главным инженером, так называемого, заводоуправления с тремя кирпичными заводами. Недели не проработала, как директор ушел в отпуск, и заболел. С полгода ей пришлось быть директором. С ее характером ей ой как тяжело было. Заработала микроинфаркт. Два года проработала, и я ее перетащил в Киев.

Никуда не захотела идти, кроме нашего института. Помочь хотела мне, и согласилась на должность рядового инженера с минимальным окладом. Всей семьей делали мне эксперименты. Бывало, что эксперимент затягивался, и дочь на стулья усыпала. Появилась возможность и ей поступить в аспирантуру. Даже кандидатские экзамены сдала на пятерки, но в аспирантуру не решилась поступить. Ну а я почему-то не настоял. До сих пор жалею.

В общем, жена все время рядом была, и при подготовке диссертации, и при ее защите. А как она радовалась, когда пришло подтверждение ВАКа. Она, конечно, долго не задержалась на должности инженера. Сравнительно быстро стала заместителем главного инженера научно производственного объединения. На работе ее ценили.

Мы с женой уже более 50 лет вместе, как говорят, и в горе, и в радости. Это она спала на стульях в больнице, когда со мной случился инсульт, после которого люди обычно не выживают. Благодаря ей я выжил и научился ходить, хотя врачи утверждали, что я не поднимусь. Это она выхаживала меня после перелома бедра. Правда, и я старался как мог ей помогать. Ведь нельзя же обманывать ожидания любимой и любящей женщины.

Ее любовь и забота и до сих пор создают мне благоприятные условия для занятия наукой. И вообще, мне с женой повезло. Я был принят в ее семью, как родной. Да и мои родственники любили ее, как родную. А это, я вам скажу, в семейной жизни дорогого стоит.






Дорогие читатели!
Кто не имеет возможности комментировать мои статьи в «Проза.ру», прошу писать мне на электронную почту: iwan.vander45@gmail.com.